Система управления ЕС

Система управления ЕС включает ряд институциональных органов. Европейский парламент –общий законодательный и представительный орган ЕС. Совместно с Европейским советом (высший исполнительный орган ЕС) Европейский парламент принимает решения по вопросам внутреннего рынка, бюджета ЕС, принятия новых членов и др. Европейский совет собирается в составе глав государств и правительств стран-участниц не реже двух раз в год. Здесь принимаются принципиальные решения относительно основных направлений экономической политики государств-членов. Совет ЕС (Совет министров) –орган, принимающий основные решения по вопросам текущей политики. Комиссия европейского сообщества —центральная институциональная структура, которой в системе органов ЕС принадлежат и исключительное право законодательной инициативы, и определенные исполнительные полномочия, и функция политического контроля за соблюдением основополагающих договоров прочими участниками процесса принятия решений в Евросоюзе. Суд ЕС следит за соблюдением законодательства ЕС на территории государств-членов, наблюдает за единообразием применения правовых документов, определяет соответствие законодательству правовых актов Комиссии и Совета и вносит решения по вопросам применения законодательных норм ЕС, если такие вопросы передаются на его рассмотрение национальными судами. Его постановления носят окончательный характер и обязательны к исполнению национальными органами власти.

Функции органов ЕС имеют характер наднационального, надгосударственного регулирования. Они ведут переговоры по торговым, таможенным и др. вопросам с третьими, т. е. не входящими с ЕС, странами, устанавливают регламент рыночных цен на продукты сельского хозяйства, обеспечивают проведение политики протекционизма путём определения так называемых компенсационных тарифов, распределения субсидий и пр.

“Валютный союз” отнюдь не означает обязательного введения единой валюты. Для него достаточно жесткой фиксации обменных курсов. По мнению некоторых специалистов, это - низшая, простейшая форма валютно-экономической интеграции: она не предполагает существования единого рынка. В частности, валютный союз существовал до 1979 г. между Великобританией и Ирландией, но отнюдь не привел к интеграции их экономик. С 1922 г. в таком союзе находятся Бельгия и Люксенбург, но вплоть до создания ЕС, куда вступили оба эти государства как учредители, также не требовалось глубокой между ними интеграции.

Валютный союз, следовательно, может позволять странам и валютные ограничения, и запрет на свободу движения капиталов, и таможенные барьеры.

Применительно к СНГ такого рода валютный союз представляла собой “старая рублевая зона”, в рамках которой на протяжении 1992 г. сохранялась единая валюта, а расхождения в темпах экономических реформ, направлениях макроэкономической политики, основных экономических показателях (прежде всего - инфляции) компенсировались мерами по защите внутреннего рынка, т.е. созданием прямых административных барьеров. Скорее всего, такой валютный союз в его простейшем виде не отвечает коренным интересам стран СНГ, поскольку не содействует достижению их основной цели - восстановлению единого экономического пространства.

Другое дело - экономический союз. Он означает как существование таможенного союза, так и обеспечение “четырех свобод движения” - товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, т.е. образование единого рынка без границ при скоординированной макроэкономической политике. Формирование же единого рынка, как показывает опыт ЕС, неизбежно толкает страны к введению единой валюты. По оценкам экспертов ЕС, преимущества интегрированного экономического пространства могут полностью проявить себя при условии параллельного создания валютного союза. Последний здесь выступает уже не в описанном выше простейшем виде, а как итог усилий по реальной интеграции хозяйственных комплексов, отмене всех барьеров на пути движения факторов производства. Так появляется идея экономического и валютного союза.

Экономический и валютный союз также проходит несколько этапов развития. На первом из них обеспечивается функционирование единого рынка, включая свободу движения капиталов и сокращаются пределы колебаний единиц, усиливается координация макроэкономической политики. На втором этапе координация политики постепенно приводит к сближению основных экономических показателей. И лишь на третьем этапе вводится единая валюта и формируется единый центральный банк.

Экономический валютный союз в его завершенном виде, следовательно, представляет собой высшую ступень экономической интеграции и предполагает существование единого внутреннего рынка, скоординированной мсакроэкономической политики, единой валюты и единого центрального банка.

Итак, основной закономерностью интеграционного процесса является его постепенное восхождение от зоны свободной торговли через таможенный союз и единый внутренний рынок к валютно-экономическому союзу. Форсирование интеграции, попытки обойти ту или иную ее стадию конрпродуктивны.

Но и общий рынок не является завершающим этапом интеграционного развития. Для формирования единого рыночного пространства мало свободы передвижения через границы государств товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Чтобы завершить экономическое объединение, надо еще выровнять уровни налогов, унифицировать хозяйственное законодательство, технические и санитарные стандарты, скоординировать национальные кредитно-финансовые структуры и системы социальной защиты. Выполнение этих мероприятий ведет, наконец, к созданию подлинно единого внутрирегионального рынка экономически объединившихся стран. Данную ступень интеграции принято называтьэкономическим союзом. На этом этапе усиливается значение специальных надгосударственных управленческих структур (типа Европарламента в ЕС), способных не только координировать экономические действия правительств, но и принимать оперативные решения от имени всего блока. До этого уровня экономической интеграции дошел пока только ЕС.

Экономический союз 27 стран Западной Европы предусматривает соблюдение следующих требований:

1) полная свобода перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

2) необходимость проведения политики поощрения конкуренции на всем едином экономическом пространстве, что позволяет устранить препятствия к доступу на рынок и нарушения в его функционировании вследствие поведения как частных, так и государственных хозяйственных агентов;

3) поощрение общей политики, направленной на структурное выравнивание и региональное развитие, чтобы способствовать оптимальному распределению ресурсов и процветанию всего союзного пространства, особенно регионов, которые находятся в неблагоприятных условиях;

4) координация макроэкономической политики, в том числе применение ограничительных правил относительно объема и финансирования национальных бюджетных дефицитов, а также осуществление определенной налоговой гармонизации;

5) преодоление различий в разных национальных экономических параметрах.

На четвертом этапе западноевропейской интеграции естественно возникает потребность в органах, наделенных полномочиями не просто координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-членов, но и принимать оперативные решения от всей группы интегрирующихся стран. Их правительства передают часть своего государственного суверенитета общим надгосударственным органам. Эти межстрановые органы с наднациональными функциями обладают правом принимать решения по вопросам развития интеграции без согласования с правительствами стран-членов объединения. В рамках ЕС, согласно Маастрихтскому договору, основные направления экономической политики стран-членов в процессе создания Экономического союза определяются Советом Министров этой организации. Совет Министров обязан контролировать процесс экономического развития в каждой стране-участнице ЕС и при нарушении обусловленной экономикой политики принимать соответствующие меры. При этом особое внимание контролеры уделяют исполнению государственного бюджета.

Экономический союз стран-членов ЕС неотделим от их валютного союза. Валютная интеграция, как показало исследование, началась еще в 70-е годы, когда страны находились на этапе развития Таможенного союза. Решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС) стороны приняли в конце декабря 1978 г., а с 13 марта 1979 г. она начала действовать, преследуя следующие цели:

установить повышенную валютную устойчивость внутри Союза;

стать основным элементом стратегии роста в условиях стабильности;

упростить единение направлений экономического развития и придать новый импульс европейскому процессу.

Вопросы:

1. Что такое экономический союз?

2. Почему экономический союз сопровождается валютным?

3. Назовите четыре критерия сближения государств для перехода на единую валюту?

4. Для чего предназначен евро?

5. Какие наднациональные управленческие структуры ЕС вы можете выделить?

6. Каковы функции наднациональных органов?

7. Экономический союз 27 стран Западной Европы предусматривает соблюдение требований. Перечислите их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: