Тема 4: Проблема развития

1. Общее понятие о психическом развитии.

2. Показатели психического развития.

3. Факторы развития.

4. Периодизация детства и стадиальность развития.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных превращениях.

Развитие ребенка – это формирование его как члена общества, процесс становления как личности (Д.Б. Эльконин); усвоение ребенком знаний и опыта, накопленных человечеством.

Возраст – категория для обозначения временной характеристики индивидуального развития. Возраст не сводится к сумме отдельных психических процессов это не календарная дата. Возраст, по определению Л. С. Выготского, — это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Продолжительность возраста определяется его внутренним содержанием: есть периоды развития и в некоторых случаях "эпохи", равные одному году, трем, пяти годам.. В психологии различают возраст хронологический, который выражает длительность существования индивида с момента его рождения, и возраст психологический, который обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловленную закономерностью формирования организма, учебой, воспитанием, условиями жизни. В психологии возраст психологический чаще всего рассматривается как возраст умственный. Он определяется по результатам тестирования. Хронологический и психологический возраста не совпадают. Соотношение хронологического и умственного возраста выражается в коэффициенте интеллектуального развития.

Проблема развития является центральной в детской психологии. Различают понятие „рост” и „развитие”. Объекты могут изменяться, но не развиваться. Количественные изменения объекта определяются параметрами „больше – меньше”, происходят во времени и измеряются его координатами. Например, увеличение веса тела, скорости движений, увеличения количества навыков, знаний, словарного запаса, расширения объема внимания, восприятия, памяти.

Развитие включает не только количественные накопления, но и качественные изменения. Это не только увеличение объема, веса, но и переход из одного состояния (стадии) в другое, то есть существенные изменения в структуре процессов. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структуры; это сложное постепенное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

Процесс развития всегда единый и целостный. В нем последовательно связаны все его ступени, или стадии. При этом весь процесс развития происходит не гладко, не равномерно, а отрывисто и асинхронно (если развитие одной функции ускоряется, то в то же время развитие других становится медленнее).

Выделяют такие типы развития (за Л.С. Выготским): преформированный тип развития – когда есть четко определенная, закрепленная и зафиксированная стадия и конечный результат развития. Например – эмбриональное развитие. Непреформированный тип развития не предопределен. Это и развитие Галактики, Земли, биологическая эволюция, развитие общества, а также процесс психического развития ребенка. Как сказал поэт: "Лишь рождены, уже нас ждет Шекспир". В этом особенность детского развития. Его конечные формы не заданы. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу. Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе.

Онтогенез – это индивидуальное развитие организма от стадии оплодотворения до конца индивидуальной жизни. Развитие не останавливается до конца жизни, изменяясь лишь по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Л.И. Анциферова выделяет такую общую характеристику развития: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.

В поисках движущей силы, условий, специфики, особенности хода психического развития ребенка психологи обращались к изучению разнообразных проявлений человеческой психики, в результате чего оформились основные направления и концепция. Так, психоанализ обращается преимущественно к изучению чувственной сферы человека, бихевиоризм – ее поведения, когнитивная психология – к умственной деятельности, гуманистическая психология – к личностному росту. Их объединяет, во-первых, идея о том, что развитие свойственно всей человеческой жизни; во-вторых, что кроме врожденного биологического поведенческого комплекса роста и развития, каждый индивид имеет тенденцию к психическому развитию, и это развитие может включать в себя процессы, которые начинаются не с момента рождения, а в более поздние периоды жизни.

2. Важными показателями психического развития ребенка является сознание, характер, способ и направленность его деятельности. Отечественная психология рассматривает сознание человека в неразрывной связи с деятельностью. Основные показатели всесторонне развитой личности: развитие познания и познавательной деятельности; формирование системы личностных отношений к действительности и самой себя; овладение системой разнообразных практических и умственных действий, которые обеспечивают возможность производительной деятельности.

Развитие познавательной деятельности проявляется не только в том, что у ребенка увеличивается объем знаний об окружающем мире, но и в изменении глубины познания, в овладении способами познавательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: