Аркадический и гирляндический характер письма.
В некоторых почерках мы можем встретить букву Ш, начертанную, как Т, или букву И, как П,— в первом случае письмо будет носить название аркадического письма, во втором — гирляндического; в первом случае дуги будут обращены своей выпуклостью к верхнему краю страницы, во втором — к нижнему (к пишущему); в первом случае буквы наверху будут соединены дугами, во втором внизу. Сплошная аркадичность в письме приписывается графологами людям, главным образом, обращающим внимание на внешние формы окружающего, часто в ущерб внутреннему содержанию. Гирляндичность выявляет в авторе противоположные качества.
Немецкий графолог Шнейдемиль[23], проф. сравнительной патологии Кильского университета, приписывает обладателям резко выраженного аркадического письма: льстивость, неискренность, осторожность, недоверчивость, умение использовать человека в своих целях. Он указывает, что в обществе такие люди бывают внешне обычно очень милы, любезны и предупредительны. При этом Шнейдемиль отмечает, что при изучении им почерков лиц, подвергавшихся, за самые различные проступки, судебному преследованию, между 1016, имевшихся в его распоряжении подобных почерков, 329, т. с. третья часть, носила ярко выраженный аркадический характер, тогда как по его наблюдениям, обычно на 600—800 рукописей встречается лишь одна, исполненная аркадическим почерком.
|
|
Мною замечено, что, кроме того, представителям аркадического типа письма свойственна крайняя образность представлений, склонность к аналогиям и сравнениям, стремление к эффектным психологическим положениям, соединенное при этом с известным самолюбованием,— эти люди способны быть одновременно и актерами, и зрителями.
Буквы.
Открытые сверху гласные — добродушие, миролюбие, доверчивость, деликатность. Развитая способность сочувствия. Способность к глубоким привязанностям. Неумение обрывать отношений. Откровенность (показателен своей открытостью букв почерк Ф. Гааза).
Открытые снизу гласные — лицемерие, лживость.
Закрытые гласные — замкнутость.
Часто с детства человек привыкает смотреть на написанное заглавными буквами, как на нечто более важное, чем то, что пишется строчными буквами.
Преувеличенный размер прописных букв (особенно в подписи) — самолюбие. Честолюбие. Развитое чувство собственного достоинства. Самоуверенность. Стремление к самостоятельности, независимость в области мысли. Настойчивость. Самоуважение. Стремление к выявлению своей личности.
В увеличенной степени — деспотичность, неуважение к чужим интересам, самолюбие (исходя из общих положений о преувеличениях в отдельных элементах письма).
|
|
В соединении с украшенностью — развитое воображение, хвастливость, тщеславие.
Составные буквы — первая часть буквы, состоящей из 2—3 палочек (М, П, Н, Ш, Т), изображает личность писавшего, вторая же половина — занимаемое им общественное положение. При этом интересно сопоставить эти части. Первый случай характерен для человека с известным самоуважением, ценящего себя, независимо от занимаемого положения, во втором случае эта самооценка тесно связана с занимаемым положением, с достигнутым.
Длинные черты (петли) в падающих буквах (у, р, д), постоянно задевающие нижележащую строку — неумение логично мыслить.
Слабо развитые, короткие черты (петли) — лаконизм в деле; нелюбовь к лишним разговорам. Реалистичность. Умение не высказывать своих мыслей (исходя из общих положений об упрощенности письма).
Буквы сжатые, низкие, короткие, как бы приплюснутые — слабое развитие мышления, упрямство, ограниченность, грубость инстинктов. Бедность представлений. Примитивность.
Широкие, вздутые буквы, с сильным нажимом посредине — развитые чувственные влечения, страстность. Преобладание настроений, окрашенных в сексуальные тона (см. нажим на стр. 40).
Почерк стилизованный (буквы отличаются фигурностью рисунка, при чем в начертаниях видна гармоничность) — яркость представлений, богатая образами память. Характерен для людей, придающих большое значение внешним формам.