Разрыв традиционных хозяйственных связей между республиками бывшего СССР после его распада, дезинтеграция единого экономического пространства, существовавшего на его территории, во многом способствовали развитию глубокого экономического кризиса в бывших союзных республиках. В этих условиях выявилась необходимость восстановления взаимных торгово-экономических отношений для оздоровления национальных экономик. В 1993 г. Россия и девять других государств — членов СНГ подписали Договор об экономическом союзе, предполагая постепенное углубление интеграции с переходом от взаимодействия в рамках зоны свободной торговли (со снятием взаимных тарифных и нетарифных ограничений) к таможенному союзу государств СНГ, а далее — к общему рынку.
В 1994 г. государствами СНГ было принято решение о создании платежного и таможенного союзов. В рамках первого намечалось достижение двусторонней, а затем многосторонней конвертируемости валют. Выдвигались предложения о создании систем двусторонних и многосторонних расчетов на основе клиринга, т. е. путем зачета взаимных требований и обязательств с компенсацией одной части отрицательного сальдо за счет кредитов из общего валютного фонда, а другой части — платежами в СКВ. В рамках таможенного союза Россия, Белоруссия и Казахстан перенесли таможенный контроль на внешние границы государств и приняли единый порядок регулирования внешнеэкономической деятельности. В 1994 г. Россия и Белоруссия подписали Соглашение о создании экономического союза, а в 2002 г. договорились о том, что в дальнейшем рубль станет единой валютой обеих стран. Был заключен и ряд соглашений между правительствами России, Белоруссии, Узбекистана и Казахстана о формировании транснациональных финансово-промышленных групп для осуществления совместных инвестиций в проекты, значимые для этих стран.
|
|
Однако на пути к интеграции приходится решать сложные проблемы. На долю взаимной торговли приходится лишь около 40% совокупного оборота внешней торговли стран СНГ. Значительны расхождения в области кредитно-денежной, налоговой, валютно-финансовой политики. Усиливается ориентация на торговлю со странами дальнего зарубежья. Нуждается в совершенствовании механизм взаимного сотрудничества.