Антропология как наука
Значение термина антропология
Антропология в широком понимании представляет собой область знания предметом исследования, которой является человек.
Человек+слово.
Первым употребил это понятие Аристотель(4 в. до н.э.). Этим понятием он обозначил область знаний, которая обозначает преимущественно духовную сторону человеческой природы
Со временем в науки установилось двоякое понимание антропологии:
1) как общей науке о человеке, объединяющей в себе знание различных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин
2) наука, которая исследует биологическое разнообразие человека
Со временем (18-19) термину предавали разные значения
Французские антропологи – совокупность знании о человеке (универсальная наука). Задачи – систематизировать знания о естественннои истории, о материальной, духовной культуре, языке, физической организации и психологии
Немецкие философы включали вопросы психического мира человека. Антропология=психология
В 19 веке за антропологией закрепилась ее двоякое понимание.
|
|
В 19 в. Складывается теория антропологии и кроме термина антропология начинают использоваться этнография и этнология.
Этнография. В германии в конце 18 в. он использовался для народоописания. К концу 19 в. этнография превращается в науку о человеке и его культуре
Во Франции. Этнология. Наука о человеке и его культуре
В англоязычных странах – антропология
Вывод: первоначально эти термины обозначали одну и ту же сферу научного знания и понимались как синонимы
Основные подходы к проблеме человека
1) философский подход (философская антропология). Она возникает как закономерное продолжение поисков решения проблемы человека в западной философии. Имануил Кант (18 в.) «Антропология с прагматической точки зрения»
Людвиг Фейербах (19 в). Он поставил антропологию в центр своих рассуждений и рассматривал человека как «единственный универсальный и вечный предмет философии»
Макс Шелер (20в.) подхватывает идеи Канта. Все центральные проблемы философии можно свести к вопросу о том, что есть человек и каково его местоположение в общей целостности бытия, мира и бога.
Задача – показать каким образом из основной структуры человеческого бытия выделяются все специфические организации, учреждения, свершения и дела человека.
«сущность человека, новый опыт философской антропологии»
Сегодня философская антропология может рассматриваться как самостоятельное направление. И оно концентрирует внимание на изучении проблем бытия человека в современном мире и ищет ответ на вопрос о сущности человека в целом.
|
|
2) теологическая антропология. Сторонники считают, что достижения современных наук о человеке не могут дать ответ на всеобщее стремление к целостному созерцанию человека. Они считают, что конкретные научные знания приводят ученых к редукционизму, т.е когда представления о человеке сводятся к перечению его простых проявлений и характеристик. Опирается на религиозную веру и откровения.
Современныи религиозныи модернизм – мыслители рассуждают о сущности человека. Человек как двоиственное существо. Рассматриваю проблемы бытия человека в современном мире. Изучают причины роста бездуховности, опираясь на основопологающие принципы христианского вероучения.
Павел Флоренций, Шарден, Ранер, протестанты: братья Нибуры и Тиллих.
3) научная антропология.
Специфика – стремление к объективному исследованию. Буревич «следует различать знания о культуре даваемое ее нацучным изучением и осознание своеи личнои принадлежности к определенной культуре.»
«знать культуру и быть в кульутре это не одно и тоже»
Цели научного познания:описание, понимание, объяснение изучаемых объектов.эмперические(опытная) исследовнаия человека основаны на сравнительном изучении биологии человека и высших животных, а также на наблюдениях и эксперементах которые проводятся в разных условиях. Цель теоретического уровня – построение теоретических модели человека и культуры, выявленеи характера и механизмов их взаимодейсвий.