В 1990-е гг. исторически значимым вопросом был переход от советской к новой модели культурной политики.
В СССР же культурная политика была частью «марксистско-ленинской» идеологической политики КПСС, которая также широко использовала в своих целях просвещение и образование. Эта система сформировалась в 1920–30-е гг. Несмотря на некоторые преобразования, она без каких-либо особых изменений сохранилась до конца 1980-х гг.; ее основными компонентами были:
• создание широкой сети государственных учреждений культуры с сильной
просветительной направленностью;
• выстраивание жесткой, централизованной системы управления и
идеологического контроля;
• развитие соответствующих механизмов регулирования;
• поддержка классической или «высокой» культуры, которая в целом
воспринималась как идеологически нейтральная.Приоритетом пользовались инструменты воздействия на аудиторию, которые позволяли широко распространять информацию — радио, кинематограф, пресса.
Начиная с 1960-х все более важную роль стало играть телевидение. Главной задачей творческих союзов, объединявших работников основных видов искусства, был контроль за художественным сообществом и интеллигенцией, а также организация их профессиональной деятельности в соответствии с интересами КПСС.
|
|
В 1953 г. были созданы Министерство культуры СССР и союзных республик, в результате чего сложились закрытые бюрократические механизмы управления культурой, которые соответствовали общей системе государственного управления.
Тем не менее, культурная жизнь страны оставалась разнообразной, поскольку массовое вовлечение в официально организованную культурную деятельность было одной из политических целей.
Глубокие изменения начались с середины 1980-х гг., когда идеологическое давление и административный контроль за учреждениями культуры стали ослабевать.К началу 1990-х государство заметно сократило свое вмешательство в дела культуры, теряя к ним интерес; параллельно шло углубление общего экономического и политического кризиса, который в 1991 г. завершился распадом Советского Союза.
Главной целью культурной политики на федеральном уровне стало обеспечение свободы самовыражения, а также сохранение культурного наследия и государственной сети учреждений культуры. Государство также склонялось к тому, чтобы сократить свое участие в культурной жизни (включая финансирование сферы культуры), положившись на рыночные механизмы и спонсорство (хотя последнему еще только предстояло развиваться), а так же - на самофинансирование учреждений культуры.Одновременно со всей очевидностью проявилась необходимость полного обновления правовой базы культуры.
|
|
Государственные расходы на культуру были сокращены и в период кризиса фактически сведены к выплате заработной платы работникам учреждений культуры, что сделало борьбу за ресурсы главным приоритетом. В 1999 г. бюджет сферы культуры был в первый раз исполнен в запланированном объеме, и начался возврат к финансовой стабильности в отрасли.
Тем не менее, за прошедшее десятилетие общественные позиции культуры и искусства в целом, «высокой» культуры, классического искусства и художественного качества были резко ослаблены. Их место заняла массовая культура и развлечения, т.е. сфера коммерческой деятельности.
На пороге XXI века стало очевидно, что отказа от идеологического контроля и обеспечения свободы самовыражения для поддержания культурного развития не достаточно. В развернувшихся дискуссиях по вопросам культурной политики, в общем, обсуждались следующие альтернативы: (1) существенное усиление роли государства в сфере культуры, и, прежде всего, расширение финансирования всех видов культурной деятельности и учреждений; (2) сокращение числа учреждений, памятников и т.п., получающих государственную поддержку и соответствующее изменение их правового статуса, включая приватизацию.