Общая характеристика психологии эмоций. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии. Основные тенденции в интерпретации эмоций, их характеристика. Представление Ч.Дарвина о выражении эмоций. Теория Джемса-Ланге и ее роль в развитии представлений об эмоциях в позитивистской психологии. Критика данной теории (Э.Клапаред, У.Кеннон). Физиологические теории эмоций. Современные зарубежные концепции эмоций.
Развитие представлений об эмоциях в советской психологии. Интерпретация представлений об эмоциях в работах С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, П.К.Анохина, П.В.Симонова.
Эмоции и процессы мотивации. Эмоции как внутренний регулятор деятельности. Условия возникновения эмоционального процесса. Обусловленность эмоций потребностями и ситуацией.
Функции эмоций: оценки, побуждения, регуляции познавательных процессов (закрепления, торможения, следообразования, предвосхищения, эвристическая), коммуникации, активации.
Разновидности эмоциональных явлений. Возможные основания классификации эмоций. Традиционная классификация: чувства, эмоции, аффекты, настроения. Стресс (напряженность). Физиологические и психологические аспекты изучения стресса. Тревога. Два аспекта изучения феномена тревожности. Фрустрация. Типы реакции человека в состоянии фрустрации Гнев и агрессия. Ситуативные эмоции как регулятор деятельности. Эмоции успеха-неуспеха. Проблема устойчивых эмоциональных отношений человека.
|
|
Определение воли, критерии волевого поведения. Проблема свободы воли в философии и психологии. Структура волевого акта. Общие ситуации, в которых необходима (или нет) воля. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Борьба мотивов и принятие решений, проблема выбора. Мотивационный конфликт как условие волевого действия. Общее представление о развитии воли. Воля и личность.
Тема семинара 9.
Аутотелические состояния и их признаки. М.Чиксентмихейи. Поток. Психология оптимального переживания. М., 2011 //http://lib100.com/book/practic_psychology/flow/_%cc%e8%f5%e0%e9%20%d7%e8%ea%f1%e5%ed%f2%ec%e8%f5%e0%e9%e8,%20%cf%ee%f2%ee%ea.pdf