Диагностический материал
для сюжетно-ролевой игры «Больница»
(подготовительная группа)
Метод диагностики: наблюдение
Цель: Оценка сформированности игровых умений детей.
Задачи:
- Выявить уровень развития игровых действий.
- Способность создавать необходимую для развёртывания игры обстановку.
- Выявить уровень проявления инициативы в придумывании игровых событий.
- Развитие речевого и ролевого взаимодействия.
- Развитие воображения.
Оборудование: халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, направления, наборы «Маленький доктор», лекарства, телефон, компьютер и т.д.
Примерные игровые действия:
- Вызов врача на дом;
- Приход врача;
- Выписка лекарств;
- Вызов «Скорой помощи»;
- Госпитализация, размещение в палате;
- Назначение лечения;
- Обследования;
- Посещение больных;
- Выписка.
Проведение игры:
- Ребята, мы с вами сегодня поиграем в игру «Больница».
- Кто нам для этого нужен врач, мед. сестра, больной и т.д. (воспитатель предлагает самим распределить роли).
|
|
- Какие предметы понадобятся в игре (сами подбирают атрибуты и предметы заместители).
- Дети договариваются о создании игровой обстановке и придумывают как будет развиваться сюжет.
- Сам воспитатель участия не принимает, лишь при затруднениях задаёт подсказывающие вопросы, предлагает проблемные ситуации.
Ситуация:
Поступил звонок в службу скорой помощи.
- Помогите, я упал, не могу встать.
Вопрос: Аня что надо спросить у пострадавшего по телефону прежде чем к нему отправить машину скорой помощи?
Ситуация:
Из дома на скорой помощи привозят маму с дочкой, хотят положить в больницу.
Вопрос: Что сначала должен сделать доктор? А потом что?
Какую работу выполняет мед. сестра в больнице?
Параметры и критерии заносятся в таблицу.
Итог:
Высокий уровень | Обсуждает с партнёрами замысел игры; использует разнообразные способы распределения ролей; учитывает точки зрения партнеров; выступает с предложениями по обогащению сюжета; придумывает игры с продолжением; использует разнообразные средства выразительности; выступает с предложениями по созданию игровой обстановки; заменяет некоторые действия словом; использует предметы заместители; контролирует действия других играющих |
Средний уровень | Договаривается с партнёрами до начала игры о теме, сюжете, распределении ролей, не всегда учитывает точку зрения партнера; разворачивает различные сюжеты; называет свою роль или роли других участников; участвует в создании игровой обстановки; выполняет правила, в случае нарушения прислушивается к оценке играющих и становится более внимательным. |
Низкий уровень | Договаривается об игре с помощью воспитателя; принимает точку зрения партнёра; шаблонные игровые сюжеты и действия; ролевой репертуар беден; не может выразительно передать образ; речевая активность снижена; однообразные действия с игрушками, испытывает затруднения в использовании предметов-заместителей; е может самостоятельно создать игровую обстановку. |
Театрализованная игра
|
|
Разыгрывание сказки «Теремок»
(старшая группа)
Метод диагностики: наблюдение
Разыгрывание сказки «Теремок»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный или кукольный театр, театр на фланелеграфе.
Задачи:
- понимать основную идею сказки, сопереживать героям; уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь;
- уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке;
- подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей;
- уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материалы: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения:
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Теремок». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника, самого героя или его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев театра на фланелеграфе, кукольного, настольного, теневого.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Параметры и критерии заносятся в таблицу.
Высокий уровень | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам, поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы. |
Средний уровень | Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями об эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности. |
Низкий уровень | Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя. |
Самостоятельная работа по дисциплине «Теоретические и методологические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»
|
|
Выполнила: Субботина Анастасия
Группа ДО – 302 заочное отделение