Баку может не напрягаться / росбалт / 10. 09

В начале недели в Москве состоялась встреча президентов России и Армении, в ходе которой Владимир Путин и Серж Саргсян, по официальной информации, обсудили углубление двустороннего сотрудничества в самых разных сферах, а также вопросы, касающиеся интеграционных процессов в ЕАЭС.

Но встречу эту, прошедшую на пугающем фоне обострения обстановки в зоне карабахского и армяно-азербайджанского конфликтов, вряд ли можно считать обычной «сверкой часов» между лидерами государств, считающихся стратегическими партнерами. Тем более, что Путин и Саргсян встретились всего лишь спустя несколько дней после экстренного визита главы российского МИД Сергея Лаврова в Баку. Местные эксперты сочли тогда, что целью срочного вояжа Лаврова, который незадолго до того встречался с главой азербайджанского МИД, было уговорить Баку принять предложения Москвы по карабахскому урегулированию. Говорят также, что предложения России Азербайджан обсудил со своим стратегическим союзником - Турцией.

Разумеется, вся эта череда визитов напрягла армянскую сторону, тем более, что предварительно распространилась информация о строительстве в Азербайджане в 2017 году российской радиолокационной станции. Речь, фактически, идет о военной базе.

По неофициальной информации, российский план урегулирования карабахской проблемы состоит в возвращении Азербайджану семи территорий, оккупированных Арменией. Что же касается дальнейшего политического статуса Нагорного Карабаха, то «завеса тайны» не приоткрывается. Но вышесказанного уже достаточно для того, чтобы Армения сочла себя ущемленной стороной. Вероятно, именно поэтому во время встречи Саргсяна с Путиным распространилась информация, по которой Россия выделит Армении 200 миллионов долларов льготного кредита, который, по словам армянского президента, позволит его стране «обновить арсенал» вооруженных сил.

Азербайджан на эту информацию пока никак не отреагировал, и будет крайне удивительно, если он это сделает при наличии контракта на поставку ему Россией современнейшей военной техники на 4 миллиарда долларов. Так что над «милитаризацией» Армении на какие-то 200 миллионов в Баку, по идее, должны только посмеяться.

Тем более, что речь идет о кредите, хотя и под минимальные проценты, который, в случае его непогашения, обернется для Армении потерей очередного значимого для нее объекта - он просто перекочует к России в счет долга, благо такая практика в армяно-российских «союзнических» отношениях далеко не нова - она позволила «старшему брату» завладеть едва ли не всеми стратегически важными объектами «младшенького».

Но вернемся к карабахскому и армяно-азербайджанскому конфликтам. Несмотря на то, что обстановка на линии соприкосновения огня далеко не радужная, Азербайджан сейчас вряд ли затеет войну против Армении и станет отвоевывать Нагорный Карабах. Однако постоянное нагнетание обстановки, жертвы среди военнослужащих могут вывести ситуацию из-под контроля и способствовать вмешательству в нее внерегиональных сил. Именно этого боятся, в большей степени, Россия и Азербайджан. Поэтому Россия сейчас делает все для того, чтобы градус напряженности в конфликтной зоне был ощутимо понижен, и чтобы Минская группа ОБСЕ по карабахскому урегулированию была предана забвению.

Надо также полагать, что Саргсян получил от Путина конкретные предложения по урегулированию, однако сопровождаемые попыткой «подкупа» Армении. О смехотворном кредите было сказано выше. Но, судя по информации официального Еревана, распространенной к встрече Саргсяна с Путиным, Россия предоставит Армении еще и «государственный экспортный кредит» в 270 миллионов долларов под 3% годовых, а также грант в 30 миллионов долларов для обеспечения первого авансового платежа.

Далее. Российская сторона продолжит содействовать продлению срока эксплуатации Армянской АЭС до 2027 года и изучит возможность своего участия в строительстве нового энергоблока. То есть, не исключено, что Россия пообещала Армении построить новую атомную электростанцию. Ну и РФ снизила для нее цену на природный газ - с 189 долларов до 165 за тысячу кубометров.

Кроме того, «Газпром» обязался в течение пяти лет инвестировать в газотранспортную систему Армении на 60 миллионов долларов больше, чем в предыдущий период - с 2006 года по настоящее время российский газовый концерн вложил в нее 200 миллионов долларов.

Несмотря на все эти посулы, Саргсяну не позавидуешь. Во-первых, он не может не отдавать себе отчета в том, что партнерство России и Азербайджана преимущественно в военно-технической сфере растет и укрепляется. Во-вторых, ему совершенно очевидно, что Россия понимает мотивы, по которым Армения укрепляет свое сотрудничество с Западом и НАТО, недовольна этим и пытается нейтрализовать внешнеполитическую увертливость Армении. В-третьих, большая часть армянского населения и политического спектра перестала видеть в лице России «защитника и гаранта безопасности», что определенно мешает диалогу Саргсяна с Путиным.

Кроме того, по поводу политики России Саргсяна постоянно клюют в самой Армении, а над его последней встречей с Путиным оппозиционные СМИ откровенно издеваются. В частности, Lragir, комментируя встречу президентов, пишет: «Для подчеркивания того, что отношения России и Армении все еще дружественные, используются старые подгузники - цена на газ, участие в продлении действия АЭС, … и прочее. Использование старых подгузников, однако, только подчеркивает пугающую пустоту армяно-российских отношений. Старое их содержание, во многом мифологизированное, выстроенное на легенде о спасительной роли России, давно испарилось. … А нового содержания Россия предложить не может».

По мнению аналитиков издания, любой визит Саргсяна в Москву вызывает в Ереване обоснованную тревогу, а не надежды на исправление ситуации. Они также утверждают, что армяно-российские отношения, несмотря на заверения Саргсяна и Путина, «приближаются к враждебным»: «Вряд ли народы двух стран хотят этого, но объективная реальность приводит к обострению непреодолимого антагонизма. Ценящая суверенитет Армения не может быть в дружеских отношениях с Россией, стремящейся восстановить российскую империю и поработить Армению».

Словом, элемент недоверия друг к другу во встрече Путина с Саргсяном наверняка присутствовал. И даже если президент России озвучил предложения по карабахскому урегулированию и они были приняты частично или полностью, безоглядно доверять Армении Россия уже не может, поскольку доверие армян к России подорвано, а это означает, что внешнеполитические шаги Еревана могут быть самыми разными. И если они случатся не в пользу РФ, то последняя бросает в Армении деньги на ветер. Но, с другой стороны, если Армения не согласится на российские предложения, Москва полностью переориентируется на Азербайджан, являющемуся для нее гораздо более ценным партнером. И что тогда делать армянам? Рассчитывать на «плечо» Запада, которое будет подставлено ей только на словах.

Но пока Россия, хоть и изрядно блефует с Арменией, старается удержать ее на своем «крючке», включая карабахское урегулирование, в котором она не собирается сдавать позиции лидера и уступать их Западу. Параллельно Россия прикладывает максимум усилий для удерживания Азербайджана от перехода в сугубо военную плоскость в отношениях с Арменией.

Но что реально может получиться из поддерживаемого Россией «баланса сил» - неизвестно. Однако Саргсян, вероятно, на встрече в Путиным вполне уразумел, что ждет его страну, если пресловутый «баланс» будет нарушен. Тем более, что в самой Армении влияние Саргсяна трещит по швам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: