· Личностный смысл
· Бихевиоризм и развитие личности
· Эпигенетическая теория личности Эриксона
· Биологическая теория личности
· Формирование личности и социальная среда
· Социальная направленность личности
· Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника
· Развитие личности младшего школьника
· Становление личности ребенка, его системы «Я»
· Личность как субъект активности
· Активность личности и личность в мышлении
· Реакции личности на болезнь
· Патопсихология личности
· Менталитет личности
САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин
Саморегуляция - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности.
Саморегуляция психическая - один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. Она реализуется в единстве своих энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.
|
|
При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру:
- принятая субъектом цель его произвольной активности;
- модель значимых условий деятельности;
- программа собственно исполнительских действий;
- система критериев успешности деятельности;
- информация о реально достигнутых результатах;
- оценка соответствия реальных результатов критериям успеха;
- решения о необходимости и характере коррекций деятельности.
Саморегуляция представляет собой замкнутый контур регулирования и есть информационный процесс, носителями коего выступают различные психические формы отражения действительности. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления она может реализоваться разными психическими средствами - чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и пр.
Поскольку принятая субъектом цель не определяет однозначно условий для построения программы исполнительских действий, при сходных моделях значимых условий деятельности возможны различные способы достижения результата. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий.