Если молодую маму обучили уходу за новорожденным малышом, она не испытывает заметных трудностей, и ее материнство действительно становится счастливым, она достигает того самого комфортного состояния, к которому стремится каждая мать.
Однако сегодня необходимость передачи материнского опыта почти забыта, и обучение премудростям материнского искусства происходит крайне редко.
Этот процесс забывания шел постепенно, в течение нескольких веков и даже тысячелетий. Отклонения от биологической нормы в воспитании детей начались с момента разрушения больших общинных семьи, где девочка с раннего детства имела возможность наблюдать за поведением опытных матерей, помогать им в уходе за грудными детьми и таким образом готовиться к материнству. Как только был разрушен общинный быт, где существовал единый женский коллектив, передававший материнский опыт и воспитывающий молодых матерей, рациональный материнский опыт начал деформироваться.
В XVI веке в городских домах еще сохранялось деление на мужскую и женскую половины. При такой организации жизни семьи женщины, девочки и маленькие дети до 5—6 лет жили в одной части дома, а в другой части дома жили мужчины и мальчики старше шестилетнего возраста. Таинства ро-доразрешения и взращивания младенца бытовали на женской половине дома. Такая организация жизни семьи позволяла сохранить большую часть материнского опыта.
Однако с изменением семейного быта исчезла женская половина, ее заменила супружеская спальня. В тот момент никто и не подозревал, что с разрушением женской половины и «улучшением» бытовой жизни безвозвратно разрушается материнское умение взращивать и воспитывать полноценных людей. В тот момент это искусство всем казалось данностью, которая никуда не денется.
А дальше — больше. Городская среда породила возможность на первый взгляд безнаказанного отступления от норм, определенных природой. Так, в среде знати
возникла мода передавать детей кормилицам-мамкам, которые действительно заменяли родную мать. Был создан прецедент, показывающий, что ребенка может вырастить не только биологическая мать, но и другая женщина. Именно этот прецедент послужил основой для далеко идущего вывода. Если ребенка может кормить не только мать, значит, мать можно заменить, причем не только живой женщиной, но и какой-либо обманкой. Так появилась идея неживой матери-няньки, олицетворением которой стали пустышки, бутылочки с соской и колыбельки-коляски. Эти заменители матери успешно использовались как городскими, так и деревенскими жителями.
Следующей за идеей пустышки и люльки шла идея отселения ребенка в отдельную кроватку и в отдельную комнату, которая успешно сочеталась с идеей искусственного вскармливания из бутылочки. А вместе со смесями и сосками пришли и одноразовые подгузники, называемые «памперсами».
Именно так, незаметно, человечество пришло к идее воспитания ребенка без матери.
В традициях разных народов было принято обучать молодую мать премудростям взращивания новорожденного и грудного ребенка. Обычно эту роль брала на себя повитуха. Она помогала женщине в родах, осуществляла первое прикладывание к груди, убирала послеродовую грязь и находилась при женщине от 3 до 40 дней, в зависимости от обстоятельств. Дальнейшее обучение молодой матери брала на себя ее мать, свекровь или другая авторитетная родственница, имеющая более четверых детей. Все спорные вопросы воспитания дитяти до года разрешала повитуха, которую специально для этого и приглашали. Она имела наибольший авторитет в этой области. Считалось, что молодая мать нуждается в обучении и подсказках более опытных матерей до рождения четвертого ребенка. После того, как четвертому младенцу исполняюсь 3 года, женщина получала право принимать участие в обучении молодых матерей, родивших первенца.
врожденные ожидания новорожденного