понимании, а новеллы, повести, романа≫.3
Эта ≪литературность≫ режиссерского взгляда на театр не
Врожденное, а приобретаемое свойство, находящееся в динамике,
в развитии, усовершенствовании и обновлении. ≪Режиссер-
романист Товстоногов родился из режиссера-сценариста≫,— справедливо утверждает Д. Золотницкий.4 Л о г и к а личного творческого
Пути режиссера Товстоногова пересекается здесь
Г. Т о в с т о н о г о в. О профессии режиссера. М., 1967, с. 148—49.
Там же, с. 145.
Там же, с. 41.
Д. 3 о л о т н и ц к и й. Товстоногов.—В кн.: Портреты режиссеров. М.,
С. 113.
С общей тенденцией развития советской режиссуры и обретает
Еще одну составную того, что можно назвать товстоноговским
Направлением в нашем театре.
Репертуарный выбор Товстоногова не бывает случайным, более
Т о г о,—он всегда многозначителен. Для той линии в нашей
Драматургии, которую как общий признак характеризует интерес
К внутреннему миру человека, постановка нравственных
Проблем и тонкий психологизм, имя Товстоногова значит то же,
Что имя А. Попова для ранней драматургии Н. Погодина.
В спектаклях выдающихся мастеров режиссуры новаторская
Драматургия получила свое сценическое утверждение.
Режиссер реформировал театральное искусство, придав ему
Поступательное движение невиданной силы. Великий сценический
Реализм X I X века, с которым в принципе не порывал театр
Режиссера, был тем не менее преобразован.
Театр великих актеров, великих лицедеев не знал категории
Художественного единства спектакля, спектакля как гармонически
Организованного целого, подчиненного единому замыслу.
В сценическом смысле театр X I X века был театром актерским,
Его исторические периоды названы по именам актеров. С конца
Века они начнут менять имена на режиссерские.
Режиссура переворошила театральное искусство сверху донизу,
Не оставив нетронутым ни одного компонента спектакля.
Режиссеры привели в театр художников-живописцев и архитекторов,
Им потребовалась новая техника сцены, и по их просьбам
Инженеры сделали массу приспособлений, которые не
Были нужны старому театру, они отменили приятную традицию
Слушать музыку в антрактах и насытили ею спектакли. Актеры
Получили от режиссера новые задания, потеряв право на
Художественный диктат. Просьба уважаемой актрисы к режиссеру
О том, чтобы он не мешал ей и только позаботился, чтобы
Ее было видно зрителю, осталась сентиментальным воспоминанием
О сказочных временах актерского владычества.
Главная же дружба у режиссеров установилась с писателями.