Из домашних заготовок к семинару Санкт-Петербургской Школы Сценирования

F: Сформулирую нечто вроде транцендентального Credo для ближайших поколений:

· Человек рождается без прав, без обязанностей, без свободы, без долга, без гири, без ваби, без трансценденции, без веры.

· У человека нет души, пока он ее не продал или не подарил кому-нибудь.

· Трансценденция - удел немногих.

· Большинство живет с симуляцией трансценденции, подозревая, надеясь, веря, чувствуя, предполагая, что «Там что-то есть», но встретить это «Что-то» им не суждено.

· Смерть - для большинства единственная возможность, наконец, узнать, а что же есть Там. Или не узнать.

· Человек постоянно заключает контракты с Теми, кто За - и выплачивает цену своей жизнью и своей душой (если у него есть душа) - но так никогда и не знает, подписан ли контракт, и существует ли вообще тот, кто его может подписать.

«Господи, если Ты есть и понимаешь меня, поклоняюсь Тебе, если ты хочешь, что бы я Тебе поклонялся, и жертвую Тебе все, что захочешь, если жертвы Тебе нужны и если мне не будет вреда от них сверх того, что я готов понести, и молю Тебя, если Тебя можно молить - яви чудо, после которого я бы поверил в Тебя».

В общем, невнятная надежда на встречу с чем-то высшим, неотрефлектированная вера в то, что это Высшее существует - и без малейшего понимания: а что же именно Это может быть. Трансценденция ради нее самой - только чтобы не оставаться наедине с Реальностью...

Человек XXI века слишком привык к постоянному информационному давлению в

рекламе, на работе, дома, чтобы серьезно относится к любой церкви. И слишком инфантилен, чтобы действительно построить трансценденцию самостоятельно. Потому и пребывает постоянно в поисках Иного, как той кошки в темной комнате. И конечно, зачастую, в комнате действительно никакой кошки нет.

Даэ: Выработка персональной трансценденции напрямую связана с возможность получать информацию об окружающем мире; информацию той или иной степени достоверности. В условиях ограничения доступа к этой информации (ограничения физического либо ограничения посредством инсталляции на сознание определенной онтологии, которая стала бы фильтром для информации) трансценденция будет формироваться весьма определённым (если не сказать - предопределённым) образом.

В настоящее время происходит лавинообразное нарастание количества доступной человеку информации. Следствие чего хорошо было описано Толкином (небезызвестная реплика Эомера: «It is hard to be sure of anything among so many marvels. The world is all grown strange. <...> How shall a man judge what to do in such times?») Человек не знает, где ему искать себя – и тем более не знает, где ему искать Бога.

Таким образом, в настоящее время происходит естественное увеличение количества людей, способных оперировать большим количеством реальностей. В зависимости от того, насколько удачным окажется переход к множественности реальностей, и будет происходить формирование трансценденций.

Трансценденция, очевидно, сценарно зависима, и я вижу три варианта:

(1) В случае, если произойдёт качественный переход от мышления в рамках одной нерефлексируемой онтологии к осознанию людьми множественности реальностей (= способности мыслить в разных онтологиях и менять – конструировать – окружающую реальность), то трансценденция как таковая станет сугубо персональной. В скобках замечу: что в этом случае произойдёт с традиционными монотеистическими религиями (= онтологиями) - сугубо неясно (в случае с буддизмом всё лучше и проще); логично предположить, что религии в силу естественной инерционности систем, как таковых, будут всячески сопротивляться процессу развития мышления в сторону осознания множественности реальностей.

В этой версии развития мы получим примерно следующее:

  • Персональный Бог, отношения с Богом – напрямую, без участия посредников. В общем и целом – доведение идеи персонального Бога до логического завершения (нота бене: если протестантизм появился как ответ на возникновение нового, капиталистического типа экономики, то новую, персональную трансценденцию вполне можно назвать информационным протестантизмом – как «религию» информационного общества).
  • Мир, познанный до конца и – как следствие – лишенный волшебства, лишённый Бога, вызывает естественную реакцию отторжения. Человек будет обращён лицом в себя. Виртуальные реальности, независимое развитие субличностей как следствие развития этих виртуальных реальностей – воображаемые сообщества формируются куда быстрее, чем раньше, и куда быстрее распадаются. Возможен поиск Бога как поиск собственной целостности – или же конструирование себя как Бога: духовная евгеника, создание идеального человека.
  • Возвращение ощущения Великого Делания в повседневном труде; ощущение связанности всех происходящих в мире процессов.

Тот странный микс из различных трансценденций, который сейчас процветает в среде ролевиков, представляет собой хорошую среду для появления людей, способных на выработку трансценденции, ориентированной на персональное общение с Богом. Ремарка: на вопрос «для кого ты это делаешь?» многие наши знакомые из ролевой среды отвечают «для себя и для Бога», причём «я» и «Бог» в данном случае совершенно равноправны. Ремарка номер два – опять-таки касаемо ролевиков: скатывание в сторону реконструкции происходит не из-за ограниченного количества сюжетов, благо сюжетов много и закончатся они ещё не скоро. Проблема ролевиков – в особенности же ролевиков опытных – заключается в том, что ограничено количество способов реагирования на ту или иную ситуацию. Проще говоря, сюжетов много, а возможностей эмоционального/рационального реагирования в рамках этих сюжетов до обидного мало. Потому происходит постепенное расслоение ролевого движения как такового: часть народа уходит в «реконструкцию жизни» - тот тип реконструкции, который популярен в Европе; люди выезжают в лес, ходят в аутентичной одежде, едят из аутентичной посуды и т.д. Другая часть – замечу, меньшая – уходит в реконструкцию мышления и мистериальные ролёвки, т.е. люди пытаются примерить на себя онтологии и схемы мышления, принципиально отличные от их собственных – ищут не новые сюжеты, а новые способы реагирования на какие-либо ситуации.

(2) В том случае, если качественного перехода к осознанию множественности Реальностей не произойдёт, в ход пойдут традиционные онтологии, предлагающие людям определённые же трансценденции. Отказ от множественности Реальностей, конструирование Реальности традиционной станет нормой. Отсюда – попытки жёсткого контроля за информацией как таковой, ограничение доступа к этой информации, оформление новой касты жрецов – людей, обладающих определённым количеством определённой информации, в том числе и информации, способной повлиять на формирование персональной трансценденции.

Промежуточный этап (скатывание к традиционным онтологиям произошло, но доступ к информации об окружающем мире более или менее свободен):

  • Поиск Бога будет происходить вовне. А поскольку от возвращения в традиционные онтологии менее познаваемым (и менее познанным) мир не станет, то искать Бога люди будут в первую очередь (опять же, традиционно) вовне: в других людях (идеях, отношениях, предметах – нужное подчеркнуть). Подобное положение дел представляет собой хорошую питательную среду для возникновения традиционных деспотий и формирования общества круговой поруки.
  • Возможно, ограничивать доступ к информации не придётся: после инсталляции на сознание определённой онтологии (со встроенной трансценденцией) фильтрация информации будет происходить сама собой.

Общий фон: панические попытки сократить множественность Реальностей, скатывание в традиционные онтологии и традиционные же способы общения с Богом при сохранении возможности самостоятельного поиска Бога (информация об окружающей реальности находится в открытом доступе) в пределах традиционных онтологий. Попытки ограничить взаимопроникновение и взаимовлияние онтологий с сопутствующими им формами трансценденции.

Данный сюжет представляет собой попытку примирить стремление большей части населения земного шара к неофеодализму, и мое желание таки попасть в когнитивный мир. Развитие такого сюжета маловероятно.

(3) В случае возникновения особо сильной касты информационных «жрецов» и тщательного дозирования информации об окружающем мире, поиск Бога не будет происходить в принципе: люди будут принимать того Бога, которого им дадут; точно так же они будут принимать и тот мир, который им опишут (если человек во что-то не верит, то он этого не видит; если человек не знает, что единороги существуют, то вместо единорога он увидит белую лошадь). Заметка на полях: тут будет особо удобно апеллировать к идее «богоданной реальности», единой и нерушимой… Проще говоря: кушайте то, что мы вам дали. Вариант, особо удобный в условиях традиционных деспотий/монархий.

  • Люди общаются с Богом через посредников; знания о Боге выдаются взвешенными и расфасованными.
  • Отношения с Богом – сугубо отношения подчинения высшей силе; перекладывание ответственности за свои поступки на того, кто выше-лучше-умнее. Свобода выбора определяется исключительно тем, чего «хочет Бог» (читай: онтологией, заложенной в человека кастой жрецов). Возвращение ощущения Великого Делания в повседневной работе также возможно; принципиальная разница состоит в том, что в данном случае оно будет основано на «я делаю это, потому что мне сказали, что именно этого хочет от меня Бог», в то время как в рамках первого варианта развития событий – на «я делаю это, потому что Бог сказал мне, что хочет от меня именно этого». Подобные отношения – по аналогии с неофеодализмом – вполне можно назвать неопротестантизмом.

Общий фон: отсутствие виртуальных Реальностей, попытки касты жрецов сформировать «единую» Реальность, которой бы соответствовала «единая» трансценденция.

Неавторизованные мысли и гипотезы высказанные на семинарах Санкт-Петербургской Школы Сценирования:

К новой трансценденции могут быть предъявлены следующие требования:

  • она должна быть слабо локализована, иначе - разлита по Сети, не привязана к территории и конкретному языку или группе людей;
  • она должна включать все известные мировые и макрорегиональные религии, как свои подмножества - разные способы достижения ее высших состояний;
  • она должна сформулировать простые способы обозначения причастности к ней в разных языках, и обоснование этой причастности;

· она должна эффективно обеспечивать общественные и производственные процессы фазы развития (базовый процесс в когнитивном мире – личное творчество и личная самореализация);

· в трансляционной логике она исходно остается «религией книги», но с возможностью перехода к более сложной форме трансляции;

· она работает с пятым, нейросоматическим, контуром сознания в модели Лири-Уилсона с отдельными выходами в шестой, нейрогенетический контур (в отличие от христианской морали, оперирующей четвертым, социополовым, контуром с выходом также в шестой);

· Она не должна содержать никаких предположений о загробной жизни: личный потенциал и его раскрытие, самореализация в мире.

- Основное требование к новой трансценденции – снятие противоречий между существующими религиями.

- Проблемы трансценденции особенно подробно рассматриваются в США. Во-первых, Д.Симмонс с «Восхождением Эндемиона» и, отчасти, Д.Мартин. Но еще более значимы фильмы. Имеется в виду «Заплати вперед» и «Ка-пекс». К ним близко подходит «Амели», хотя это не американский фильм. Пропагандируется бескорыстная взаимопомощь, помощь незнакомому человеку во имя того, что он в будущем тоже кому-то поможет, и… так, возможно, запустится цепная реакция добра.

- Сама идея отдавать одним, а получать потом у других - это совершенно нормальная потоковая система, поскольку обратно, то есть, «против течения» отправить помощь трудно, да и не нужна она там.

- Должна существовать альтернатива к деятельностной формуле: «верю». Причем «не верю» - не подходит, поскольку является отрицанием, и не предполагает альтернативной деятельности.


[1] С этим обстоятельством связано известное антропологическое определение Веркора, предложенное им в книге «Люди или животные»: атрибутивным признаком человека является наличие религиозного чувства в той или иной форме.

[2] Напомним, что в индустриальной фазе развития к этим институтам относятся все формы схематизации, включая математику, методологию и музыку.

[3] Понятно, что проекции могут быть и нулевыми. Например, камень, рассматриваемый «сам по себе» имеет социальную и информационную составляющую близкими к нулю. (Они не точно равны нулю в парадигматике квантовой механики, потому что наблюдение камня предполагает наличие рефлектирующего сознания, в обязательном порядке имеющего троичную – информационную, социальную и материальную – природу).

[4] Эти восемь аспектов образованы тремя парами противоречий: внешнее – внутреннее, объект – поле, статика – динамика. Внешняя статика объекта (форма) – совокупность всех его непосредственно наблюдаемых свойств. Внешняя динамика объекта (движение) – механическое движение, механическая работа. Внутренняя статика объекта (сущность) – потенциальные возможности, структура (как совокупность противоречий). Внутренняя динамика объекта (отражение) – немеханические формы движения, эмотика. Внешняя статика поля (измерение) – совокупность измеримых отношений между объектами. Внутренняя статика поля (отношение) – совокупность неизмеримых отношений между объектами. Внешняя динамика поля (соответствие) – дизайн, энергетические потоки, эстетика. Внутренняя динамика поля (изменение) – «производная», качественные изменения объекта, история.

На базе восьмиаспектной модели информации создан ряд психологических и информационных техник, доказавших свою прагматическую полезность. Есть некоторые основания полагать, что между восьмиаспектностью информации и восьмифункциональной структурой системы деятельностей существует смысловая связь (формальная связь между ними очевидна, так как обе модели относятся к одной и той же группе вращений).

[5] Эта связь носит не столько фазовый, сколько механический характер: именно в национальных государствах индустриальной фазы бюрократический аппарат настолько развился в количественном отношении и в отношении средств связи, что порожденный им искусственный интеллект оказался способен пройти тест Тьюринга.

[6] Типичным динамическим сюжетом является супружеская ссора.

[7] Поскольку эти отходы должны храниться очень долго, и часть из них будет представлять опасность даже через десятки тысяч лет, возникла задача передачи информации об опасности через большие временн ы е промежутки. Понятно, что такая задача может решена только в пиктографической логике, но современные пиктограммы не удовлетворяют требованию мультикультуральной устойчивости.

[8] Материал носит предварительный характер. Тема форсайта правовой и нормативной среды, практически, не встречается в литературе, не разработана даже на уровне теории и нуждается в специальном исследовании, выходящем за рамки данной работы.

[9] В ряде языков, в том числе, в русском, право семантически связано с силой: право – правая рука – десница – оружие.

[10] Институт суда носит даже не средневековый, а античный характер.

[11] По мере индустриализации общества с неизбежностью происходит переход к повсеместному, а затем и всеобщему высшему образованию. При этом спрос на лиц, обладающих высшим образованием, падает. Поскольку именно эти люди составляют абсолютное большинство в управленческих структурах, общество вынуждено обеспечивать их интересы. В настоящее время создание искусственной занятости образованного населения является значимой социальной проблемой, носящей фазовый характер.

[12] Модификация вероятности того или иного состояния или процесса осуществляется институционально; свод законов описывает соответствующие институты и их деятельностные практики. Отметим, что сами эти институты, в свою очередь, нуждаются в правовом регулировании, для чего создается отдельная правовая система.

[13] С этим свойством нормативно-правового информационного объекта связана сложность логического и исторического анализа права: «рамки» отсутствуют, содержание не укладывается ни в одну известную форму и в полном смысле этого слова «утекает между пальцами».

[14] В.Л.Глазычев определил ЕС, как «ареал действия определенных правовых сервитутов».

[15] Справедливо все, что способствует безопасности национального государства – право силы.

[16] Игра есть область мира, ограниченная правилами (игровыми константами).

[17] Подобная картина описана А.Ван-Вогтом в романе «Мир Нуль-А» («Неаристотелевый мир»). Необходимо отметить, что с точки зрения бизнеса такая зона имеет возможность экспортировать свободу, что в условиях жесткой регламентации глобализированного мира весьма востребовано.

[18] Этот страх институционализирован, как борьба с терроризмом и преступностью, с одной стороны, развитие биотехнологий и медицины, культуры здорового образа жизни, с другой стороны.

[19] Цитируется роман Д.Симмонса «Гиперион»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: