Диаграмма 7. Распределение ответов на вопрос: «Укажите, пожалуйста, количество человек в Вашей семье»

Количество опрошенных


(открытый вопрос, один ответ)

Количество человек в семье


Распределение количества пенсионеров и безработных в семье респондентов выглядит следующим образом (в двух случаях медиана – 1):

Диаграмма 8. Распределение ответов на вопрос: «Укажите, пожалуйста, количество пенсионеров в Вашей семье»(в % от опрошенных, открытый вопрос, один ответ)
Диаграмма 9. Распределение ответов на вопрос: «Укажите, пожалуйста, количество безработных в Вашей семье»(в % от опрошенных, открытый вопрос, один ответ)



В семье большинства респондентов (61%) не имеется детей в возрасте до 3-х лет.


Диаграмма 10. Распределение ответов на вопрос: «Укажите, пожалуйста, количество детей в возрасте до 3-х лет в Вашей семье»
(в % от опрошенных, открытый вопрос, один ответ)

В контексте исследования было важно попытаться определить охват распределения гуманитарной помощи и потребность в ее получении в дальнейшем. Исходя из результатов опроса, большинство (76%) респондентов или члены их семей получали гуманитарную помощь, а 93% опрошенных полагают, что у них и у членов их семей существует потребность в получении гуманитарной помощи.

Диаграмма 11. Распределение ответов на вопрос: «Получали ли когда-нибудь члены Вашей семьи гуманитарную помощь?»(в % от опрошенных)
Диаграмма 12. Распределение ответов на вопрос: «Есть ли у Вашей семьи потребность в получении гуманитарной помощи?»(в % от опрошенных)




Можно заключить, что «обобщенным» респондентом данного направления исследования является лицо женского пола в возрасте около 33-х лет, скорее всего, проживающее в Донецке, скорее всего относящееся к социально-незащищенным слоям населения. Ее семья состоит примерно из 3-х человек, в ее составе, скорее всего, находятся один пенсионер и один безработный, а малолетних детей, скорее всего не имеется. При этом такая семья с высокой долей вероятности когда-либо получала гуманитарную помощь, и потребность в ее получении по-прежнему сохраняется.

Разумеется, подобное обобщение является существенным упрощением результатов анкетирования, однако позволяет составить некое «общее» представление о социальной проблематике, попавшей в выборку исследования социальной группы.

Какова будет структура потребностей в гуманитарной помощи, и какие социальные группы в наибольшей степени нуждаются в ней с точки зрения данных респондентов?

Для выявления этого респондентам было предложено самостоятельно указать те социальные группы, которые, с их точки зрения, больше всего нуждаются в гуманитарной помощи и указать конкретную номенклатуру помощи, в которой, с их точки зрения, наблюдается наибольшая потребность в их населенном пункте.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Какие из нижеприведенных категорий граждан, на Ваш взгляд, в наибольшей степени нуждаются в получении гуманитарной помощи?»

(в % от опрошенных, закрытый вопрос, любое число вариантов ответа)

Категория %
  Лица, чьи дома пострадали от артиллерийских обстрелов  
  Дети-инвалиды  
  Матери одиночки  
  Многодетные семьи (более 3-х детей)  
  Дети-сироты  
  Малообеспеченные  
  Семьи, воспитывающие детей в возрасте до 3-х лет  
  Инвалиды  
  Беженцы и временные переселенцы  
  Пенсионеры  
  Безработные  
  Учащиеся школ  
  Лица без определенного места жительства  
  Волонтеры  

По мнению респондентов, в наибольшей степени в получении гуманитарной помощи нуждаются лица, чьи дома пострадали от артиллерийских обстрелов (так считают 65% опрошенных), дети-инвалиды (64%), матери-одиночки (63%), многодетные семьи и дети-сироты (по 61% соответственно). Меньше всего, с точки зрения опрошенных, в гуманитарной помощи нуждаются учащиеся школ (29%, лица без определенного места жительства (20%) и волонтеры (17%).

Однако не стоит забывать о социальных характеристиках той группы, которая была случайным образом охвачена анкетным опросом в Интернете. Ее социальные характеристики (пол, возраст, материальное положение и т.д.) налагают определенный отпечаток на то, как эта группа оценивает окружающую реальность, что в конечном итоге отражается на результате исследования. Это означает, что на основании мнения данных респондентов относительно наиболее нуждающихся в получении гуманитарной помощи граждан нельзя делать вывод о том, что схожим образом считают и жители обследуемой территории в целом.

Далее мы увидим, что результаты аналогичного опроса, проведенного среди экспертов в сфере распределения гуманитарной помощи (которые являются более осведомленными о проблематике в данной сфере) несколько отличаются от приведенного выше.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «В каком из нижеприведенных типов гуманитарной помощи, на Ваш взгляд, имеется наибольшая потребность в Вашем населенном пункте?»

(в % от опрошенных, закрытый вопрос, любое число вариантов ответа)

Тип гуманитарной помощи %
  Продукты питания  
  Медикаменты  
  Средства гигиены  
  Памперсы  
  Бытовая химия  
  Строительные материалы и смеси  
  Изделия медицинского значения  
  Стекло  
  Одежда  
  Горюче-смазочные материалы  
  Канцелярские принадлежности  
  Постельные принадлежности  
  Питьевая вода  

В данном случае можно отчетливо выделить четыре обобщенные группы номенклатуры гуманитарной помощи, которая, по мнению опрошенных, большего всего требуется в их населенных пунктах. По их мнению, среди разного типа гуманитарной помощи в наибольшей степени имеется потребность в продуктах питания (81%) и медикаментах (80%). Также, как считают респонденты, имеется потребность в средствах гигиены (52%), памперсах (44%), бытовой химии (42%). Меньше всего имеется потребность в канцелярских принадлежностях (14%), постельных принадлежностях (10%).

При анализе полученных данных, повторим, не стоит забывать о социальных особенностях группы, охваченной анкетным опросом. Ее структура (преимущественно женщины, возраста около 33-х лет, проживающие, скорее всего, в Донецке и т.д.) объясняет, почему, например, критически необходимые для восстановления и нормальной работы инфраструктуры и производств Донецкого региона строительные материалы и смеси оказались всего лишь на 6-м месте в данном «рейтинге», а горюче-смазочные материалы и канцелярские принадлежности (острая нехватка которых ощущается в любом государственном органе или социальном учреждении) и вовсе оказались одними из последних.

Данная социальная группа, очевидно, далека от работы государственных органов, социальных служб и коммунальных предприятий и, судя по всему, больше озабочена бытом и вопросами элементарного выживания, что находит свое отражение в результатах опроса. Как и в случае определения наиболее нуждающихся в получении гуманитарной помощи социальных групп, результаты экспертного опроса также будут иными.

Для понимания специфики гуманитарной ситуации Донецкого региона необходимо определить основные субъекты, поставляющие гуманитарную помощь. Таковых, по мнению респондентов, не много.


Диаграмма 13. Распределение ответов на вопрос: «Перечислите, пожалуйста, организации, которые, по Вашему мнению, принимают наиболее активную роль в сфере поставок гуманитарной помощи в Ваш населенный пункт и по региону в целом»
(в % от опрошенных, открытый вопрос, любое число ответов)

По мнению большинства (61%) респондентов наиболее активной структурой в сфере гуманитарной помощи является Гуманитарный штаб «Поможем» Р. Ахметова. С существенным отставанием от него следуют поставки гуманитарной помощи из России (их отметили 23% опрошенных) и деятельность Международного комитета Красного Креста (11%).

Иные структуры набрали менее 5% «известности» каждая. К ним относятся Фонд Глеба Корнилова, «Максимал», Фонд «Юго-Восток», Общественная организация «МЫ», Организация Объединенных Наций, Гуманитарный батальон «Дорога добра», «Феникс», «Воля народов Донбасса», Гуманитарный батальон «Новороссия» и др. Примечательно, что в процентном отношении доля респондентов, которые ничего не знают об организациях, занимающихся поставками гуманитарной помощи, даже больше, чем известность каждой из перечисленных выше структур.

Необходимо отметить, что подобные результаты никак не говорят о масштабах гуманитарной помощи, оказываемой профильными организациями. Они свидетельствуют о восприятии деятельности данных организаций респондентами. То есть, фактические объемы гуманитарной помощи той или иной организации могут быть невелики (или, наоборот, могут быть значительными), но за счет активного продвижения такой помощи в медиа, за счет брендирования помощи, он может восприниматься как довольно активный субъект в сфере гуманитарных поставок. Также это объясняется разницей в методах распределения гуманитарной помощи (в отличие от помощи Р. Ахметова, помощь из России распределяется «обезличенно»).

Полученные данные свидетельствуют о том, что организация Р. Ахметова является наиболее узнаваемой, известность которой выше, чем у профильных российских структур и международных организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: