Особенности психологических фактов. Герменевтика, измерение, воздействие в психологии личности. Классификация методов психологии личности и дифференциальной психологии. Группа общенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование. Достоинства и недостатки методов. Психогенетические методы: генеалогический (геносоциограмма), метод приемных детей, близнецовый. Исторические методы (методы анализа документов): биографический, дневниковый, автобиография. Собственно психологические методы: интроспективные, психофизиологические, социально-психологические, возрастнопсихологические, анализ продуктов деятельности, тестирование, психосемантические, психотерапевтические. L, T, Q-данные. Приемы и способы научной классификации.
Количество часов аудиторной работы - 4 часа.
Общий объем самостоятельной работы - 9 часов.
Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:
- для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы - 4 часа.
- для выполнения индивидуальной домашней работы - 5 часов
Основная литература
1. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., Планета детей, 1997. С. 205-215, 250-270, 273 -304.
2. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. Москва, Смысл, 1999. Гл. 2..
3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., Флинта, 2015. Гл. 2. С. 5-20.
4. Robinson, O.C. (2013). Sampling in interview-based qualitative research: A theoretical and practical guide. Qualitative Research in Psychology, online first. 10.1080/14780887.2013.801543
Дополнительная литература
1. Анастази А. Дифференциальная психология. М., Апрель-Пресс, 2001. 745 с.
2. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. М., Аспект Пресс, 1999. 445 с.
3. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000. 526 с.
4. Нартова-Бочавер С.К. Потапова А.В. Введение в психологию развития. М., Флинта-МПСИ, 2011. Гл. 2.
5. Нартова-Бочавер С.К. (сост.). Дифференциальная психология. Хрестоматия. М., АЛВИАН, 2007. Гл. 2.
6. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. М., ЭКСМО. 2001. Гл. 2.
Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:
- Групповая дискуссия;
- Опрос.