Понятие письма как объекта криминалистического исследования

Введение

Исследование подчерка в современной криминалистике является одной из важнейших и

актуальных задач, т.к. в настоящее время все чаще и чаще преступники

отказываются от таких грубых средств аргументации как финка и окровавленный

топор и переходят к более цивилизованным методам, позволяющим с меньшими

затратами энергии и минимальным риском получать гораздо больший эффект от своих

действий. Для того, чтобы выразить общую мысль, стоит воспользоваться весьма

выразительной и точной по формулировке цитатой одного блестящего криминалиста:

“Зачем взламывать сейф, когда можно получить его содержимое одним грамотным

росчерком пера”.[1]

Столь ценная мысль подтверждается динамикой роста “беловоротничковой”

преступности, столь распространенной в России в последнее время.

В рамках данной курсовой работы я постараюсь раскрыть один из наиболее

значимых вопросов исследования документов, в частности диагностическое

исследование документов, установление личности преступника по исполненному им

тексту.

Без сомнения, определение личности лица, исполнившего какой-либо текст,

особенно на ранних стадиях расследования, является одной из приоритетных

задач при раскрытии преступления.

Развитие новейших методик криминалистики, в частности криминалистического

документоведения, позволяет с достаточной высокой точностью устанавливать

авторство исполнителя того либо иного документа.

Подобные методики позволяют определить национальность, регион проживания,

регион приобретения письменных навыков, пол, возраст и даже судить о

причастности лица к совершению преступления.

Понятие письма как объекта криминалистического исследования

С криминалистической точки зрения, документ может быть охарактеризован как

материальный носитель специально зафиксированной в нем информации, имеющей

значение для уголовного судопроизводства.

Круг документов, функционирующих в уголовном судопроизводстве, весьма

разнообразен: это и примитивно сработанные, низкокачественные, и мастерски

исполненные на высочайшем профессиональном уровне, простые, общедоступные,

понятные всем, и сложные, постигаемые лишь специалистами (клочок бумаги с

записанным на нем номером телефона, потрепанная фотокарточка, трамвайный билет,

фальшивая ассигнация, стена с надписью)[2]

Письмо – один из важнейших и, пожалуй, до недавнего времени единственных

способов запечатления мыслей человека при посредстве некой знаковой системы.

Главной функцией письма является сохранение и передача информации

зафиксированной с помощью специальных символов (иероглифы, цифры, буквы и

т.д.).

Тем не менее, общеизвестно, что письмо это не только средство общения, но еще

и средство передачи криминалистически значимой информации.

При исследовании письма, как правило, должен подвергаться весь комплекс

индивидуальных особенностей данного текста как то.

1. Смысловая – письменная речь (устанавливается автор документа);

2. Графическая – почерк (устанавливается конкретный исполнитель текста).

Возможность установления автора и исполнителя документа основана на

неповторимости и устойчивости письменно – двигательных и речевых навыков

человека. На процесс формирования письма оказывают влияние условия обучения

человека, действие окружающей среды, трудовая и социальная деятельность

человека, психофизиологические способности.

Устойчивость проявления навыков письма в значительной степени зависит от

глубины фиксации двигательного навыка, его автоматизации в высшей нервной

системе, то есть, чем сильнее глубина фиксации навыка, тем труднее происходит

изменение письменно – двигательных функций определенного лица.

При написании документа автоматизированность письма ярко выражена лишь пока

оно выполняется в привычных (стереотипных) условиях. В случае резкого

изменения условий письма (его целевой установки, физических и психологических

нагрузок, преднамеренное искажение письменной речи и почерка) приводят к

прекращению или ослаблению автоматизированности письма так как оно

выполняется под усиленным контролем сознания. Но ввиду непродолжительности

этих факторов, устоявшаяся манера письма не исчезает и лишь временно

“притупляется”. Когда привычные условия восстанавливаются автоматизация

навыка вновь “просыпается”.

Этот феномен наблюдается даже при попытках сознательного изменения почерка и

письменной речи. При этом собственные навыки, закрепленные выработавшимся

стереотипом, остаются и оказывают влияние на процесс создания документа.

Идентификационные признаки письма:

1) признаки письменной речи;

2) топографические признаки письма;

3) особые привычки письма;

4) признаки почерка.

Признаки письменной речи:

· стиль (некая совокупность признаков, определяющих общий вид,

особенности документа);

· лексика или словарный запас (заключается в богатстве используемых слов

и сильно зависит от образования человека, его профессии, привычек, образа

жизни и т.п.);

· общий уровень грамотности (наличие или отсутствие различных ошибок в

тексте, их количество позволяет судить об уровне образования человека, а

также о том, насколько часто он ему приходится заниматься составлением

разнообразных документов);

Топографические признаки письма: (особенности размещения текста в целом или

отдельных его частей).

Этот класс признаков позволяет судить об аккуратности человека. Часто эти

признаки формируются в результате профессиональной деятельности, так

сотрудники правоохранительных органов при письме автоматически оставляют

левое поле в 2 см.

· поля (слева и справа, размер, форма - прямоугольная, трапециевидная,

чаще всего ярко выражены у людей, чьи должностные функции связаны с

делопроизводством);

· наличие и размер абзацных отступов (служат для структурирования

документа, характерны для людей, профессионально занимающихся журналистикой,

литературой и иными видами творческой деятельности, связанными с письмом);

· размеры интервалов между строками и словами;

· направление строк: горизонтальные, поднимающиеся, опускающиеся,

прямолинейные, выпуклые, вогнутые, извилистые, ступенчатые. Расположение по

линии графления (выше, ниже);

Кроме того: расположение знаков препинания и переноса, расположение

заголовков, обращений, нумерация страниц.

Топографические признаки устойчивы и мало контролируются пишущим.

Особые привычки письма

· выделение отдельных частей текста (говорит о привычке автора или

исполнителя документа акцентировать внимание на основных мыслях, наличии

опыта публичных выступлений);

· внесение исправлений (позволяет судить об аккуратности, внимательности

человека, его грамотности и условиях создания документа (спешка, сильное

волнение, усталость));

· наличие или отсутствие знаков переноса (грамотность человека,

индивидуальные привычки оформления документов);

· своеобразие выполнения дат (складывается под влиянием местности

проживания, родного языка, так в русском языка принято записывать дату как

Число-Месяц-Год, в то время, как в английском Месяц-Число-Год);

Признаки почерка:

Общие:

· выработанность почерка (способность пользоваться скорописью, темп

письма, координация движений);

· сложность почерка (норма - прописи, простые и усложненные, в т.ч.

стилизованные);

· общая форма направления движений в почерке (прямолинейная и

криволинейная или угловатые и округлые);

· направление движений - левоокружное (как правило в округлых почерках)

и правоокружным (по часовой стрелке);

· наклон почерка (прямой, правонаклонный, левонаклонный относительно

вертикальной оси; если угол наклона относительно линии строки менее 50 гр.

такой почерк называется косым);

· размер почерка: крупный - более5мм,средний -2-5,мелкий - менее 2 мм;

· разгон почерка - отношение ширины букв к их высоте: сжатый, средний

(ширина равна их высоте), размашистый;

· связность почерка (высокосвязная 5-6 букв, средней связности 3-4,

отрывистые 1-2);

· нажим (сильный, средний и слабый - трудно выделить при письме

шариковыми ручками).

Частные признаки почерка:

1. Форма движений - очертание элементов письменного знака прямолинейные и

криволинейные

2. Направление движений

3. Протяженность движений

4. Вид соединения движений: слитный и интервальный

5. Количество движений (при выполнении письменного знака)

6. Последовательность движений (выполнения элементов знака, отличных от

прописей).

7. Размещение движений (точки начала и окончания движений, пересечения,

связывания)

8. Сложность движений (упрощение, усложнение движений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: