Формирование нормального психологического климата нельзя оторвать от формирования коллектива в целом. Нельзя создать климат, не управляя коллективом. В этом управление входят и поддержка определенных ценностных ориентаций через регуляцию взаимоотношений, и создание действенного самоуправления, и формирование доброжелательной атмосферы, и коррекция позиций каждой личности в коллективе.
В ходе педагогической практики было произведено исследование уровня развития психологического климата в коллективе четвертого класса. Для исследования применялась анкета: оценки психологического климата в коллективе (текст анкеты прилагается). Результаты анкетирования позволили установить, что средний бал оценки составляет 4,3 – это говорит о благополучии психологического климата и сильном развитии коллективистских качеств у младших школьников. Наибольшая благоприятность проявляется через активность детей в общественных делах, сплоченность в совместном отдыхе, сотрудничестве между школьниками. Вместе с тем особой заботы педагога - воспитателя требует формирования дисциплинированности, сплоченности в учении и добросовестному отношению к нему. Указанные стороны среднего уровня развития межличностных отношений должны стать предметом постоянной заботы учителя – классного руководителя и полем организации коллективных воспитательных дел.
Оценка индивидуального участия детей в развитии классного коллектива позволяет определить, что из двенадцати учащихся девять воспитанников могут не вызывать беспокойство педагога относительно формирования их коллективного взаимопонимания.
Однако трое детей требуют индивидуального отношения и психолога – педагогической поддержки в развитии их коллективистских качеств.
Как показало наблюдение за организацией формирование коллектива в четвертом классе, проведение беседы с учителем и учащимися благоприятный психологический климат к 4-му году совместного обучения детей возник в результате системной воспитательной работы по формированию коллектива, проводимой классным руководителем Мишиной Надеждой Сергеевной.
Для сплочения коллектива ею использовались:
- внимательность детей друг к другу;
- размышление над возникающими проблемами человеческих взаимоотношений;
- умение самостоятельно и вместе с товарищами по коллективу находить ответы на трудные вопросы взаимопонимания;
- умение ставить себя на место другого человека, воспринимать и понимать его внутреннее состояние и переживание;
- ролевые игры;
- организация КТД и т.д.