Для педагога чрезвычайно важным является ответ на вопросы:
Каким образом может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека?
Как превратить ценность из «знаемой» нормы в руководство к действию?
Процесс перехода (и его результат) значимых, с точки зрения взрослых ценностей из «знаемых» во внутренний источник поступков обозначается нами как процесс формирования ценностей. Формирование ценностей – внутренняя работа души воспитанников, которую мы можем …
Запрограммировать? Целенаправленно задать? … нет, подготовить, запустить, сопровождать, поддерживать и – иногда - даже провоцировать. В целом – создавать условия для формирования ценностей.
Выделяют следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:
• личностное влияние педагога;
• ценностный диалог;
• погружение в ценностную среду;
• специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания;
• создание ситуаций ценностного выбора.
|
|
Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в ценностно-смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить и т.д.
Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством.
Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды учреждения образования: быта, событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия педагогов и обучающихся.
Осознание и проживание ценностных ситуаций. Осознанию ценностных ситуаций поможет развитие рефлексии, способности молодых людей правильно воспринимать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.
Все вышеперечисленное поможет ребятам правильно и целенаправленно конструировать ситуации ценностного выбора.
Как же осуществить формирование ценностных ориентаций школьников посредством учебного занятия? Современный урок – это свободный урок. Это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни. Посмотрим на уроки с философской позиции, поднимемся над конкретными ситуациями урока, взглянем на процесс обучения через призму жизни человека, увидим закономерности жизни в частных проявлениях каждодневной реальности, определим Человека как наивысшую ценность, а приобретаемые им знания и как ценность и как средство жизни, и все, происходящее на уроке, - это жизнь, которую ведут все участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся, родители. И если наивысшая ценность – это Человек, то раскрытие частного научного факта в качестве общей закономерности жизни всегда обеспечивает связь материала с интересами учащихся. Выводя учащихся на уровень ценности при изучении конкретного факта, педагог содействует идейности человека как носителя высоких идей. И при этом формирует бескорыстие, честность, трудолюбие, принципиальность.
|
|
И педагогам надо научиться, отправляясь на урок, радоваться, что он идет к Человеку развивающемуся, желающему быть счастливым, иметь успех, быть любимым, свободным.
На уроках складываются ценностные отношения, и каждому преподавателю нужно владеть персональной педагогической техникой, которая нужна ему для того, чтобы суметь вылеплять звуком, жестом, позой, пластикой образ проживаемого здесь и сейчас отношения, чтобы учащиеся могли воспринимать яркое, пленительное отношение, и чтобы могли проживать его вместе, обретая опыт ценностного отношения.
Природа урока потенциально таит в себе возможность каждого участника играть роль носителя образа отношения. Если педагог занимает истинную гуманистическую позицию и относится к каждому учащемуся уважительно, как к Человеку, считая его ценностью, инициируя по отношению к себе такое же уважительное отношение со стороны учащихся, то рождается на уроке удивительный феномен взаимного эмоционального заражения, так как каждый учащийся становится источником новых эмоциональных переживаний.
И отсюда появляется влюбленность в ценности жизни, так как преподаватель пленил своих учеников красотой ценностных отношений. Ценностью урока является истина. Сегодня пока нельзя сказать, что истина – гостья и основной предмет деятельности учащихся на уроке. Чаще всего все, что происходит на уроке, преломляется через призму преподавателя – хорош он или плох, но всегда в центре и всегда властвует. А преподаватель вместе с учащимися каждый раз заново должен постигать истину, отыскивая ее вместе с учащимися и радуясь такому постижению. А чтобы урок не превратился в учебное шоу, достаточно соблюдать правило преломления событий через призму истины:
• идем на урок постигать истину;
• рассматриваем истину;
• оцениваем социальное значение и истинный смысл истины;
• оценка деятельности проистекает из меры овладения истиной;
• развиваемся, становимся добрее, потому что постигаем истинные ценности жизни.
Известно, что социально-психологический климат урока полностью зависит от меры принятия ценности Человека и всей системы ценностей гуманистической культуры. Привнесенные в урок ценности порождают невидимое поведенческое поле, решительным образом влияющее на каждого. На уроках постоянно возникают моменты, которые могли бы вызвать проживание ценности, ибо жизнь таит в себе всю совокупность наивысших ценностей жизни. Педагог может поставить ценностные акценты (только акценты, а не нравоучительные беседы) на изучаемом предмете.
|
|
Рефлексия как финал урока высвечивает счастливую сторону проведения занятия, тем самым включая в понимание счастья интеллектуальный труд, познание мира, обретение свободы благодаря найденной истине.
Я хорошо поработал, и мне …
Я чувствую себя…, потому что…
Одна идея показалась мне очень важной…
Я сделал для себя небольшое открытие…
Широкое распространение философии социальной успешности (жить можно и нужно только сиюминутными проблемами, связанными с удовлетворением каких-то личностных физических и физиологических потребностей) провоцирует смену установок в общественном сознании: приоритетными становятся не общечеловеческие ценности, а прагматические.
Поддержка – это взаимодействие преподавателя и учащегося, направленное на позитивное решение жизненных проблем. Одна из основных проблем, характерных для нынешней молодежи, состоит в том, что в их сознании произошли значительные изменения в отношении жизненных ценностей. В современных условиях у молодых людей возникают типичные затруднения с выстраиванием своей, как профессиональной, так и личностной жизненной перспективы. Все эти затруднения существенно влияют на степень социальной зрелости. Поэтому ценности и ценностные ориентиры должны стать предметом обсуждения с учащимися и естественно вплестись в живую ткань урока.
Сформированные ценности – это та часть внутреннего мира человека, с которой он может говорить на «ты»: осмыслить, анализировать, творчески перерабатывать, строить иерархию и т.д. Для этой работы души ему должны быть переданы определенные средства – психологические умения. Следовательно, работа с ценностями может быть не только контекстом содержательной деятельности педагога, но, на определенных этапах, собственно содержанием его работы с учащимися. Педагог может научить разговаривать с собственными ценностями, осуществлять по отношению к ним такую работу, как:
1. Осознание.
2. Ранжирование.
|
|
3. Изменение.
4. Формулирование.
5. Отстаивание.
6. Поддержка.
7. Сравнение.
Для этого педагог задействует определенные методические приемы, конструирует определенные ситуации, обучающие учащихся такой непростой работе души.
Можно ли технологизировать процесс работы педагога с ценностями? Если в прямом смысле понимать слово «технология», то, конечно, нет. Нельзя запрограммировать ценностный результат. Если же говорить об осознанном методическом оформлении работы с ценностями – то, несомненно, да. Уже звучала мысль о том, что свои ценности нужно уметь транслировать. Значит, даже процесс трансляции своих ценностей нужно грамотно методически оформлять. А если педагог идет дальше? Если он готов к работе по осознанию детьми предъявленных ценностей и принятию их в собственный внутренний мир? Такая работа должна быть методически грамотно выполнена, иначе она может не достичь своих целей или даже привести к противоположным результатам. На помощь такому педагогу приходят образовательные технологии, которые, будучи осмысленными в контексте решения ценностных задач, теоретических знаний о процессе формирования ценностей, помогают создавать педагогически выверенные ситуации.
Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал работы по формированию ценностных ориентаций. Ведь каковы ценности человека – таков стиль общения с окружающими, его поступки и поведение в значимых ситуациях. Личные ценности педагога определяют характер его взаимоотношений с воспитанниками, отбор предметного содержания (или постановку воспитательных задач), привлечение к работе тех или иных технологий, методов, приемов. И все же одного желания, одного принятия в свою ценностную систему ценностного аспекта образования недостаточно. Важно построить свою деятельность так, чтобы работа, направленная на формирование ценностных ориентаций школьников, стала ее контекстом и содержанием.
Если в социальной технологии взаимоотношений педагога и учащегося не обеспечивается возможность самостоятельного выбора и реализации своей индивидуальности, то точку опоры для самостоятельной деятельности в сферах деятельности и социальных группах ребенок будет искать за пределами образовательного учреждения, поскольку только смена социальной позиции является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утверждение ценностей, личностных смыслов и мотивов личности.
Таким образом, нами рассмотрены психологическая структура личности и выделены ведущие мотивы социальных действий – потребности личности; сделана попытка разграничить понятия «потребность» и «ценность». Определены факторы, влияющие на процесс становления ценностных ориентаций личности. Определена система ценностей, сформированность которых свидетельствует об определённом уровне личностной культуры.
Изучив теоретическую и практическую сторону данной проблемы, можно сделать следующие выводы:
· система урочной и воспитательной деятельности в большей степени должна уделять внимание вопросам формирования ценностных ориентаций личности.
· в основе образования должен осуществляться гуманистический подход;
· результатом работы с учащимися должно стать формирование у них взаимодействия между потребностями и ценностями личности:
- стремление к уважению, признанию, компетентности;
- стремление к справедливости, гармонии;
- стремление к самореализации;
· потребности, способности, ценности личности должны развиваться, совершенствоваться через духовную культуру учащихся:
- познание мира сквозь призму потребностей личности «мир в человеческих измерениях»,
- познание себя через других людей и других через себя,
- преимущественное обращение к общечеловеческим ценностям, использование в качестве источника знаний о человеке всех слоёв культуры, а не только основ отдельных наук,
- представление о человеке как о целостной системе, формирующейся в процессе усвоения опыта предшествующих поколений.
Таким образом, образовательный процесс в учреждении образования должен представлять собой процесс разработки ценностного направления системы образования.
«Воспитание для человека оканчивается, т.е. достигает своей цели, когда он созрел настолько, что чувствует в себе желание и силу продолжить всю остальную жизнь своё самообразование, когда он понимает, каким образом он может и должен образовывать самого себя всё более и более». А. Дистервег.
В приложении к данному выступлению даны анкеты, которые помогут провести анализ уровня сформированности ценностных ориентаций, обучающихся среднего и старшего школьного возраста и определить приоритетные направления деятельности как педагогов, так и всего учреждения образования.
Литература
1. Авраменко А.И., Пекарский Ф.В. и др. Человек. Общество. Государство.–Минск, 2003.–351 стр.
2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования.–Москва, 1979.–158стр.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.
4. Воронецкая Л.Н., Мелешко Ю.В. Народная педагогика. – Минск, 2007. – 176 стр.
5. Гавриловец К.В. Воспитание нравственной личности в школе. – Минск, 2005. – 220 стр.
6. Дырин СП., Чичаева И.И. Ценности образования в современном российском общественном сознании./ Под ред. СП. Дырина. Набережные Челны, 2001. – 256 стр.
7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. –Минск, 1996. – 399стр.
8. Зубра А.С. Формирование культуры личности. – Минск. 2004. – 206 стр.
9. Кабуш В.Т. Воспитание в общеобразовательном учреждении: структура и содержание.// Праблемы выхавання. 2009, №4.
10. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. 1998. № 4.
11. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика. 1998, №3.
12. Подольская Е.А. Ценностные ориентации личности как предмет социально – философского исследования: Диссертация канд.филос.наук. – Москва, 1984. – 175стр.
13. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
14. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (Электронный ресурс) / Режим доступа: httр://stаndаrt.еdu.ru/
15. Худенко Л.А. Формирование культуры личности – одна из основных целей современного общего образования.//Русский язык и литература. 2008, №3.
Приложение 1
Дорогой друг!
Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утверждений, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.
Шкала «Познание как ценность» | ||
А. | Я думаю, что выражение «век живи — век учись» неверно. | |
Б. | Выражение «век живи — век учись» я считаю правильным. | |
А. | Большая часть из того, что я делаю на занятиях в школе, доставляет мне удовольствие. | |
Б. | Лишь немногие из учебных занятий в школе по-настоящему меня радуют. | |
3. | А. | Усилия, которых требует процесс познания, слишком велики. |
Б. | Усилия, которых требует процесс познания, стоят того, ибо доставляют удовольствие и приносят пользу. | |
А. | Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве и познании. | |
Б. | Вряд ли в творчестве и познании можно найти смысл жизни. | |
А. | Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда вызывают у меня раздражение. | |
Б. | Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию. | |
А. | Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах природы и общества. | |
Б. | Мне кажется, что без знания основных законов бытия многие люди вполне могут обойтись. | |
А. | На уроках мне чаще всего бывает скучно. | |
Б. | На уроках мне никогда не бывает скучно. | |
А. | Я очень увлечен учебой в школе. | |
Б. | Я не могу сказать, что очень увлечен учебой в школе. | |
А. | Мне нравится учиться в школе, даже если порой у меня не все получается | |
Б. | Мне не нравится учиться в школе. | |
А. | Если бы была возможность решать самому, я бы занятия в школе посещал по своему выбору. | |
Б. | Я огорчаюсь, когда из-за болезни или по иной уважительной причине мне приходится пропускать занятия в школе. |
Благодарим за участие в анкетировании!
Приложение 2
Дорогой друг!
Шкала «Я - ценность» | ||
А. | Я не могу сказать, что я себе нравлюсь. | |
Б. | Я определенно себе нравлюсь. | |
А. | Я чувствую себя неловко, когда мне говорят комплименты. | |
Б. | Я прихожу в восторг, когда мне говорят комплименты. | |
3. | А. | Я верю в себя тогда, когда чувствую, что способен справиться с проблемами, возникающими передо мной. |
Б. | Я верю в себя даже тогда, когда неспособен справиться со своими проблемами. | |
А. | Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг. | |
Б. | Мое чувство самоуважения лишь в небольшой степени зависит от моих достижений. | |
А. | Иногда я стыжусь проявлять свои чувства. | |
Б. | Я никогда не стыжусь проявлять свои чувства. | |
А. | Я всегда уверен в себе. | |
Б. | Не могу сказать, что я всегда уверен в себе. | |
А. | Самоанализ всегда необходим для человека. | |
Б. | Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия. | |
А. | Мне всегда удается руководствоваться в жизни собственными чувствами и желаниями. | |
Б. | Мне не часто удается руководствоваться в жизни собственными чувствами и желаниями. | |
А. | Иногда мне трудно быть искренним, даже тогда, когда мне этого хочется. | |
Б. | Мне всегда удается быть искренним. | |
А. | Мне кажется, что у меня есть немало позитивных качеств. | |
Б. | Мне кажется, что мне нечем гордиться. |
Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утверждений, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.
Благодарим за участие в анкетировании!
Приложение 3
Дорогой друг!
Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утверждений, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.
Шкала «Другой - ценность» | ||
А. | Я думаю, что большинству людей можно доверять. | |
Б. | Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не следует. | |
А. | Люди редко раздражают меня. | |
Б. | Люди часто раздражают меня. | |
3. | А. | Большинство людей стремится выбирать легкий путь. |
Б. | Думаю, что большинство людей не склонно искать легкие пути. | |
А. | Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что судьба к ним несправедлива. | |
Б. | Многие люди завистливы, хотя и пытаются это скрыть. | |
А. | О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, добрый он или злой. | |
Б. | Обычно оценить человека очень легко. | |
А. | По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства. | |
Б. | Достоинства человека заметить гораздо легче, чем его недостатки. | |
А. | Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу. | |
Б. | Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих. | |
А. | Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно. | |
Б. | Я не проявляю своего расположения к человеку, не будучи уверенным, в том, что оно взаимно. | |
А. | Мне нравится большинство людей, которых я знаю. | |
Б. | Большинство людей, которых я знаю, мне не нравится. | |
А. | В беседе я уделяю максимум внимания мнению своего собеседника. | |
Б. | В беседе с другим человеком я прилагаю максимум усилий к тому, чтобы моя точка зрения была услышана и принята. |
Благодарим за участие в анкетировании!
Приложение 4
Дорогой друг!
Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утверждений, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.
Шкала «Общественно полезная деятельность» | ||
А. | Главное в жизни — нравиться людям. | |
Б. | Главное в жизни — приносить пользу людям. | |
А. | Выбирая для себя занятие, я всегда стремлюсь к тому, чтобы оно было общественно значимо, полезно не только мне, но и другим. | |
Б. | Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно. | |
3. | А. | Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили. |
Б. | Я считаю, что имею право ожидать от людей правильной оценки того, что я для них делаю. | |
А. | Если учитель обращается ко мне с какой-либо просьбой или поручением, то я этому радуюсь и выполняю с удовольствием. | |
Б. | Дополнительные поручения или просьбы учителя меня не радуют, так как это отвлекает меня от других интересных для меня дел. | |
А. | Мне нравится участвовать в субботниках или трудовых десантах. | |
Б. | Я огорчаюсь, когда нужно участвовать в субботниках или трудовых десантах, так как это отвлекает от важных для меня дел. | |
А. | Я всегда чувствую активность, сильное стремление к деятельности, присутствие значительного запаса энергии. | |
Б. | Думаю, что чрезмерная активность и деловитость могут повредить человеку. | |
А. | Люди, которые всегда активны и деловиты, меня раздражают. | |
Б. | Мне нравятся активные, энергичные, деловые люди. | |
А. | Низко оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения. | |
Б. | Интересное, творческое содержание работы — само по себе награда. | |
А. | Я считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром». | |
Б. | Я не считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром». | |
А. | Я стремлюсь к тому, чтобы сделать для себя и окружающих что-нибудь значительное, и переживаю, если это не удается. | |
Б. | Я никогда не переживаю из-за того, что не делаю ничего значительного для себя и окружающих. |
Благодарим за участие в анкетировании!
Приложение 5
Дорогой друг!
Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утверждений, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по первому побуждению.
Шкала «Ответственность как ценность» | ||
А. | У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию. | |
Б. | У меня никогда не возникает потребности найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию. | |
А. | Я стараюсь относиться добросовестно ко всему, что я делаю. | |
Б. | Я не слишком расстраиваюсь от того, что выполнил какое- то дело не очень добросовестно. | |
3. | А. | Я считаю, что люди должны заниматься самоанализом. |
Б. | Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы. | |
А. | Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья. | |
Б. | Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья. | |
А. | Я не огорчаюсь, если по объективным причинам не удается выполнить какие-либо обещания, данные другим людям. | |
Б. | Мне бывает очень неприятно, если я нарушил обещание даже по не зависящим от меня причинам. | |
А. | Думаю, что благополучие и успех в школьном обучении возможны для меня только при активной помощи и поддержке родителей. | |
Б. | Думаю, что я должен сам нести ответственность за собственные неудачи в школе. | |
А. | Я выполню задачу или поручение качественнее и лучше, если буду знать, что меня контролируют. | |
Б. | Я самостоятельно доведу порученное мне дело до конца, если меня никто не контролирует. | |
А. | Могу уверенно сказать, что к обучению в школе я отношусь ответственно. | |
Б. | Не могу сказать, что к обучению в школе я отношусь ответственно. | |
А. | Могу сказать, что у меня есть чувство долга. | |
Б. | Не могу сказать, что я строго следую принципам, основанным на чувстве долга. | |
А. | Я всегда чувствую ответственность за все, что случается в моей жизни | |
Б. | Иногда я думаю, что за многое из того, что случается в моей жизни, ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть. |
Благодарим за участие в анкетировании!
Приложение 6