1. Что понимается под состояниями партнеров по общению?
2. Охарактеризуйте состояние Родителя. Приведите примеры воздействия на партнера с позиции Родителя.
3. Что характерно для состояния Дитя? Приведите примеры, в которых ученик находится в позиции Дитя.
4. Охарактеризуйте состояние Взрослого. Подберите примеры, в которых ученик общается с учителем, находясь в позиции Взрослого.
5. Подберите из литературных источников ситуации взаимодействий педагогов и воспитанников. Проанализируйте особенности ролевых позиций общающихся в этих ситуациях людей.
6. Инсценируйте небольшие фрагменты известных детских сказок и охарактеризуйте ролевые позиции действующих персонажей.
7. Поупражняйтесь в выполнении некоторых типичных действий учителя: а) войдите в класс и поприветствуйте учащихся; б) выразите свое возмущение по поводу того, что ученик отвлекается на вашем уроке. Повторите подобные действия поочередно, занимая различные ролевые позиции.
8. Подберите примеры педагогических ситуаций к схемам.
Глава 7
ОБЩЕНИЕ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ