Учащихся групп социального риска

Дети с нарушением нормы психического развития (астеничные, гиперактивные, соматически ослабленные и т.п.) составляют группу риска «реактивного» поведения – аффективного или ситуативного. Трудновоспитуемые или соцпедзапущенные – это дети группы риска формирования устойчивого девиантного поведения (аддиктивное поведение, ранняя половая жизнь, хулиганство, воровство).

С точки зрения психологов, отклонения в поведении провоцируются следующими факторами:

1. Акцентуациями характера учащихся

2. Неспособностью учащихся к децентрации

3. Негативным отношением к другим людям

4. Эмоциональной «отсталостью»

5. Нереальными притязаниями

6. Отсутствием норм нравственности в семье, а следовательно «рамок», границ поведения

7. Проблемами в учебе

8. Психическими заболеваниями.

При работе с детьми группы риска возникновения отклонений в поведении каждый из участников образовательного учреждения решает свои задачи:

· учитель – передает систему общественных ценностей, определяет содержание личностного развития средствами программного материала,

· педагог-психолог – обеспечивает формирование соответствующих психологических механизмов (опосредовано или непосредственно).

Отклонения в поведении есть следствия, симптомы ненормативного развития. Они связаны с очень глубинными факторами. Педагог-психолог может помочь школьнику:

1. улучшить его психическое состояние

2. затормозить нежелательные реакции

3. выработать новые способы поведения.

Таким образом, система профилактики правонарушений на уровне образовательного учреждения должна включать в себя следующее:

- ликвидация прогулов с учетом причин их возникновения (прогул как симптом школьной фобии или прогул как форма отклоняющегося поведения),

- определение адекватной программы обучения для профилактики труднообучаемости, раннее выявление психоневрологических отклонений органического характера (работа ПМПк),

- развитие познавательных интересов педагогическими и психолого-педагогическими средствами,

- консультации для родителей и педагогов по вопросам конструктивного взаимодействия с учащимися,

- сплочение классного коллектива, принятие отверженных, разрешение конфликтов в классных коллективах,

- выявление детей, находящихся в кризисной ситуации и работа с ними,

- проведение профориентационной работы,

- консультирование подростков по проблемам, возникающим в их жизни,

- проведение тренингов для подростков (профилактики аддиктивного поведения, развития навыков взаимодействия, навыков разрешения конфликтных ситуаций, навыков саморегуляции).

Это содержание деятельности педагога-психолога реализуется при работе с детьми группы социального риска (согласно закону РФ № 120-ФЗ) – опекаемыми, малообеспеченными, воспитывающимися в неполных семьях, в асоциальных семьях и т.п.

Обязательна работа и с детьми, стоящими на внутришкольном учете (подготовка и участие в работе Совета профилактики), и на внешкольном (координация деятельности с районной КДН, ОППН).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: