Предпосылки и психолого-педагогические условия развития способностей в младшем школьном возрасте

Предпосылки(а) – это предварительное условие чего-либо.

Задание 9. Сделай краткую запись в таблице, используя опорный материал «Развитие способностей младшего школьника»

Таблица 7

Предпосылки Психолого-педагогические условия
       
       
       
       
       
       

«Развитие способностей младшего школьника»

(опорный материал)

Любые задатки, прежде чем преобразоваться в способности, должны пройти большой путь развития. Так в период с рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно, рук, что является условием для развития общих способностей. Младший и средний школьный возраст - время ускоренного развития как общих, так и специальных способностей. Необходимы условиями их становления в этот период являются игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в "зоне ближайшего развития" (Л. С. Выготский), т.е. на пределе возможностей ребенка.

Интересы, активность личности и ее саморегуляция выступают условиями развития способностей. Отсутствие интересов или их бедность делают жизнь ребенка серой и бессодержательной. Чаще всего слабо успевающие и недисциплинированные дети – это дети без сформированных интересов. Взрослым следует помнить, что интерес ребенка вызывает развивающая среда, которая не всегда, но очень часто требует и материальной составляющей со стороны взрослых. Однако, для развития способностей мало одного только интереса, необходимы: желание заниматься любимым предметом, трудиться для углубления в знания и обретения умений, обладать готовностью отказаться ради интереса от развлечений, а это значит активность и ее саморегуляция. Высокая активность присуща каждому здоровому ребенку, она является следствием природной потребности ребенка в новых впечатлениях и действиях.

Часто дети любят те уроки и задания, где им сопутствовал успех. Успех побуждает желание больше и глубже заниматься этой деятельностью, что в свою очередь, ведет к развитию способностей.

Младший школьный возраст выступает условием для развития способностей, а возрастными предпосылками развития способностей младшего школьника являются:

· повышенная восприимчивость восприятия в качественных и количественных характеристиках (чуткость к языку, к достижениям человечества, к занятиям дополнительного образования);

· доверчивая готовность усваивать новые знания;

· вера в истинность того, чему учат.

Примерно между 6 - 11 годами у ребенка возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Чем больше и разнообразных видов деятельности попробует ребенок, тем больше вероятности развития общих и специальных способностей. А устойчивый интерес к какой-либо творческой деятельности или спорту, приведет к развитию специальных способностей. Развитие способностей к концу младшего школьного возраста порождает значительное увеличение индивидуальных различий между детьми.

Сензитивные периоды развития специальных способностей: раньше других проявляются способности к музыке, художественному искусству (примерно 3-4 года – Моцарт А., 6 лет – Репин И.Е., Серов В.А.), чуть позже к математике, но также в раннем детстве (Паскль Б., Лейбниц Г.В., Ковалевская С.). Литературные способности проявляются относительно поздно в 17-18 лет, а в школьном возрасте это присутствует в виде повышенного интереса к литературе, склонность к литературной деятельности.

Индивидуальное своеобразие комплекса отдельных способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, принято называть «индивидуальным стилем деятельности». В современной психологии чаще стали говорить о компетенциях, как интегративных качествах (способностях), которые направлены на достижение результата.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: