Михаил Скопин-Шуйский

«Современники единодушно отмечали достоинства самого молодого - не достигшего 24 лет - и самого знаменитого полководца России начала XVII столетия. Русские и поляки, шведы и немцы восхищались юношей необычайно высокого роста и богатырской комплекции, статного вида, с высоким лбом, большими, широко расставленными глазами, в которых светился «великий разум не по летам». По словам врага - гетмана Станислава Жолкевского -Скопин-Шуйский «не имел недостатка в мужественном духе и был прекрасной наружности». Храбрость и решительность сочетались в Михаиле Васильевиче с добротой, приветливостью, умением хорошо обходиться и с соотечественниками, и с иностранцами.

Богданов А. Скопин-Шуйский: новый Давид против Голиафа Смуты.//Наука и религия.2012, №7, с.12

«…князь Михаил Скопин-Шуйский был назначен воеводой «на вылазке». Во главе поместной дворянской конницы он от Данилова монастыря нанес по повстанцам сильный удар у деревни Котлы и заставил их отступить. Затем разыгралось сражение у села Коломенского, где повстанцы соорудили «Коломенский острог». Боярин Скопин-Шуйский приказал поджечь его калеными ядрами: болотниковцы бежали из горящего укрепления прямо под сабли дворянской конницы. Восставшим крестьянам и холопам в том бою пощады не было.»

«Видя всю опасность сложившейся ситуации, царь назначил своего племянника, которому шел всего лишь 21 год, воеводой Большого полка. Так тот стал фактическим главнокомандующим царской армии, которая двинулась на Тулу. 12 июня 1607 года началась ее осада. Велись осадные работы. Царские войска за месяц 22 раза ходили на приступ. Город-крепость смогли взять только тогда, когда по предложению «муромского мелкого дворянина Ивана Кровкова» была устроена плотина на реке Упа. Работами руководил сам воевода Скопин-Шуйский. Вода затопила город. 10 октября Иван Болотников явился в стан царских войск и «сдался головой». Он был закован «в железо» и сослан на север, в Каргополь, где ему выкололи глаза и утопили.»

Шишов А.В. 100 великих полководца Средневековья,2010г.

«…..народ смотрел на С.-Шуйского как на своего "спасителя", "отца отечества". К нему явились посланные от Ляпунова с предложением царской короны, которое он отклонил; когда он приехал в Москву, ему устроили самую торжественную встречу. Все это возбудило к нему сильнейшую зависть в его же родственниках и особенно в дяде его Димитрии Ивановиче Шуйском, который должен был уступить ему главное начальствование над московским войском, снаряженным под Смоленск. Не без ведома, кажется, и самого царя решено было избавиться от С.-Шуйского; на пиру у Воротынских жена Димитрия Шуйского поднесла ему отраву, от которой он и умер 23 апреля после двухнедельных страданий. Царь велел похоронить его в Архангельском соборе, но не рядом с царскими гробницами, а в особом, новом приделе. Современники почти все говорят о нем, как о великом человеке, и свидетельствуют об его "уме, зрелом не по летам", "силе духа", "приветливости", "воинском искусстве и уменье обращаться с иностранцами". В народе надолго сохранилась о нем самая лучшая память, что и выразилось в нескольких весьма распространенных песнях.

«Народная песня о Скопине-Шуйском одна из самых популярных в 17 в. Торжественный тон ее,былинный размах отражает восхищение личностью полководца –освободителя

,чье войско покрыло себя славой в сражении за Торопец, Торжок,Тверь,в битве при Жабне, и других боях.

«…А кому будет божья помочь

Скопину –князю Михаилу Васильевичу:

Он очистит царство Московское

И велико государство российское.»

История тверского края //под редакцией В.М.Воробьева: Тверь,1996,с.97

3.Князь Скопин-Шуйский – герой или антигерой смутного времени?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: