Это ощущение времени реализовалось режиссером в силе
Сопротивления Бессеменова, в безнадежности его борьбы, в фигуре
≪выломившегося≫ из общепринятых норм Тетерева, в наивности
Духовного мира Перчихина, сломленности Петра и
Татьяны.
1 О замысле спектакля Товстоногов рассказал в статье ≪О ≪Мещанах≫,
включенной отдельной главой во второе издание книги ≪О профессии режиссера
≫. См. также статью ≪Классик и современник≫ в книге ≪Круг мыслей≫.
Г. Т о в с т о н о г о в. О профессии режиссера, с. 126.
В такой концепции спектакля образ Нила терял значение
Единственного антагониста мира Бессеменовых, но приобретал
Убедительность человека нового мировоззрения, новой эпохи. Не
Идеальный герой, а реальный человек, выросший в этом старом
Доме, действовал на сцене. В художественной структуре спектакля
Образ Нила (К. Лавров) был подчинен общему закону
Наиреальнейшей правды и точности взаимоотношений. Естественно,
|
|
Что Нил товстоноговского спектакля не мог не вызвать
Возражений, ибо он особенно наглядно и резко демонстрировал
Расхождение режиссера с принятыми в театре и в литературоведении
трактовками. Режиссер видел Нила человеком ≪здравого
смысла≫ и не боялся, что Нил может показаться грубоватым,
Резким, беспощадным к чувствам окружающих его людей.
Он действительно был жесток с Татьяной, хотя понимал, что
Именно с ним Татьяна связывает все свои надежды. Он не отчитывал,
Не ж у р и л за бестактное подслушивание, а резко давал
Понять, что никаких духовных связей отныне у них нет. Здесь
Завершалась трагедия Татьяны, окончательно рушились надежды
На личное счастье и уходило из ее жизни нечто большее
—последняя мечта о яркой, интересной, осмысленной
Жизни.
Нил был не только груб с Бессеменовым, он был нарочито
С ним груб и неуважителен.
Знаменитые фразы Нила: ≪права не дают, права берут≫,
≪хозяин тот, кто трудится≫ —звучали в устах К. Лаврова просто
И без пафоса, который часто в спектаклях окрашивает эти ударные
Реплики героя, попросту обыденно, как истины давно известные
И непреложные. Режиссер, разумеется, знал и театральную,
И литературоведческую трактовку этого героя, но полагал, что
Выделять Нила из общего ансамбля, из общей системы образов
Спектакля неправомерно. Историческое и социальное значение
Этого характера, этого человека, первого образа сознательного
Рабочего в русской драматургии тем более вырастало, а социальная
|
|
Сила оказывалась тем более неодолимой, чем крепче и
Реальнее представал он в жизненных связях спектакля. Не