Существование в правопорядке определенной системы юридических лиц обусловлено влиянием многих факторов экономического и политического характера. Отдельные конструкции юридических лиц могут появляться и исчезать вслед за сменой формы государственного устройства, правления и даже политического режима конкретного государства. Как подчеркивает Е.А. Суханов, появление, функционирование и развитие юридических лиц в значительной степени определяется господствующим в экономике типом хозяйственного механизма, т.е. принятой системой регуляторов экономической деятельности - рыночной, планово-централизованной, смешанной, переходной. В зависимости от этого расширяется или сужается сеть юридических лиц, появляются или исчезают некоторые их разновидности1.
Правовая наука и законодательство европейских государств классифицируют юридические лица по разным критериям2. Рассмотрим некоторые из них, имеющие наиболее важное теоретическое и практическое значение.
§ 1. Юридические лица публичного и частного права
|
|
Различие между частными и публичными юридическими лицами было замечено еще римскими юристами. Римское государство обладало двумя группами правомочий: публичного и частного характера. В качестве носителя государственной власти (imperium) государство было субъектом публичного права. Как носитель частноправовых имущественных полномочий (fiscus) оно признавалось субъектом частного права3.
См.: Суханов Е.А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений // Гражданское право. Т. I. С. 178-179.
См.: Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. С. 35; Суханов Е.А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений // Гражданское право. Т.!. С. 180-183; Кулагин М.И. Избранные труды. С. 40-48; Богатых ЕА. Гражданское и торговое право. М., 1996. С. 37-46; Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. С. 79-84, 124-171; European Company Structures: A Guide to Establishing a Business Entity in a European Country / Edited by Michael J. Oltmanns. London, The Hague, Boston: Kluwer Law international, 1998; Dorreslein A., Kuiper I., Morse G. European Corporate law. Boston, 1994; Pennington, Robert R. Company Law. 7-th edition. Butterworths: London, Dublin, Edinburgh, 1995 и др. См.: Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. С. 94.
200
_______ § 1. Юридические лица публичного и частного права _______
В современных правопорядках юридические лица обычно подразделяются на публичные, частные и квазипубличные. Для их разграничения, как правило, используются следующие критерии:
1) порядок создания, в том числе правовая природа акта, послужившего основанием для возникновения юридического лица;
2) объем правоспособности, предмет и цели деятельности юридического лица;
|
|
3) наличие или отсутствие у юридического лица властных полномочий;
4) характер взаимоотношений между юридическим лицом и его учредителями (участниками);
5) правовой режим имущества юридического лица. Публичные юридические лица. Правовое положение публичных
юридических лиц (порядок создания, структура, компетенция, органы управления, правовой режим имущества и пр.) регламентируется нормами не только гражданского, но и публичного права.
Как подчеркивал Гирке, социальное право публичной корпорации становится составной частью публичного юридического порядка. Внутренняя жизнь публичной корпорации подчиняется действию таких же норм, какими регулируется собственная жизнь государства. Публичная корпоративная власть получает атрибуты государственной власти, а ее носители занимают начальственное положение. Внутренние споры в публичной корпорации разрешаются административной юстицией, а не путем гражданского процесса. В отношении учреждения, изменения, прекращения и защиты публичных корпораций государство осуществляет особую власть, надзирая за выполнением корпорацией ее задач.
Юридическое лицо публичного права создается по воле государства (иного публично-правового образования), на основании публично-правового акта нормативного характера (закона, иного правового акта) либо административного акта, который принимается органом государственной власти (управления) и определяет специальную (целевую) правоспособность юридического лица, в том числе его цели и задачи; предмет деятельности; полномочия, делегированные ему государством, иные права и обязанности; основы взаимоотношений с государством и его органами; структуру и компетенцию органов управления юридического лица; правовой режим имущества; ответственность юридического лица по его обязательствам и возможность привлечения к субсидиарной ответственности государства; порядок отчетности юридического лица и
1 Gierke. Deutsches Privatrecht (Binding's Systematishes Handbuch der deutschen Rechtswis-senschaft). 1895. S. 619-642 (см.: СуворовН.С. Об юридических лицах по римскому npa:
ву. С. 147).
201
Глава IV. Классификация юридических лиц
способы государственного контроля за его деятельностью; порядок его реорганизации и ликвидации и пр.
Публичные юридические лица имеют общегосударственное значение. Они являются частью государственной власти в разных инстанциях и обладают властными правомочиями публичного характера (издание нормативных актов; осуществление контрольных и надзорных функций; сбор налогов; отправление правосудия и пр.). Осуществляя предоставленное им полномочие, они сами или их органы действуют не в качестве представителей гражданского права, а в качестве должностных лиц или делегатов публичного или общественного права, заимствующих свои полномочия из самой должности. Эти лица имеют законные полномочия на свои должностные действия, осуществляя правомочия не только гражданского, но и общественного характера1.
Особенность государственных учреждений состоит в том, что они осуществляют чужие права, принадлежащие государству2. Действительно, суд нельзя считать субъектом права судить и наказывать; налоговые органы не являются субъектами права собирать налоги, а оборонное ведомство - субъектом права набирать рекрутов в армию и т.д. Все перечисленные юридические лица действуют от имени государства, наделившего их указанными полномочиями (компетенцией) в соответствии с законом. Нередко такие юридические лица даже не имеют собственных учредительных документов (своего устава или положения), а действуют на основании Конституции данного государства, иного общего или специального закона.
Законодательство зарубежных стран обычно причисляет к юридическим лицам публичного права государство, административно-территориальные единицы, государственные учреждения, торгово-промышленные палаты, иные подобные организации3.
|
|
Например, во Франции публичными юридическими лицами считаются: государство, департаменты, государственные учреждения, государственные учебные заведения, торговые палаты, благотворительные организации и др.4
1 См.: Суворов КС. Об юридических лицах по римскому праву. С. 150-159.
2 Bernatzik. Kritische Studien Uber den Begriff der jiiristischen Personen und Uber die jiiristische PersOnlichkeit der Behorden insbesondere // Archiv fur uffentliches Recht. T. V. 1890. S. 220 (см.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 124).
' См.: Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. С. 62-64; Кулагин М.И. Избранные труды. С. 40-43; Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. С. 79-80; Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М, 1994.
4 См.: Богатых Е.А. Гражданское и торговое право. С. 41.
202
________ § 1. Юридические лица публичного и частного права ________
В ФРГ существует целая система юридических лиц публичного права. Прежде всего к ним относятся федеральные государственные учреждения (oberste Bundesbehbrden, Bundesoberbehorden, Zentrale Bun-desbehurden), в том числе Правительство; Федеральный банк; Федеральная счетная палата; Патентное ведомство; Федеральная почта; Министерство иностранных дел, иные федеральные министерства и ведомства. Они уполномочены к самостоятельному выполнению функций публичного управления и в пределах своей компетенции обладают правом принимать нормативные акты, обязательные для третьих лиц.
Как отмечают германские правоведы, многие юридические лица публичного права создаются государством исключительно с целью освободить собственно управленческие государственные организации от осуществления хозяйственной (экономической, предпринимательской и т.п.) деятельности. К ним относятся:
Во-первых, корпорации публичного права (Korperschaft des of-fentlichen Rechts), которые выполняют функции публичной власти, но не являются государственными учреждениями (органами), ибо государство осуществляет через них опосредованное управление. В пределах своей компетенции эти корпорации вправе принимать общеобязательные правовые нормы. В свою очередь они подразделяются на территориальные (коммуны, т.е. общины и союзы общин) и персональные (например, образованные лицами одной профессии или сферы деятельности - ремесленная, врачебная и адвокатская палаты и др.; организации социального обеспечения - больничные кассы, пенсионные организации; высшие школы). Членство в профессиональных корпорациях обычно является обязательным для соответствующих лиц.
|
|
Во-вторых, самостоятельные имущественные организации публичного права (Anstalten), определяемые как организационное единство имущественных и кадровых средств (имущество и управленческий аппарат) в руках носителя публичного управления, которое предназначено для длительного служения определенным управленческим целям. Эти юридические лица обычно создаются для выполнения работ и оказания услуг потребителям на основе публичных договоров (банки, сберегательные кассы, предприятия транспорта и связи, радио). При наличии специального управомочия со стороны государства они могут издавать акты, содержащие нормы права.
В-третьих, фонды публичного права (Stiftung) - правоспособные организации, создаваемые для управления некими имущественными ценностями (капиталом или вещью), целенаправленно переданными основателем данного фонда. Они учреждаются актом государственной власти (законом или на его основе), имеют властные полномочия и находятся под государственным надзором. Публичные фонды могут со-
203
Глава IV. Классификация юридических лиц
держать больницы, дома престарелых, создаваться для поддержки образования, науки, культуры, охраны природы и пр.
Германское гражданское уложение уравняло юридических лиц публичного и частного права только в отношении ответственности за действия правления и его членов, а также потери правоспособности в случае открытия конкурса над имуществом юридического лица (§ 89 ГГУ).
В ФРГ существуют ограничения для деятельности юридических лиц публичного права в сфере экономики, которые выгодны частноправовым субъектам. Публичные юридические лица могут заниматься предпринимательской деятельностью только в сфере общих интересов, при условии, что по причинам организационного или экономического характера эффективное осуществление этой деятельности субъектами частного права невозможно1.
В США публичными юридическими лицами считаются: государство (федерация и отдельные штаты); государственные (муниципальные) органы - государственные департаменты; независимые агентства и др.2
Свойство юридического лица жак субъекта публичного права требует специального признания.
Так, в ГК Нидерландов (п. 1 ст. 1) прямо сказано, что статусом юридических лиц обладают: государство, провинции, муниципалитеты, управления по надзору за плотинами, а также все органы, которым в силу Конституции предоставлены предписывающие полномочия. Другие органы, на которые возложено выполнение части функций органов власти, являются юридическими лицами только тогда, когда это предусмотрено законом (п. 2 ст. 1). Согласно п. 3 ст. 1 ГК Нидерландов общие положения Гражданского кодекса о юридических лицах не распространяются на юридические лица публичного права3.
Квазипубличные юридические лица. Наряду с публичными и частными юридическими лицами существуют промежуточные образования, которые обычно определяют как квазипубличные (quasi-public). Это субъекты, не причисляемые к юридическим лицам публичного права, но служащие общим нуждам населения4. Например, согласно праву ФРГ квазипубличными юридическими лицами можно признать частные предприятия с полученными публичными функциями.
1 См.: Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. С. 156-160, 495; Германское право. Ч. 1. С. 29.
2 См.: Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). С. 17.
3 См.: Гражданский кодекс Нидерландов. Кн. 2,3, 5, 6 и 7.
4 См.: Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). С. 17.
________ § 1. Юридические лица публичного и частного права ________
По сути эти организации остаются юридическими лицами частного права, но в определенной сфере могут наделяться публичными полномочиями - правом принимать административно-правовые акты и совершать необходимые действия (частные школы, частные банки, юридические лица, выполняющие функции профессионального надзора и контроля, проведения экспертиз и др.).
Как отмечают исследователи, передача публичных функций частноправовым юридическим лицам осуществляется для того, чтобы заменить бюрократический механизм эффективным хозяйственным управлением и сократить государственное финансирование1.
С точки зрения права США квазипубличными являются: Правительственная национальная ипотечная ассоциация (Government National Mortgage Association - GNMA, Джинни Мэй, Джинни); Федеральная национальная ипотечная ассоциация (Federal National Mortgage Association - FNMA, Фэнни Мэй, Фэнни), образованная Конгрессом США в 1938 г. в качестве представителя Правительства Соединенных Штатов для организации вторичного рынка частных ипотечных кредитов; Федеральная корпорация ипотечного кредитования (Federal Home Mortgage Corporation - FHLMS, Фредди Мак), созданная Законом 1970 г. о чрезвычайном финансировании жилищного строительства, и др.
Эти организации, осуществляющие рефинансирование ипотечных кредитов, определяются американским законодательством как «федеральные фонды содействия» и сочетают в себе черты одновременно публичных и частных юридических лиц. С одной стороны, они созданы для выполнения определенной правительственной цели, обозначенной их федеральным статусом, получают ряд полномочий от федеральных органов и контролируются федеральным правительством США; с другой стороны - участвуют в обороте, извлекают прибыль и управляются как юридические лица частного права2.
Квазипубличными юридическими лицами являются государственные (публичные) корпорации.
Прародительницей государственных корпораций считается Англия, хотя сейчас они широко распространены во многих зарубежных странах. В английском праве выделяют несколько разновидностей публичных корпораций: коммерческие публичные корпорации (Национальное управление железных дорог); управленческие публичные кор-
1 См.: Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. С. 160, 495; Steding R. Handels und Gesellschaftsrecht. 2. Aufl. Baden-Baden: Nomos, 1994. S. 23.
2 См.: Рогова Е. С. Кто может заниматься рефинансированием? // Ипотека. 2000. № 8 (30). С. 2; Она оке. Гражданско-правовые проблемы вторичного рынка ипотечного кредитования. Дис.... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 131-136.
Глава IV. Классификация юридических лиц
порации, отвечающие за организацию и функционирование сферы услуг (корпорация по развитию городов и жилищного строительства); публичные корпорации, осуществляющие совещательные, консультационные функции (Комитет по ценам и доходам).
В США публичные корпорации создаются для осуществления отдельных правительственных функций (например, корпорации по комплексному использованию природных ресурсов, муниципальные корпорации в области местного самоуправления).
Государственная корпорация создается на основе акта государственного органа (парламента, министерства), определяющего ее правовой статус: цели и задачи, виды деятельности, структуру органов управления, порядок отчетности, разрешения споров, реорганизации и ликвидации и др.
Правоспособность государственной корпорации является специальной (исключительной), а сделки, выходящие за ее пределы, считаются ничтожными.
Классическая государственная корпорация унитарна, ибо ее имущество образовано за счет государства, хотя не исключено формирование имущества из взносов государственных образований различного уровня либо иных субъектов публичного права. Обособленное имущество корпорации, которым она отвечает по своим обязательствам, остается в государственной собственности.
Как правило, государство по долгам корпорации не отвечает. Государственные корпорации могут функционировать на принципах самоокупаемости, быть прибыльными или заведомо убыточными. Чаще всего корпорации финансируются из бюджета, хотя нормативные акты и уставы некоторых корпораций дают им возможность получать доходы от использования имущества, выпуска ценных бумаг, оказания услуг, иных видов деятельности. Поэтому возможен различный порядок налогообложения: уплата налогов по правилам, установленным для коммерческих юридических лиц; предоставление налоговых льгот; полное освобождение от уплаты налогов. Финансовая отчетность корпорации ежегодно представляется на рассмотрение и утверждение органа власти, ответственного за исполнение бюджета, и в соответствующее государственное ведомство.
1 См.: Мозолин В.П. Корпорации, монополии и право в США. М, 1966; Нарышкина Р.Л. Правовое положение государственно-капиталистических предприятий // Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. С. 171-176; Гражданское и торговое право капиталистических стран / Под ред. В.П. Мозолина и М.И. Кулагина. М., 1980. С. 87-93; Ершова И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций // Государство и право. 2001. № 6. С. 35-36; Ершова И.В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования. М., 2001.
206
________ § 1. Юридические лица публичного и частного права ________
По мнению ИВ. Ершовой, государственные (публичные) корпорации (public corporation) англо-американского права являются типичными юридическими лицами частного права. Однако если данная государственная корпорация преследует цели публичного характера, обладает властными полномочиями, возникает и прекращается на основании специального акта, принимаемого компетентными государственными органами, имеет строго специальную правоспособность, то ее следует причислить к юридическим лицам публичного права1.
Частные юридические лица. Деятельность юридических лиц частного права не имеет публично-правового значения, они не выполняют властно-распорядительные или контрольные функции. Как правило, такое юридическое лицо создается по усмотрению одного или нескольких частных лиц, на основании частноправового акта (гражданско-правовой сделки одного учредителя либо договора нескольких учредителей).
Учредители утверждают устав юридического лица, определяют предмет и цели его деятельности, формируют его имущественную базу, образуют органы управления и пр. Большинство коммерческих и некоммерческих юридических лиц относятся именно к этой категории.
Публичные компании англо-американского права (public companies) являются типичными юридическими лицами частного права. Их нельзя путать с классическими публичными юридическими лицами, ибо сходство между ними состоит только в названии.
В Англии частная компания (private company) была легализована в начале XX в. Закон 1980 г. закрепил различия между частной и публичной компаниями. По сравнению с публичной частная компания пользуется рядом преимуществ: для начала деятельности компании не требуется получения промыслового свидетельства; она может иметь лишь одного директора; смягчены требования к лицам, которые могут действовать в качестве директоров. Только по отношению к публичной компании закон устанавливает требование минимального размера уставного капитала и части уставного капитала, подлежащей оплате к моменту регистрации компании. Закон 1981 г. снизил требования публичной отчетности по отношению к мелким и средним компаниям2.
В США английской частной компании соответствует закрытая корпорация (close corporation), легализованная судебной практикой.
Особенности ее статуса заключаются в следующем: ограничена численность акционеров; запрещена публичная подписка на акции; ог-
1 См.: Ершова И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций. С. 36.
2 См.: Зайцева В.В. Общество с ограниченной ответственностью // Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е.А. Васильева. С. 170-171; Robert R. Pennington. Company Law. 7-th edition. London, Dublin, Edinburgh: Butterworths, 1995.
207
Глава IV. Классификация юридических лиц
раничена свобода передачи акций. При наличии указанных признаков корпорация может вести дела в упрощенном порядке, пользоваться иными привилегиями1.
Закрытая корпорация американского права напоминает известное российскому праву закрытое акционерное общество. По сути так называемые публичные и частные компании английского права (public or private company) есть аналоги открытых и закрытых акционерных обществ российского права, которые известны также некоторым другим правопорядкам. Например, в Финляндии согласно нормам Закона о компаниях 1978 г. (29.09.1978/734) в редакции Закона от 14 февраля 1997 г. (osakey-htiolaki 1997/1452, с последующими изменениями и дополнениями) существуют две разновидности акционерных компаний: частная компания (private limited company; osakeyhtio или Оу - на финском языке; aktiebolag или Ab - на шведском языке) и публичная компания (public limited company; julkinen osakeyhtio или Oyj - на финском языке; publikt aktiebolag или Abp - на шведском языке).
Аналогичное деление акционерных компаний на открытые и закрытые имеет место в законодательстве Нидерландов3.
§ 2. Коммерческие и некоммерческие
Юридические лица различаются между собой по предмету и целям деятельности. Коммерческие юридические лица преследуют цель извлечения прибыли, а некоммерческие ставят перед собой альтруистические (общественные, политические, социальные, культурные, гуманитарные) и прочие неэкономические задачи. Большинство юридических лиц являются коммерческими (предпринимательскими).
В США предпринимательскими (private, business, profit-making) считаются корпорации, если они созданы с целью получения прибыли (промышленные, банковские, транспортные, страховые, зрелищные и пр.). Законодательство о предпринимательских корпорациях большинства штатов базируется на Примерном законе о предпринимательских корпорациях 1969 г. (новая редакция 1984 г.).
Непредпринимательские (non-profit) корпорации, в том числе просветительские (университеты, колледжи и пр.), религиозные, коопера-
1 См.: Зайцева В.В. Общество с ограниченной ответственностью. С. 171; Corporations and Business Associations: Statutes, Rules, Materials, and Forms / Selected and edited by Melvin Aron Eisenberg. New York, 1997.
2 The New Finnish Companies Act. Helsinki: Oy Edita Ab, 1997; см. также: Козлова Н.В. Правовое положение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в Финляндии // Законодательство. 2001. № 10,11.
3 См. Ст. 64-274 Кн. 2 Гражданского кодекса Нидерландов.
208
§ 3. Юридические лица гражданского и торгового права _______
тивы и др., не преследуют цели получения прибыли. Деятельность непредпринимательских корпораций регулируется, в частности, Законом о непредпринимательских корпорациях 1970 г. и законами штатов1.
§ 3. Юридические лица гражданского и торгового права
В странах с дуализмом частного права, где наряду с гражданским кодексом существует торговый кодекс, имеет значение классификация юридических лиц на гражданские, подпадающие под действие норм гражданского права, и торговые, деятельность которых регламентируется нормами торгового права.
Во Франции гражданскими компаниями по цели являются компании, не осуществляющие торговых операций, а занимающиеся, например, операциями с недвижимостью, землеустройством и пр. Известны гражданские компании для совместной профессиональной деятельности (гражданские профессиональные компании ревизоров и т.п.). Деятельность гражданских компаний регулируется Гражданским кодексом, они не обязаны публиковать о себе сведения и т.д.
Торговыми компаниями по форме независимо от целей деятельности признаются акционерные товарищества, акционерные коммандитные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, в том числе принадлежащие одному лицу, полные товарищества.
Торговыми компаниями по цели являются компании, осуществляющие коммерческие операции (покупку с последующей перепродажей и пр.).
Деятельность торговых компаний регламентируется Законом от 24 июля 1966 г. о торговых товариществах, который вошел в Торговый кодекс. В отличие от гражданских компаний, торговые компании подлежат регистрации в Торговом реестре, обязаны вести бухгалтерскую отчетность и т.п.
§ 4. Корпорации и учреждения
Во многих странах (Германия, Швейцария и др.) юридические лица подразделяются на корпорации (организации, объединения, союзы) и учреждения (заведения, установления)3.
1 См.: Богатых Е.А. Гражданское и торговое право. С. 44; Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). С. 17-21; Hamilton, Robert W. The Law of Corporations. 3-th edition. St. Paul, Minn., USA, 1991.
3 См.: Жамен С, ЛакурЛ. Торговое право. С. 74-75.
'См., например: § 21-79 и § 80-88 Германского гражданского уложения // Германское право. Ч. 1. Гражданское уложение. С. 19-29.
209