с Божеумовым: он, так сказать, за скобками порядочности≫.
Это замечание похоже на замечание другого критика (Р. Азе-
р а н): ≪...оставим в стороне мешки сорной пшеницы —они
Довольно искусственно и нарочито взяты автором для конструирования
сюжета≫.1
Почувствуем себя на месте режиссера —≪мешки≫ оставим
В стороне, Божеумова исключим, ибо по отношению к нему
Нельзя заявить о своей позиции, и получим великолепно бесконфликтную
Драматургию, в которой один порядочный будет
Уверять другого быть еще порядочнее.
Впрочем, В. Семеновский заканчивает свою статью важными
словами, к которым стоит присоединиться: ≪...какая мощная,
мерная поступь! Какая способность добиваться всеобщего доверия
—той основательностью своего отношения к действительности,
Которая любые, хотя бы и самые злободневные или, напротив,
Мучительно-личные вопросы выводит на пространство несуетного
обзора закономерностей бытия≫.
≪Обзором закономерностей≫ можно назвать и одну из самых
|
|
Последних работ Товстоногова —у ж е упоминавшийся спектакль
≪Протокол одного заседания≫ А. Гельмана. Товстоногов не мог
Пройти мимо этой пьесы. Она из его ряда, из его мира. Не потому
Только, что она злободневна и входит в список пьес, которые
Сегодня привлекают внимание своей живой связью
С проблемами современного производства. Думаю, что, при всей
Актуальности, Товстоногову не был близок Чешков, родоначальник
династии ≪новых деловых людей≫ в искусстве. Потапов
Же ему ближе, хотя на первый взгляд между героями много
Общего.
И все ж е... Потапов не так индивидуалистичен, он откровенный
Коллективист, в нем сконцентрировались близкие Товстоногову
Черты, он говорит о своем, но задевает всех, он говорит
То, что у многих на языке. Он реализует нашу гражданскую
Потребность жить и работать лучше. Он прост, наконец.
А. Пустохин и играет простого человека, который решил для
Себя простую, но жизненно в а ж н ую задачу. Он даже как бы
1 ≪Ленинградская правда≫, 1975, 7 апреля.
Удивлен тем, что его вопрос вызвал такую полемику. Товстоногова,
Как и всегда, интересует в первую очередь не только сам
Характер, режиссер уверен, что раз он верно задан, то проявится
Обязательно, а то поле напряжения, которое он вызывает,
Та идея, которую следует утвердить в системе образов, в процессе
Решения конфликта.
Товстоногов нашел для спектакля интересное техническое
|
|
Решение: круг сцены движется с почти незаметной скоростью.
Не сразу понимаешь, что же произошло —никто с места не
Вставал, а все сразу переместились в пространстве.