Деятельность педагога по формированию ценностных ориентаций учащихся

Для педагога чрезвычайно важным является ответ на вопросы:

Каким образом может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека?

Как превратить ценность из «знаемой» нормы в руководство к действию?

Процесс перехода (и его результат) значимых, с точки зрения взрослых ценностей из «знаемых» во внутренний источник поступков обозначается нами как процесс формирования ценностей. Формирование ценностей – внутренняя работа души воспитанников, которую мы можем …

Запрограммировать? Целенаправленно задать? … нет, подготовить, запустить, сопровождать, поддерживать и – иногда - даже провоцировать. В целом – создавать условия для формирования ценностей.

Выделяют следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:

• личностное влияние педагога;

• ценностный диалог;

• погружение в ценностную среду;

• специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания;

• создание ситуаций ценностного выбора.

Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в ценностно-смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить и т.д.

Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством.

Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды учреждения образования: быта, событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия педагогов и обучающихся.

Осознание и проживание ценностных ситуаций. Осознанию ценностных ситуаций поможет развитие рефлексии, способности молодых людей правильно воспринимать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.

Все вышеперечисленное поможет ребятам правильно и целенаправленно конструировать ситуации ценностного выбора.

Как же осуществить формирование ценностных ориентаций школьников посредством учебного занятия? Современный урок – это свободный урок. Это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни. Посмотрим на уроки с философской позиции, поднимемся над конкретными ситуациями урока, взглянем на процесс обучения через призму жизни человека, увидим закономерности жизни в частных проявлениях каждодневной реальности, определим Человека как наивысшую ценность, а приобретаемые им знания и как ценность и как средство жизни, и все, происходящее на уроке, - это жизнь, которую ведут все участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся, родители. И если наивысшая ценность – это Человек, то раскрытие частного научного факта в качестве общей закономерности жизни всегда обеспечивает связь материала с интересами учащихся. Выводя учащихся на уровень ценности при изучении конкретного факта, педагог содействует идейности человека как носителя высоких идей. И при этом формирует бескорыстие, честность, трудолюбие, принципиальность.

И педагогам надо научиться, отправляясь на урок, радоваться, что он идет к Человеку развивающемуся, желающему быть счастливым, иметь успех, быть любимым, свободным.

На уроках складываются ценностные отношения, и каждому преподавателю нужно владеть персональной педагогической техникой, которая нужна ему для того, чтобы суметь вылеплять звуком, жестом, позой, пластикой образ проживаемого здесь и сейчас отношения, чтобы учащиеся могли воспринимать яркое, пленительное отношение, и чтобы могли проживать его вместе, обретая опыт ценностного отношения.

Природа урока потенциально таит в себе возможность каждого участника играть роль носителя образа отношения. Если педагог занимает истинную гуманистическую позицию и относится к каждому учащемуся уважительно, как к Человеку, считая его ценностью, инициируя по отношению к себе такое же уважительное отношение со стороны учащихся, то рождается на уроке удивительный феномен взаимного эмоционального заражения, так как каждый учащийся становится источником новых эмоциональных переживаний.

И отсюда появляется влюбленность в ценности жизни, так как преподаватель пленил своих учеников красотой ценностных отношений. Ценностью урока является истина. Сегодня пока нельзя сказать, что истина – гостья и основной предмет деятельности учащихся на уроке. Чаще всего все, что происходит на уроке, преломляется через призму преподавателя – хорош он или плох, но всегда в центре и всегда властвует. А преподаватель вместе с учащимися каждый раз заново должен постигать истину, отыскивая ее вместе с учащимися и радуясь такому постижению. А чтобы урок не превратился в учебное шоу, достаточно соблюдать правило преломления событий через призму истины:

• идем на урок постигать истину;

• рассматриваем истину;

• оцениваем социальное значение и истинный смысл истины;

• оценка деятельности проистекает из меры овладения истиной;

• развиваемся, становимся добрее, потому что постигаем истинные ценности жизни.

Известно, что социально-психологический климат урока полностью зависит от меры принятия ценности Человека и всей системы ценностей гуманистической культуры. Привнесенные в урок ценности порождают невидимое поведенческое поле, решительным образом влияющее на каждого. На уроках постоянно возникают моменты, которые могли бы вызвать проживание ценности, ибо жизнь таит в себе всю совокупность наивысших ценностей жизни. Педагог может поставить ценностные акценты (только акценты, а не нравоучительные беседы) на изучаемом предмете.

Рефлексия как финал урока высвечивает счастливую сторону проведения занятия, тем самым включая в понимание счастья интеллектуальный труд, познание мира, обретение свободы благодаря найденной истине.

Я хорошо поработал, и мне …

Я чувствую себя…, потому что…

Одна идея показалась мне очень важной…

Я сделал для себя небольшое открытие…

Широкое распространение философии социальной успешности (жить можно и нужно только сиюминутными проблемами, связанными с удовлетворением каких-то личностных физических и физиологических потребностей) провоцирует смену установок в общественном сознании: приоритетными становятся не общечеловеческие ценности, а прагматические.

Поддержка – это взаимодействие преподавателя и учащегося, направленное на позитивное решение жизненных проблем. Одна из основных проблем, характерных для нынешней молодежи, состоит в том, что в их сознании произошли значительные изменения в отношении жизненных ценностей. В современных условиях у молодых людей возникают типичные затруднения с выстраиванием своей, как профессиональной, так и личностной жизненной перспективы. Все эти затруднения существенно влияют на степень социальной зрелости. Поэтому ценности и ценностные ориентиры должны стать предметом обсуждения с учащимися и естественно вплестись в живую ткань урока.

Сформированные ценности – это та часть внутреннего мира человека, с которой он может говорить на «ты»: осмыслить, анализировать, творчески перерабатывать, строить иерархию и т.д. Для этой работы души ему должны быть переданы определенные средства – психологические умения. Следовательно, работа с ценностями может быть не только контекстом содержательной деятельности педагога, но, на определенных этапах, собственно содержанием его работы с учащимися. Педагог может научить разговаривать с собственными ценностями, осуществлять по отношению к ним такую работу, как:

1. Осознание.

2. Ранжирование.

3. Изменение.

4. Формулирование.

5. Отстаивание.

6. Поддержка.

7. Сравнение.

Для этого педагог задействует определенные методические приемы, конструирует определенные ситуации, обучающие учащихся такой непростой работе души.

Можно ли технологизировать процесс работы педагога с ценностями? Если в прямом смысле понимать слово «технология», то, конечно, нет. Нельзя запрограммировать ценностный результат. Если же говорить об осознанном методическом оформлении работы с ценностями – то, несомненно, да. Уже звучала мысль о том, что свои ценности нужно уметь транслировать. Значит, даже процесс трансляции своих ценностей нужно грамотно методически оформлять. А если педагог идет дальше? Если он готов к работе по осознанию детьми предъявленных ценностей и принятию их в собственный внутренний мир? Такая работа должна быть методически грамотно выполнена, иначе она может не достичь своих целей или даже привести к противоположным результатам. На помощь такому педагогу приходят образовательные технологии, которые, будучи осмысленными в контексте решения ценностных задач, теоретических знаний о процессе формирования ценностей, помогают создавать педагогически выверенные ситуации.

Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал работы по формированию ценностных ориентаций. Ведь каковы ценности человека – таков стиль общения с окружающими, его поступки и поведение в значимых ситуациях. Личные ценности педагога определяют характер его взаимоотношений с воспитанниками, отбор предметного содержания (или постановку воспитательных задач), привлечение к работе тех или иных технологий, методов, приемов. И все же одного желания, одного принятия в свою ценностную систему ценностного аспекта образования недостаточно. Важно построить свою деятельность так, чтобы работа, направленная на формирование ценностных ориентаций школьников, стала ее контекстом и содержанием.

Если в социальной технологии взаимоотношений педагога и учащегося не обеспечивается возможность самостоятельного выбора и реализации своей индивидуальности, то точку опоры для самостоятельной деятельности в сферах деятельности и социальных группах ребенок будет искать за пределами образовательного учреждения, поскольку только смена социальной позиции является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утверждение ценностей, личностных смыслов и мотивов личности.

Таким образом, нами рассмотрены психологическая структура личности и выделены ведущие мотивы социальных действий – потребности личности; сделана попытка разграничить понятия «потребность» и «ценность». Определены факторы, влияющие на процесс становления ценностных ориентаций личности. Определена система ценностей, сформированность которых свидетельствует об определённом уровне личностной культуры.

Изучив теоретическую и практическую сторону данной проблемы, можно сделать следующие выводы:

· система урочной и воспитательной деятельности в большей степени должна уделять внимание вопросам формирования ценностных ориентаций личности.

· в основе образования должен осуществляться гуманистический подход;

· результатом работы с учащимися должно стать формирование у них взаимодействия между потребностями и ценностями личности:

- стремление к уважению, признанию, компетентности;

- стремление к справедливости, гармонии;

- стремление к самореализации;

· потребности, способности, ценности личности должны развиваться, совершенствоваться через духовную культуру учащихся:

- познание мира сквозь призму потребностей личности «мир в человеческих измерениях»,

- познание себя через других людей и других через себя,

- преимущественное обращение к общечеловеческим ценностям, использование в качестве источника знаний о человеке всех слоёв культуры, а не только основ отдельных наук,

- представление о человеке как о целостной системе, формирующейся в процессе усвоения опыта предшествующих поколений.

Таким образом, образовательный процесс в учреждении образования должен представлять собой процесс разработки ценностного направления системы образования.

«Воспитание для человека оканчивается, т.е. достигает своей цели, когда он созрел настолько, что чувствует в себе желание и силу продолжить всю остальную жизнь своё самообразование, когда он понимает, каким образом он может и должен образовывать самого себя всё более и более». А. Дистервег.

В приложении к данному выступлению даны анкеты, которые помогут провести анализ уровня сформированности ценностных ориентаций, обучающихся среднего и старшего школьного возраста и определить приоритетные направления деятельности как педагогов, так и всего учреждения образования.

Литература

1. Авраменко А.И., Пекарский Ф.В. и др. Человек. Общество. Государство.–Минск, 2003.–351 стр.

2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования.–Москва, 1979.–158стр.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995.

4. Воронецкая Л.Н., Мелешко Ю.В. Народная педагогика. – Минск, 2007. – 176 стр.

5. Гавриловец К.В. Воспитание нравственной личности в школе. – Минск, 2005. – 220 стр.

6. Дырин СП., Чичаева И.И. Ценности образования в современном российском общественном сознании./ Под ред. СП. Дырина. Набережные Челны, 2001. – 256 стр.

7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. –Минск, 1996. – 399стр.

8. Зубра А.С. Формирование культуры личности. – Минск. 2004. – 206 стр.

9. Кабуш В.Т. Воспитание в общеобразовательном учреждении: структура и содержание.// Праблемы выхавання. 2009, №4.

10. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека //Педагогика. 1998. № 4.

11. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика. 1998, №3.

12. Подольская Е.А. Ценностные ориентации личности как предмет социально – философского исследования: Диссертация канд.филос.наук. – Москва, 1984. – 175стр.

13. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.

14. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (Электронный ресурс) / Режим доступа: httр://stаndаrt.еdu.ru/

15. Худенко Л.А. Формирование культуры личности – одна из основных целей современного общего образования.//Русский язык и литература. 2008, №3.

Приложение 1

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде­ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по пер­вому побуждению.

Шкала «Познание как ценность»
  А. Я думаю, что выражение «век живи — век учись» неверно.
Б. Выражение «век живи — век учись» я считаю правильным.
  А. Большая часть из того, что я делаю на занятиях в школе, доставляет мне удовольствие.
Б. Лишь немногие из учебных занятий в школе по-настоящему меня радуют.
3. А. Усилия, которых требует процесс познания, слишком ве­лики.
Б. Усилия, которых требует процесс познания, стоят того, ибо доставляют удовольствие и приносят пользу.
  А. Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве и познании.
Б. Вряд ли в творчестве и познании можно найти смысл жизни.
  А. Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда вызывают у меня раздражение.
Б. Сверстники, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.
  А. Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах природы и общества.
Б. Мне кажется, что без знания основных законов бытия мно­гие люди вполне могут обойтись.
  А. На уроках мне чаще всего бывает скучно.
Б. На уроках мне никогда не бывает скучно.
  А. Я очень увлечен учебой в школе.
Б. Я не могу сказать, что очень увлечен учебой в школе.
  А. Мне нравится учиться в школе, даже если порой у меня не все получается
Б. Мне не нравится учиться в школе.
  А. Если бы была возможность решать самому, я бы занятия в школе посещал по своему выбору.
Б. Я огорчаюсь, когда из-за болезни или по иной уважитель­ной причине мне приходится пропускать занятия в школе.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 2

Дорогой друг!

Шкала «Я - ценность»
  А. Я не могу сказать, что я себе нравлюсь.
Б. Я определенно себе нравлюсь.
  А. Я чувствую себя неловко, когда мне говорят комплименты.
Б. Я прихожу в восторг, когда мне говорят комплименты.
3. А. Я верю в себя тогда, когда чувствую, что способен спра­виться с проблемами, возникающими передо мной.
Б. Я верю в себя даже тогда, когда неспособен справиться со своими проблемами.
  А. Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг.
Б. Мое чувство самоуважения лишь в небольшой степени за­висит от моих достижений.
  А. Иногда я стыжусь проявлять свои чувства.
Б. Я никогда не стыжусь проявлять свои чувства.
  А. Я всегда уверен в себе.
Б. Не могу сказать, что я всегда уверен в себе.
  А. Самоанализ всегда необходим для человека.
Б. Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия.
  А. Мне всегда удается руководствоваться в жизни собствен­ными чувствами и желаниями.
Б. Мне не часто удается руководствоваться в жизни собствен­ными чувствами и желаниями.
  А. Иногда мне трудно быть искренним, даже тогда, когда мне этого хочется.
Б. Мне всегда удается быть искренним.
  А. Мне кажется, что у меня есть немало позитивных качеств.
Б. Мне кажется, что мне нечем гордиться.

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде­ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по пер­вому побуждению.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 3

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде­ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по пер­вому побуждению.

Шкала «Другой - ценность»
  А. Я думаю, что большинству людей можно доверять.
Б. Думаю, что без крайней необходимости людям доверять не следует.
  А. Люди редко раздражают меня.
Б. Люди часто раздражают меня.
3. А. Большинство людей стремится выбирать легкий путь.
Б. Думаю, что большинство людей не склонно искать легкие пути.
  А. Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что судьба к ним несправедлива.
Б. Многие люди завистливы, хотя и пытаются это скрыть.
  А. О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью, доб­рый он или злой.
Б. Обычно оценить человека очень легко.
  А. По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.
Б. Достоинства человека заметить гораздо легче, чем его недо­статки.
  А. Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу.
Б. Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не пони­мают окружающих.
  А. Я проявляю свое расположение к человеку независимо от того, взаимно ли оно.
Б. Я не проявляю своего расположения к человеку, не будучи уверенным, в том, что оно взаимно.
  А. Мне нравится большинство людей, которых я знаю.
Б. Большинство людей, которых я знаю, мне не нравится.
  А. В беседе я уделяю максимум внимания мнению своего собеседника.
Б. В беседе с другим человеком я прилагаю максимум усилий к тому, чтобы моя точка зрения была услышана и принята.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 4

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде­ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по пер­вому побуждению.

Шкала «Общественно полезная деятельность»
  А. Главное в жизни — нравиться людям.
Б. Главное в жизни — приносить пользу людям.
  А. Выбирая для себя занятие, я всегда стремлюсь к тому, чтобы оно было общественно значимо, полезно не только мне, но и другим.
Б. Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему ин­тересно.
3. А. Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили.
Б. Я считаю, что имею право ожидать от людей правильной оценки того, что я для них делаю.
  А. Если учитель обращается ко мне с какой-либо просьбой или поручением, то я этому радуюсь и выполняю с удовольствием.
Б. Дополнительные поручения или просьбы учителя меня не радуют, так как это отвлекает меня от других интересных для меня дел.
  А. Мне нравится участвовать в субботниках или трудовых десантах.
Б. Я огорчаюсь, когда нужно участвовать в субботниках или трудовых десантах, так как это отвлекает от важных для меня дел.
  А. Я всегда чувствую активность, сильное стремление к деятельности, присутствие значительного запаса энергии.
Б. Думаю, что чрезмерная активность и деловитость могут по­вредить человеку.
  А. Люди, которые всегда активны и деловиты, меня раздражают.
Б. Мне нравятся активные, энергичные, деловые люди.
  А. Низко оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения.
Б. Интересное, творческое содержание работы — само по себе награда.
  А. Я считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».
Б. Я не считаю необходимым всегда следовать правилу «не трать времени даром».
  А. Я стремлюсь к тому, чтобы сделать для себя и окружающих что-нибудь значительное, и переживаю, если это не удается.
Б. Я никогда не переживаю из-за того, что не делаю ничего значительного для себя и окружающих.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 5

Дорогой друг!

Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из двух утвержде­ний, обозначенных буквами «А» и «Б», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением. Помни, что здесь нет плохих и хороших, правильных или неправильных ответов, а самым лучшим ответом будет тот, который ты выберешь по пер­вому побуждению.

Шкала «Ответственность как ценность»
  А. У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию.
Б. У меня никогда не возникает потребности найти обоснова­ние тем своим действиям, которые я совершаю по собственному желанию.
  А. Я стараюсь относиться добросовестно ко всему, что я делаю.
Б. Я не слишком расстраиваюсь от того, что выполнил какое- то дело не очень добросовестно.
3. А. Я считаю, что люди должны заниматься самоанализом.
Б. Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.
  А. Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.
Б. Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья.
  А. Я не огорчаюсь, если по объективным причинам не удается выполнить какие-либо обещания, данные другим людям.
Б. Мне бывает очень неприятно, если я нарушил обещание даже по не зависящим от меня причинам.
  А. Думаю, что благополучие и успех в школьном обучении возможны для меня только при активной помощи и поддержке родителей.
Б. Думаю, что я должен сам нести ответственность за соб­ственные неудачи в школе.
  А. Я выполню задачу или поручение качественнее и лучше, если буду знать, что меня контролируют.
Б. Я самостоятельно доведу порученное мне дело до конца, если меня никто не контролирует.
  А. Могу уверенно сказать, что к обучению в школе я отношусь ответственно.
Б. Не могу сказать, что к обучению в школе я отношусь ответ­ственно.
  А. Могу сказать, что у меня есть чувство долга.
Б. Не могу сказать, что я строго следую принципам, основан­ным на чувстве долга.
  А. Я всегда чувствую ответственность за все, что случается в моей жизни
Б. Иногда я думаю, что за многое из того, что случается в моей жизни, ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть.

Благодарим за участие в анкетировании!

Приложение 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: