Глава IV. Классификация юридических лиц в Европейском континентальном праве

Существование в правопорядке определенной системы юридиче­ских лиц обусловлено влиянием многих факторов экономического и политического характера. Отдельные конструкции юридических лиц могут появляться и исчезать вслед за сменой формы государственного устройства, правления и даже политического режима конкретного госу­дарства. Как подчеркивает Е.А. Суханов, появление, функционирование и развитие юридических лиц в значительной степени определяется гос­подствующим в экономике типом хозяйственного механизма, т.е. при­нятой системой регуляторов экономической деятельности - рыночной, планово-централизованной, смешанной, переходной. В зависимости от этого расширяется или сужается сеть юридических лиц, появляются или исчезают некоторые их разновидности1.

Правовая наука и законодательство европейских государств клас­сифицируют юридические лица по разным критериям2. Рассмотрим не­которые из них, имеющие наиболее важное теоретическое и практиче­ское значение.

§ 1. Юридические лица публичного и частного права

Различие между частными и публичными юридическими лицами было замечено еще римскими юристами. Римское государство обладало двумя группами правомочий: публичного и частного характера. В качест­ве носителя государственной власти (imperium) государство было субъек­том публичного права. Как носитель частноправовых имущественных полномочий (fiscus) оно признавалось субъектом частного права3.

См.: Суханов Е.А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений // Гражданское право. Т. I. С. 178-179.

См.: Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. С. 35; Суханов Е.А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений // Гражданское право. Т.!. С. 180-183; Кулагин М.И. Избранные труды. С. 40-48; Богатых ЕА. Гражданское и торго­вое право. М., 1996. С. 37-46; Гражданское и торговое право капиталистических госу­дарств / Отв. ред. Е.А. Васильев. С. 79-84, 124-171; European Company Structures: A Guide to Establishing a Business Entity in a European Country / Edited by Michael J. Oltmanns. Lon­don, The Hague, Boston: Kluwer Law international, 1998; Dorreslein A., Kuiper I., Morse G. European Corporate law. Boston, 1994; Pennington, Robert R. Company Law. 7-th edition. Butterworths: London, Dublin, Edinburgh, 1995 и др. См.: Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. С. 94.

200

_______ § 1. Юридические лица публичного и частного права _______

В современных правопорядках юридические лица обычно подраз­деляются на публичные, частные и квазипубличные. Для их разгра­ничения, как правило, используются следующие критерии:

1) порядок создания, в том числе правовая природа акта, послу­жившего основанием для возникновения юридического лица;

2) объем правоспособности, предмет и цели деятельности юриди­ческого лица;

3) наличие или отсутствие у юридического лица властных полно­мочий;

4) характер взаимоотношений между юридическим лицом и его учредителями (участниками);

5) правовой режим имущества юридического лица. Публичные юридические лица. Правовое положение публичных

юридических лиц (порядок создания, структура, компетенция, органы управления, правовой режим имущества и пр.) регламентируется нор­мами не только гражданского, но и публичного права.

Как подчеркивал Гирке, социальное право публичной корпорации становится составной частью публичного юридического порядка. Внут­ренняя жизнь публичной корпорации подчиняется действию таких же норм, какими регулируется собственная жизнь государства. Публичная корпоративная власть получает атрибуты государственной власти, а ее носители занимают начальственное положение. Внутренние споры в публичной корпорации разрешаются административной юстицией, а не путем гражданского процесса. В отношении учреждения, изменения, прекращения и защиты публичных корпораций государство осуществ­ляет особую власть, надзирая за выполнением корпорацией ее задач.

Юридическое лицо публичного права создается по воле государст­ва (иного публично-правового образования), на основании публично-правового акта нормативного характера (закона, иного правового акта) либо административного акта, который принимается органом государ­ственной власти (управления) и определяет специальную (целевую) правоспособность юридического лица, в том числе его цели и задачи; предмет деятельности; полномочия, делегированные ему государством, иные права и обязанности; основы взаимоотношений с государством и его органами; структуру и компетенцию органов управления юридиче­ского лица; правовой режим имущества; ответственность юридического лица по его обязательствам и возможность привлечения к субсидиарной ответственности государства; порядок отчетности юридического лица и

1 Gierke. Deutsches Privatrecht (Binding's Systematishes Handbuch der deutschen Rechtswis-senschaft). 1895. S. 619-642 (см.: СуворовН.С. Об юридических лицах по римскому npa:

ву. С. 147).

201

Глава IV. Классификация юридических лиц

способы государственного контроля за его деятельностью; порядок его реорганизации и ликвидации и пр.

Публичные юридические лица имеют общегосударственное значе­ние. Они являются частью государственной власти в разных инстанциях и обладают властными правомочиями публичного характера (издание нормативных актов; осуществление контрольных и надзорных функций; сбор налогов; отправление правосудия и пр.). Осуществляя предостав­ленное им полномочие, они сами или их органы действуют не в качест­ве представителей гражданского права, а в качестве должностных лиц или делегатов публичного или общественного права, заимствующих свои полномочия из самой должности. Эти лица имеют законные пол­номочия на свои должностные действия, осуществляя правомочия не только гражданского, но и общественного характера1.

Особенность государственных учреждений состоит в том, что они осуществляют чужие права, принадлежащие государству2. Действи­тельно, суд нельзя считать субъектом права судить и наказывать; нало­говые органы не являются субъектами права собирать налоги, а оборон­ное ведомство - субъектом права набирать рекрутов в армию и т.д. Все перечисленные юридические лица действуют от имени государства, наделившего их указанными полномочиями (компетенцией) в соответ­ствии с законом. Нередко такие юридические лица даже не имеют соб­ственных учредительных документов (своего устава или положения), а действуют на основании Конституции данного государства, иного об­щего или специального закона.

Законодательство зарубежных стран обычно причисляет к юриди­ческим лицам публичного права государство, административно-терри­ториальные единицы, государственные учреждения, торгово-промыш­ленные палаты, иные подобные организации3.

Например, во Франции публичными юридическими лицами счи­таются: государство, департаменты, государственные учреждения, го­сударственные учебные заведения, торговые палаты, благотворитель­ные организации и др.4

1 См.: Суворов КС. Об юридических лицах по римскому праву. С. 150-159.

2 Bernatzik. Kritische Studien Uber den Begriff der jiiristischen Personen und Uber die jiiristische PersOnlichkeit der Behorden insbesondere // Archiv fur uffentliches Recht. T. V. 1890. S. 220 (см.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 124).

' См.: Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. С. 62-64; Кула­гин М.И. Избранные труды. С. 40-43; Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. С. 79-80; Правительство, министерства и ведомст­ва в зарубежных странах. М, 1994.

4 См.: Богатых Е.А. Гражданское и торговое право. С. 41.

202

________ § 1. Юридические лица публичного и частного права ________

В ФРГ существует целая система юридических лиц публичного права. Прежде всего к ним относятся федеральные государственные учреждения (oberste Bundesbehbrden, Bundesoberbehorden, Zentrale Bun-desbehurden), в том числе Правительство; Федеральный банк; Феде­ральная счетная палата; Патентное ведомство; Федеральная почта; Ми­нистерство иностранных дел, иные федеральные министерства и ведом­ства. Они уполномочены к самостоятельному выполнению функций публичного управления и в пределах своей компетенции обладают пра­вом принимать нормативные акты, обязательные для третьих лиц.

Как отмечают германские правоведы, многие юридические лица публичного права создаются государством исключительно с целью ос­вободить собственно управленческие государственные организации от осуществления хозяйственной (экономической, предпринимательской и т.п.) деятельности. К ним относятся:

Во-первых, корпорации публичного права (Korperschaft des of-fentlichen Rechts), которые выполняют функции публичной власти, но не являются государственными учреждениями (органами), ибо государ­ство осуществляет через них опосредованное управление. В пределах своей компетенции эти корпорации вправе принимать общеобязатель­ные правовые нормы. В свою очередь они подразделяются на террито­риальные (коммуны, т.е. общины и союзы общин) и персональные (на­пример, образованные лицами одной профессии или сферы деятельно­сти - ремесленная, врачебная и адвокатская палаты и др.; организации социального обеспечения - больничные кассы, пенсионные организа­ции; высшие школы). Членство в профессиональных корпорациях обычно является обязательным для соответствующих лиц.

Во-вторых, самостоятельные имущественные организации пуб­личного права (Anstalten), определяемые как организационное единство имущественных и кадровых средств (имущество и управленческий ап­парат) в руках носителя публичного управления, которое предназначено для длительного служения определенным управленческим целям. Эти юридические лица обычно создаются для выполнения работ и оказания услуг потребителям на основе публичных договоров (банки, сберега­тельные кассы, предприятия транспорта и связи, радио). При наличии специального управомочия со стороны государства они могут издавать акты, содержащие нормы права.

В-третьих, фонды публичного права (Stiftung) - правоспособные организации, создаваемые для управления некими имущественными ценностями (капиталом или вещью), целенаправленно переданными основателем данного фонда. Они учреждаются актом государственной власти (законом или на его основе), имеют властные полномочия и на­ходятся под государственным надзором. Публичные фонды могут со-

203

Глава IV. Классификация юридических лиц

держать больницы, дома престарелых, создаваться для поддержки обра­зования, науки, культуры, охраны природы и пр.

Германское гражданское уложение уравняло юридических лиц публичного и частного права только в отношении ответственности за действия правления и его членов, а также потери правоспособности в случае открытия конкурса над имуществом юридического лица (§ 89 ГГУ).

В ФРГ существуют ограничения для деятельности юридических лиц публичного права в сфере экономики, которые выгодны частнопра­вовым субъектам. Публичные юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью только в сфере общих интересов, при условии, что по причинам организационного или экономического характера эффективное осуществление этой деятельности субъектами частного права невозможно1.

В США публичными юридическими лицами считаются: государство (федерация и отдельные штаты); государственные (муниципальные) ор­ганы - государственные департаменты; независимые агентства и др.2

Свойство юридического лица жак субъекта публичного права тре­бует специального признания.

Так, в ГК Нидерландов (п. 1 ст. 1) прямо сказано, что статусом юридических лиц обладают: государство, провинции, муниципалитеты, управления по надзору за плотинами, а также все органы, которым в силу Конституции предоставлены предписывающие полномочия. Дру­гие органы, на которые возложено выполнение части функций органов власти, являются юридическими лицами только тогда, когда это преду­смотрено законом (п. 2 ст. 1). Согласно п. 3 ст. 1 ГК Нидерландов общие положения Гражданского кодекса о юридических лицах не распростра­няются на юридические лица публичного права3.

Квазипубличные юридические лица. Наряду с публичными и ча­стными юридическими лицами существуют промежуточные образова­ния, которые обычно определяют как квазипубличные (quasi-public). Это субъекты, не причисляемые к юридическим лицам публичного пра­ва, но служащие общим нуждам населения4. Например, согласно пра­ву ФРГ квазипубличными юридическими лицами можно признать ча­стные предприятия с полученными публичными функциями.

1 См.: Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. С. 156-160, 495; Германское право. Ч. 1. С. 29.

2 См.: Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). С. 17.

3 См.: Гражданский кодекс Нидерландов. Кн. 2,3, 5, 6 и 7.

4 См.: Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). С. 17.

________ § 1. Юридические лица публичного и частного права ________

По сути эти организации остаются юридическими лицами частного права, но в определенной сфере могут наделяться публичными полно­мочиями - правом принимать административно-правовые акты и со­вершать необходимые действия (частные школы, частные банки, юри­дические лица, выполняющие функции профессионального надзора и контроля, проведения экспертиз и др.).

Как отмечают исследователи, передача публичных функций част­ноправовым юридическим лицам осуществляется для того, чтобы заме­нить бюрократический механизм эффективным хозяйственным управ­лением и сократить государственное финансирование1.

С точки зрения права США квазипубличными являются: Прави­тельственная национальная ипотечная ассоциация (Government National Mortgage Association - GNMA, Джинни Мэй, Джинни); Федеральная национальная ипотечная ассоциация (Federal National Mortgage Associa­tion - FNMA, Фэнни Мэй, Фэнни), образованная Конгрессом США в 1938 г. в качестве представителя Правительства Соединенных Штатов для организации вторичного рынка частных ипотечных кредитов; Феде­ральная корпорация ипотечного кредитования (Federal Home Mortgage Corporation - FHLMS, Фредди Мак), созданная Законом 1970 г. о чрез­вычайном финансировании жилищного строительства, и др.

Эти организации, осуществляющие рефинансирование ипотечных кредитов, определяются американским законодательством как «феде­ральные фонды содействия» и сочетают в себе черты одновременно публичных и частных юридических лиц. С одной стороны, они созданы для выполнения определенной правительственной цели, обозначенной их федеральным статусом, получают ряд полномочий от федеральных органов и контролируются федеральным правительством США; с дру­гой стороны - участвуют в обороте, извлекают прибыль и управляются как юридические лица частного права2.

Квазипубличными юридическими лицами являются государствен­ные (публичные) корпорации.

Прародительницей государственных корпораций считается Анг­лия, хотя сейчас они широко распространены во многих зарубежных странах. В английском праве выделяют несколько разновидностей пуб­личных корпораций: коммерческие публичные корпорации (Нацио­нальное управление железных дорог); управленческие публичные кор-

1 См.: Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. С. 160, 495; Steding R. Handels und Gesellschaftsrecht. 2. Aufl. Baden-Baden: Nomos, 1994. S. 23.

2 См.: Рогова Е. С. Кто может заниматься рефинансированием? // Ипотека. 2000. № 8 (30). С. 2; Она оке. Гражданско-правовые проблемы вторичного рынка ипотечного кредито­вания. Дис.... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 131-136.

Глава IV. Классификация юридических лиц

порации, отвечающие за организацию и функционирование сферы услуг (корпорация по развитию городов и жилищного строительства); пуб­личные корпорации, осуществляющие совещательные, консультацион­ные функции (Комитет по ценам и доходам).

В США публичные корпорации создаются для осуществления от­дельных правительственных функций (например, корпорации по ком­плексному использованию природных ресурсов, муниципальные корпо­рации в области местного самоуправления).

Государственная корпорация создается на основе акта государст­венного органа (парламента, министерства), определяющего ее право­вой статус: цели и задачи, виды деятельности, структуру органов управ­ления, порядок отчетности, разрешения споров, реорганизации и ликви­дации и др.

Правоспособность государственной корпорации является специ­альной (исключительной), а сделки, выходящие за ее пределы, считают­ся ничтожными.

Классическая государственная корпорация унитарна, ибо ее иму­щество образовано за счет государства, хотя не исключено формирова­ние имущества из взносов государственных образований различного уровня либо иных субъектов публичного права. Обособленное имуще­ство корпорации, которым она отвечает по своим обязательствам, оста­ется в государственной собственности.

Как правило, государство по долгам корпорации не отвечает. Госу­дарственные корпорации могут функционировать на принципах самооку­паемости, быть прибыльными или заведомо убыточными. Чаще всего кор­порации финансируются из бюджета, хотя нормативные акты и уставы некоторых корпораций дают им возможность получать доходы от исполь­зования имущества, выпуска ценных бумаг, оказания услуг, иных видов деятельности. Поэтому возможен различный порядок налогообложения: уплата налогов по правилам, установленным для коммерческих юридиче­ских лиц; предоставление налоговых льгот; полное освобождение от упла­ты налогов. Финансовая отчетность корпорации ежегодно представляется на рассмотрение и утверждение органа власти, ответственного за исполне­ние бюджета, и в соответствующее государственное ведомство.

1 См.: Мозолин В.П. Корпорации, монополии и право в США. М, 1966; Нарышкина Р.Л. Правовое положение государственно-капиталистических предприятий // Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. С. 171-176; Гражданское и торговое право капиталистических стран / Под ред. В.П. Мозолина и М.И. Кулагина. М., 1980. С. 87-93; Ершова И.В. Проблемы правового статуса государст­венных корпораций // Государство и право. 2001. № 6. С. 35-36; Ершова И.В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования. М., 2001.

206

________ § 1. Юридические лица публичного и частного права ________

По мнению ИВ. Ершовой, государственные (публичные) корпо­рации (public corporation) англо-американского права являются типич­ными юридическими лицами частного права. Однако если данная го­сударственная корпорация преследует цели публичного характера, об­ладает властными полномочиями, возникает и прекращается на основа­нии специального акта, принимаемого компетентными государствен­ными органами, имеет строго специальную правоспособность, то ее следует причислить к юридическим лицам публичного права1.

Частные юридические лица. Деятельность юридических лиц част­ного права не имеет публично-правового значения, они не выполняют властно-распорядительные или контрольные функции. Как правило, та­кое юридическое лицо создается по усмотрению одного или нескольких частных лиц, на основании частноправового акта (гражданско-правовой сделки одного учредителя либо договора нескольких учредителей).

Учредители утверждают устав юридического лица, определяют предмет и цели его деятельности, формируют его имущественную базу, образуют органы управления и пр. Большинство коммерческих и не­коммерческих юридических лиц относятся именно к этой категории.

Публичные компании англо-американского права (public com­panies) являются типичными юридическими лицами частного права. Их нельзя путать с классическими публичными юридическими лицами, ибо сходство между ними состоит только в названии.

В Англии частная компания (private company) была легализована в начале XX в. Закон 1980 г. закрепил различия между частной и пуб­личной компаниями. По сравнению с публичной частная компания пользуется рядом преимуществ: для начала деятельности компании не требуется получения промыслового свидетельства; она может иметь лишь одного директора; смягчены требования к лицам, которые могут действовать в качестве директоров. Только по отношению к публичной компании закон устанавливает требование минимального размера ус­тавного капитала и части уставного капитала, подлежащей оплате к мо­менту регистрации компании. Закон 1981 г. снизил требования публич­ной отчетности по отношению к мелким и средним компаниям2.

В США английской частной компании соответствует закрытая корпорация (close corporation), легализованная судебной практикой.

Особенности ее статуса заключаются в следующем: ограничена численность акционеров; запрещена публичная подписка на акции; ог-

1 См.: Ершова И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций. С. 36.

2 См.: Зайцева В.В. Общество с ограниченной ответственностью // Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е.А. Васильева. С. 170-171; Robert R. Pennington. Company Law. 7-th edition. London, Dublin, Edinburgh: Butterworths, 1995.

207

Глава IV. Классификация юридических лиц

раничена свобода передачи акций. При наличии указанных признаков корпорация может вести дела в упрощенном порядке, пользоваться иными привилегиями1.

Закрытая корпорация американского права напоминает известное российскому праву закрытое акционерное общество. По сути так назы­ваемые публичные и частные компании английского права (public or private company) есть аналоги открытых и закрытых акционерных об­ществ российского права, которые известны также некоторым другим правопорядкам. Например, в Финляндии согласно нормам Закона о компаниях 1978 г. (29.09.1978/734) в редакции Закона от 14 февраля 1997 г. (osakey-htiolaki 1997/1452, с последующими изменениями и до­полнениями) существуют две разновидности акционерных компаний: частная компания (private limited company; osakeyhtio или Оу - на фин­ском языке; aktiebolag или Ab - на шведском языке) и публичная ком­пания (public limited company; julkinen osakeyhtio или Oyj - на финском языке; publikt aktiebolag или Abp - на шведском языке).

Аналогичное деление акционерных компаний на открытые и за­крытые имеет место в законодательстве Нидерландов3.

§ 2. Коммерческие и некоммерческие

Юридические лица различаются между собой по предмету и целям деятельности. Коммерческие юридические лица преследуют цель из­влечения прибыли, а некоммерческие ставят перед собой альтруисти­ческие (общественные, политические, социальные, культурные, гумани­тарные) и прочие неэкономические задачи. Большинство юридических лиц являются коммерческими (предпринимательскими).

В США предпринимательскими (private, business, profit-making) считаются корпорации, если они созданы с целью получения прибыли (промышленные, банковские, транспортные, страховые, зрелищные и пр.). Законодательство о предпринимательских корпорациях большин­ства штатов базируется на Примерном законе о предпринимательских корпорациях 1969 г. (новая редакция 1984 г.).

Непредпринимательские (non-profit) корпорации, в том числе про­светительские (университеты, колледжи и пр.), религиозные, коопера-

1 См.: Зайцева В.В. Общество с ограниченной ответственностью. С. 171; Corporations and Business Associations: Statutes, Rules, Materials, and Forms / Selected and edited by Melvin Aron Eisenberg. New York, 1997.

2 The New Finnish Companies Act. Helsinki: Oy Edita Ab, 1997; см. также: Козлова Н.В. Правовое положение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственно­стью в Финляндии // Законодательство. 2001. № 10,11.

3 См. Ст. 64-274 Кн. 2 Гражданского кодекса Нидерландов.

208

§ 3. Юридические лица гражданского и торгового права _______

тивы и др., не преследуют цели получения прибыли. Деятельность не­предпринимательских корпораций регулируется, в частности, Законом о непредпринимательских корпорациях 1970 г. и законами штатов1.

§ 3. Юридические лица гражданского и торгового права

В странах с дуализмом частного права, где наряду с гражданским кодексом существует торговый кодекс, имеет значение классификация юридических лиц на гражданские, подпадающие под действие норм гражданского права, и торговые, деятельность которых регламентиру­ется нормами торгового права.

Во Франции гражданскими компаниями по цели являются компа­нии, не осуществляющие торговых операций, а занимающиеся, напри­мер, операциями с недвижимостью, землеустройством и пр. Известны гражданские компании для совместной профессиональной деятельности (гражданские профессиональные компании ревизоров и т.п.). Деятель­ность гражданских компаний регулируется Гражданским кодексом, они не обязаны публиковать о себе сведения и т.д.

Торговыми компаниями по форме независимо от целей деятельно­сти признаются акционерные товарищества, акционерные коммандит­ные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, в том числе принадлежащие одному лицу, полные товарищества.

Торговыми компаниями по цели являются компании, осуществ­ляющие коммерческие операции (покупку с последующей перепрода­жей и пр.).

Деятельность торговых компаний регламентируется Законом от 24 июля 1966 г. о торговых товариществах, который вошел в Торговый кодекс. В отличие от гражданских компаний, торговые компании под­лежат регистрации в Торговом реестре, обязаны вести бухгалтерскую отчетность и т.п.

§ 4. Корпорации и учреждения

Во многих странах (Германия, Швейцария и др.) юридические лица подразделяются на корпорации (организации, объединения, сою­зы) и учреждения (заведения, установления)3.

1 См.: Богатых Е.А. Гражданское и торговое право. С. 44; Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). С. 17-21; Hamilton, Robert W. The Law of Corporations. 3-th edition. St. Paul, Minn., USA, 1991.

3 См.: Жамен С, ЛакурЛ. Торговое право. С. 74-75.

'См., например: § 21-79 и § 80-88 Германского гражданского уложения // Германское право. Ч. 1. Гражданское уложение. С. 19-29.

209


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: