График№1

Распределение учащихся ЭГ (экспериментальная группа) и КГ(контрольная группа) по уровням развития связной речи доказывает эффективность занятий с использованием элементов сказкотерапии, проведённых с участниками ЭГ.

Распределение учащихся по уровням развития связной речи в конце коррекционно-развивающего обучения видны на графике.(см. график №2).

 
 

График №2

Изучение лексики ЭГ и КГ по методике Лалаевой Р.И., показало, что если до коррекционного процесса они составляли гомогенную группу, то после обучения в речи испытуемых ЭГ чаще стала употребляться глагольная и адъективная лексика, антонимы. Кроме того, сказка расширяет социальный опыт детей, помогает осмыслить их школьные проблемы, ведет к повышению школьной мотивации.

- элементы цветотерапии

Включая в логопедическую практику методику выбора цвета, позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.

Широко используются в логопедической работе рисунки, т.к. рисование - один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый логопедом материал, преодолеть речевое нарушение.

-элементы музыкотерапии

Целью использования музыкотерапии на коррекционных занятиях, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей – логопатов является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений. Использую на коррекционных занятиях элементы методики творческого музицирования по Карлу Орфу разработанную и введённую в практику наших педагогов Татьяной Эдуардовной Тютюнньковой. Использую музыкальные классические произведения во время выполнения самостоятельных работ, когда исключается речевое общение.

Исправляя имеющиеся речевые нарушения для предупреждения перегрузки детей с ослабленным здоровьем, разрабатываются и внедряются щадящие режимы, которые предполагают создание таких условий учебной деятельности, которые раскроют резервы организма, способствующие росту, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели. В этом направлении широко используются компенсаторно-нейтрализующие приемы:

Развивающие кинезиологические упражнения, направлены на профилактику и коррекцию речевых и личностных нарушений с опорой на компенсаторные возможности ребенка. Они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

Правильная организация учебной деятельности сохраняет работоспособность, исключает переутомление обучающихся (строю занятия с учетом работоспособности детей, использую средства наглядности, благоприятный эмоциональный настрой). Наиболее сложные задания преподношу после 7 минут занятия. Последние 5 минут занятия малопродуктивны, поэтому это время использую для снятия утомления с включением настольных игр, рисования, конструирования. На протяжении всего занятия провожу несколько разноплановых здоровьесберегающих минуток, которые позволяют размять свое тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести пользу своему организму

С целью повышения активности детей на уроках провожу занятия в режиме динамической позы. Планирование логопедического занятия происходит с таким расчетом, чтобы дети несколько раз за занятие организованно поднимались (практический опыт показал, что детей без ущерба для учебного процесса, можно переводить в положение «стоя» до трех раз (при продолжительности каждого стояния от 3 до 5—7 минут).

Для занятий с использованием технологий здоровьесбережения характерны следующие моменты:

-В организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика; -В ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения; -В каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи; -Динамические паузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей; -Предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций;

Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят и педагоги, психологи, родители. Педагоги и родители готовы активно участвовать в коррекционно-образовательном процессе своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых логопедических знаний и умений. В этом направлении широко использую информационно-обучающие приемы, которые способствует повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Эффективность работы логопункта определяется проведением мониторинга. Это не один документ, а система мероприятий: проведение исследования устной и письменной речи с использованием специальных методик, заполнение протоколов (индивидуальных и групповых профилей), обработка результатов и их оформление в виде гистограмм, а также написание аналитической справки по результатам данного исследования. Данные мероприятия проводятся в сроки, установленные для обследования. Завершает систему мониторинга аналитическая справка, содержащая сведения о состоянии устной и (или) письменной речи детей. Данная справка составляется, так же как и осуществление системы мониторинга, 2 раза в год. Содержание данного документа формируется в зависимости от того, на каком этапе коррекции проводится исследование (на начало или конец коррекционной работы).
Желаемый результат в логопедической работе – выбор наиболее эффективных способов коррекции несформированных компонентов речевой системы и отслеживание результативности логопедической работы. Логопед наблюдает, делает пробы, таким образом, измеряя актуальный уровень развития ребёнка и предполагаемый потенциальный, с учётом Зоны Ближайшего Развития (Выготский Л.С.).
Для проведения мониторинга логопедической работы, используется тестовую методику диагностики устной речи детей младшего школьного возраста.
Предлагается методика обследования речи с балльно-уровневой системы оценки. Наш опыт показывает, что она удобна для: диагностики; уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи; построения индивидуальной коррекционной работы; комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи; отслеживания динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия. За основу методики взяты речевые пробы нейросенсорной диагностики Фотековой Т.А.

Серия 1. Исследование звукопроизношения — содержит пробы на обследование произношения звуков через отраженное проговаривание предложений.

Серия 2. Исследование фонематического слуха — содержит пробы, направленные на проверку состояния фонематического восприятия, сформированности фонематических представлений, фонематического анализа.

Серия 3. Исследование слоговой структуры — содержит пробы, направленные на проверку состояния слогового состава слова, сформированности слогового анализа.

Серия 4. Исследование словаря — содержит пробы, направленные на выявление объема словарного запаса детей.

Серия 5. Исследование грамматического строя речи — содержит пробы, направленные на проверку навыков словообразования, словоизменения и согласования.

Серия 6. Исследование связной речи — содержит два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ.На основе результатов логопедического мониторинга получаем речевой профиль каждого ученика. Речевой профиль – оценка степени выраженности нарушений разных сторон речи. Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу. (см.график №3).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: