Деталях, которые расставляются в спектакле как опознавательные
Знаки. Возобновляя спектакль, вводя новых исполнителей,
Товстоногов мог без труда очистить его от излишних
Бытовых подробностей. В новой редакции было несколько изменено
Оформление, ставшее более обобщенным, ушли некоторые
Детали, стали более упругими ритмы, чуть затянутые в первой
Редакции. Однако сути режиссерского замысла менять не пришлось
—он был взят крепко, истинно по-горьковски.
≪Варвары≫ были из тех спектаклей, успех которых нарастает
Постепенно, хотя, разумеется, и на премьере было ясно,
Что театр одержал победу. И тем не менее спектакль не сразу
≪раскусили≫, не сразу поняли его новизну и значительность. На
Гастролях в Москве пришлось давать дополнительные представления,
ибо по первоначальному плану ≪Варвары≫ были объявлены
Не много раз (по-видимому, дирекция опасалась за кассовый
Успех).
В спектакль входила, а точнее сказать, властно и полно его
|
|
Держала тема возмездия, раскрытая через драму характеров.
Цыганов по сложившейся традиции обычно игрался отъявленным
Циником, человеком опустошенной и злой души. Разумеется,
Эти качества человека остались и в исполнении
В. Стржельчика, но вместе с ними у его Цыганова ощущалась
Большая душевная драма. Цыганов влюблялся в Надежду Монахову
Безнадежно и тяжко. За внешней циничностью его фраз,
За бравадой и привычным суесловием билась мучительная любовь
И мучительное сознание, что пришло возмездие, что счастья
Не будет, жизнь остается пустой. Возмездие за хористку,
Которая утопилась в Мойке, за шартрез для Гриши, за привычное
Равнодушие, за неосмысленную работу.
Возмездие находило и сильного Черкуна в исполнении
П. Луспекаева. Сила оказывалась наигранной, героичность — бравадой. Он мог смело говорить с Редозубовым, ощущая свою
Власть заказчика, выгодного Редозубову, выгнать Матвея, рисуясь
Своим благородством, оскорблять чувство Анны, играя
В честность, но его не хватит ни на любовь к Лидии, ни на то,
Чтобы понять Надежду. В момент, когда он мог явиться истин82
Ным героем, оценившим незаурядность Монаховой, в момент,
Когда мог свершиться подвиг души, Черкун отступил самым
Банальным способом.
Приходило страшное возмездие и к Монахову. Е. Лебедев
Играл его затаенно-озлобленным. Его огромная, испепеляющая
Любовь к Надежде не находила отклика, он мучительно искал
|
|
Способ вызвать ее ответное чувство —и не находил. В этом образе
Проглядывался Достоевский. Отталкиваясь от слов Монахова,