Введение
Исследование подчерка в современной криминалистике является одной из важнейших и
актуальных задач, т.к. в настоящее время все чаще и чаще преступники
отказываются от таких грубых средств аргументации как финка и окровавленный
топор и переходят к более цивилизованным методам, позволяющим с меньшими
затратами энергии и минимальным риском получать гораздо больший эффект от своих
действий. Для того, чтобы выразить общую мысль, стоит воспользоваться весьма
выразительной и точной по формулировке цитатой одного блестящего криминалиста:
“Зачем взламывать сейф, когда можно получить его содержимое одним грамотным
росчерком пера”.[1]
Столь ценная мысль подтверждается динамикой роста “беловоротничковой”
преступности, столь распространенной в России в последнее время.
В рамках данной курсовой работы я постараюсь раскрыть один из наиболее
значимых вопросов исследования документов, в частности диагностическое
исследование документов, установление личности преступника по исполненному им
тексту.
Без сомнения, определение личности лица, исполнившего какой-либо текст,
особенно на ранних стадиях расследования, является одной из приоритетных
задач при раскрытии преступления.
Развитие новейших методик криминалистики, в частности криминалистического
документоведения, позволяет с достаточной высокой точностью устанавливать
авторство исполнителя того либо иного документа.
Подобные методики позволяют определить национальность, регион проживания,
регион приобретения письменных навыков, пол, возраст и даже судить о
причастности лица к совершению преступления.
Понятие письма как объекта криминалистического исследования
С криминалистической точки зрения, документ может быть охарактеризован как
материальный носитель специально зафиксированной в нем информации, имеющей
значение для уголовного судопроизводства.
Круг документов, функционирующих в уголовном судопроизводстве, весьма
разнообразен: это и примитивно сработанные, низкокачественные, и мастерски
исполненные на высочайшем профессиональном уровне, простые, общедоступные,
понятные всем, и сложные, постигаемые лишь специалистами (клочок бумаги с
записанным на нем номером телефона, потрепанная фотокарточка, трамвайный билет,
фальшивая ассигнация, стена с надписью)[2]
Письмо – один из важнейших и, пожалуй, до недавнего времени единственных
способов запечатления мыслей человека при посредстве некой знаковой системы.
Главной функцией письма является сохранение и передача информации
зафиксированной с помощью специальных символов (иероглифы, цифры, буквы и
т.д.).
Тем не менее, общеизвестно, что письмо это не только средство общения, но еще
и средство передачи криминалистически значимой информации.
При исследовании письма, как правило, должен подвергаться весь комплекс
индивидуальных особенностей данного текста как то.
1. Смысловая – письменная речь (устанавливается автор документа);
2. Графическая – почерк (устанавливается конкретный исполнитель текста).
Возможность установления автора и исполнителя документа основана на
неповторимости и устойчивости письменно – двигательных и речевых навыков
человека. На процесс формирования письма оказывают влияние условия обучения
человека, действие окружающей среды, трудовая и социальная деятельность
человека, психофизиологические способности.
Устойчивость проявления навыков письма в значительной степени зависит от
глубины фиксации двигательного навыка, его автоматизации в высшей нервной
системе, то есть, чем сильнее глубина фиксации навыка, тем труднее происходит
изменение письменно – двигательных функций определенного лица.
При написании документа автоматизированность письма ярко выражена лишь пока
оно выполняется в привычных (стереотипных) условиях. В случае резкого
изменения условий письма (его целевой установки, физических и психологических
нагрузок, преднамеренное искажение письменной речи и почерка) приводят к
прекращению или ослаблению автоматизированности письма так как оно
выполняется под усиленным контролем сознания. Но ввиду непродолжительности
этих факторов, устоявшаяся манера письма не исчезает и лишь временно
“притупляется”. Когда привычные условия восстанавливаются автоматизация
навыка вновь “просыпается”.
Этот феномен наблюдается даже при попытках сознательного изменения почерка и
письменной речи. При этом собственные навыки, закрепленные выработавшимся
стереотипом, остаются и оказывают влияние на процесс создания документа.
Идентификационные признаки письма:
1) признаки письменной речи;
2) топографические признаки письма;
3) особые привычки письма;
4) признаки почерка.
Признаки письменной речи:
· стиль (некая совокупность признаков, определяющих общий вид,
особенности документа);
· лексика или словарный запас (заключается в богатстве используемых слов
и сильно зависит от образования человека, его профессии, привычек, образа
жизни и т.п.);
· общий уровень грамотности (наличие или отсутствие различных ошибок в
тексте, их количество позволяет судить об уровне образования человека, а
также о том, насколько часто он ему приходится заниматься составлением
разнообразных документов);
Топографические признаки письма: (особенности размещения текста в целом или
отдельных его частей).
Этот класс признаков позволяет судить об аккуратности человека. Часто эти
признаки формируются в результате профессиональной деятельности, так
сотрудники правоохранительных органов при письме автоматически оставляют
левое поле в 2 см.
· поля (слева и справа, размер, форма - прямоугольная, трапециевидная,
чаще всего ярко выражены у людей, чьи должностные функции связаны с
делопроизводством);
· наличие и размер абзацных отступов (служат для структурирования
документа, характерны для людей, профессионально занимающихся журналистикой,
литературой и иными видами творческой деятельности, связанными с письмом);
· размеры интервалов между строками и словами;
· направление строк: горизонтальные, поднимающиеся, опускающиеся,
прямолинейные, выпуклые, вогнутые, извилистые, ступенчатые. Расположение по
линии графления (выше, ниже);
Кроме того: расположение знаков препинания и переноса, расположение
заголовков, обращений, нумерация страниц.
Топографические признаки устойчивы и мало контролируются пишущим.
Особые привычки письма
· выделение отдельных частей текста (говорит о привычке автора или
исполнителя документа акцентировать внимание на основных мыслях, наличии
опыта публичных выступлений);
· внесение исправлений (позволяет судить об аккуратности, внимательности
человека, его грамотности и условиях создания документа (спешка, сильное
волнение, усталость));
· наличие или отсутствие знаков переноса (грамотность человека,
индивидуальные привычки оформления документов);
· своеобразие выполнения дат (складывается под влиянием местности
проживания, родного языка, так в русском языка принято записывать дату как
Число-Месяц-Год, в то время, как в английском Месяц-Число-Год);
Признаки почерка:
Общие:
· выработанность почерка (способность пользоваться скорописью, темп
письма, координация движений);
· сложность почерка (норма - прописи, простые и усложненные, в т.ч.
стилизованные);
· общая форма направления движений в почерке (прямолинейная и
криволинейная или угловатые и округлые);
· направление движений - левоокружное (как правило в округлых почерках)
и правоокружным (по часовой стрелке);
· наклон почерка (прямой, правонаклонный, левонаклонный относительно
вертикальной оси; если угол наклона относительно линии строки менее 50 гр.
такой почерк называется косым);
· размер почерка: крупный - более5мм,средний -2-5,мелкий - менее 2 мм;
· разгон почерка - отношение ширины букв к их высоте: сжатый, средний
(ширина равна их высоте), размашистый;
· связность почерка (высокосвязная 5-6 букв, средней связности 3-4,
отрывистые 1-2);
· нажим (сильный, средний и слабый - трудно выделить при письме
шариковыми ручками).
Частные признаки почерка:
1. Форма движений - очертание элементов письменного знака прямолинейные и
криволинейные
2. Направление движений
3. Протяженность движений
4. Вид соединения движений: слитный и интервальный
5. Количество движений (при выполнении письменного знака)
6. Последовательность движений (выполнения элементов знака, отличных от
прописей).
7. Размещение движений (точки начала и окончания движений, пересечения,
связывания)
8. Сложность движений (упрощение, усложнение движений).