1. Пропускная способность нефтепровода является основной исходной величиной для расчета, она указывается в плановом задании (в млн. т/год). Для расчетов она переводится в м3/ч и м3/с при определенном (расчетном) значении плотности. При этом считается, что нефтепровод работает 350 дней в году. В основном пропускную способность определяет диаметр трубопровода и давление на станциях. Ориентировочные значения диаметра нефтепровода и давления на нефтеперекачивающих станциях в зависимости от пропускной способности даны в таблице.
Нефтепродуктопроводы | Нефтепроводы | ||||
Диаметр, мм | Давление, МПа | Пропускная способность млн. т/год | Диаметр, мм | Давление, МПа | Пропускная способность, млн. т/год |
9,0-10,0 7,5—8,5 6,5-7,5 5,5-6,5 5.5-6,5 5,5-6,5 | 0,7-0,9 1,3-1,6 1,8-2,3 2,5–3,2 3,5–4,8 6,5-8,5 | 1020 1220 | 5,4-6,5 5.2–6,2 5,0-6,0 4,8—5,8 4,6—5,6 4,6-5,6 4,4-5,4 | 6-8 10—12 14-18 22—26 32—36 42-50 70-78 |
Среднемесячные температуры грунта на глубине заложения трубопровода могут быть получены у местных метеостанций или из климатологических справочников. Данные о температуре грунта служат для определения расчетных значений плотности
и вязкости нефти. Обычно наинизшие температуры бывают в марте — апреле, а наивысшие в августе — сентябре.
Плотность и вязкость нефти определяют лабораторными анализами или задаются при определенных температурах: плотностью при 20° С, а вязкостью при 20 и 50° С по формулам пересчета.
Механические свойства (прочностные показатели) сталей, необходимые для расчета толщины стенки магистральных трубопроводов, приведены в справочниках.
Технико-экономические показатели необходимы для под счета капитальных затрат и. эксплуатационных расходов при определении экономически наивыгоднейшего варианта. Можно пользоваться укрупненными показателями, приведенными в соответствующей нормативной литературе.
Чертеж профиля трассы используют при расстановке нефтеперекачивающих станций на трассе трубопровода. По чертежу профиля трассы определяют необходимые для гидравлического расчета разность нивелирных работ и протяженность нефтепровода.
Нефти, добываемые даже в одном районе, не всегда одинаковы по своим физико-химическим свойствам. Смешивать такие нефти при перекачке нецелесообразно. Поэтому иногда разные нефти и различные нефтепродукты перекачивают в выбранном направлении последовательно. При этом нельзя допускать значительного их смешивания в пути. Последовательная перекачка увеличивает коэффициент использования магистральных трубопроводов, снижает стоимость транспортировки. Нефтебазы оперируют с десятками различных нефтепродуктов для которых нецелосообразно и практически невозможно построить трубопроводы.
Однако при перекачке разных последовательно транспортируемых нефтепродуктов образуется их смесь в месте контактирования в трубопроводе.