| Новое рабочее место
| Старое рабочее место
|
Характеристики
Ресурсы
Рабочие здания
Работники
|
Биты – информация
Гибкие, виртуальные
Наделенные полномочиями
работники, свободные агенты
|
Атомы – материальные активы
Структурированные, локализованные
Лояльные работники
|
Действующие на организацию силы
Технология
Рынки
Рабочая сила
Ценности
События
|
Цифровая, е-бизнес
Глобальные, включая Интернет
Разнообразная
Изменения, скорость
Бурные, более частые кризисы
|
Механическая
Локальные, внутренние
Однородная
Стабильность, производительность
Спокойные, предсказуемые
|
Управленческие компетенции
Лидерство
Фокус
Организация труда
Отношения в коллективе
Организационный дизайн
|
Дисперсное, наделение властью
Связи с покупателями и работниками
Командная
Взаимодействие
Экспериментирование, обучающаяся организация
|
Автократическое
Прибыль
Индивидуальная
Конфликты, конкуренция
Производительность труда
|
Отличительная черта происходящей трансформации состоит в том, что новое рабочее место строится уже не на атомах, а на битах, т.е. не на оборудовании и прочих материальных активах, а на информации и идеях. Дешевая вычислительная мощность означает, что идеи, документы, кинофильмы, музыка и все другие виды данных могут мгновенно передаваться по всему миру со скоростью света. Оцифровывание бизнеса радикально изменило и работников, и характер труда, и рабочее место. Раньше отличительными характеристиками старого рабочего места были выполнение рутинных, специализированных задач и стандартизованные процедуры контроля. Как правило, работники приписывались к какой-то конкретной части компании, например, к автомобильному заводу или страховому агентству. Организационные координация и контроль осуществлялись посредством вертикальной иерархии, когда правом принятия решений наделены только менеджеры высших уровней.
На новом рабочем месте процесс труда характеризуется свободными потоками и гибкостью. Данное изменение наиболее заметно в электронной коммерции (e-commerce) и высокотехнологичных компаниях, которые по определению должны мгновенно реагировать на любые рыночные и конкурентные изменения. Современные компании используют механизмы, которые увеличивают скорость и гибкость работы. Менеджеры наделяют сотрудников дополнительной властью в расчете на то, что они будут самостоятельно использовать открывающиеся возможности и решать проблемы по мере их возникновения. Структуры становятся более плоскими, а работники низших уровней принимают решения, основываясь на общедоступной информации и руководствуясь миссией и ценностями организации. Практикуется широкий обмен знаниями вместо их накопления у менеджеров, и все сотрудники компании с помощью современных технологий поддерживают связь с более широким кругом коллег. Организация строится не по иерархическому, а по сетевому принципу, причем процесс труда нередко становится виртуальным. При этом менеджеры должны контролировать и координировать работу людей, которые фактически никогда не выходят на работу в традиционном смысле слова. Благодаря современным информационным технологиям и средствам связи сотрудники могут выполнять свои обязанности не в офисе, а дома или где-либо еще, причем в любое время дня и ночи. Гибкий график работы, удаленный доступ к компьютерным сетям, виртуальные команды – новые подходы к организации труда становятся все более популярными, что требует от менеджеров новых навыков и компетенций. Использование виртуальных команд позволяет организациям использовать для конкретной работы самых лучших специалистов вне зависимости от их местонахождения, позволяя быстро реагировать на давление конкурентов. «Команды» в современной организации могут также включать внешних подрядчиков (контракторов), покупателей и временных менеджеров, не представляющих конкретную организацию, а просто работающих над отдельными проектами. В таких условиях наиболее ценными для организации являются быстро обучаемые сотрудники, обменивающиеся знаниями с другими, готовые работать в ситуациях повышенного риска, нестабильности и неопределенности.