Психоаналитическое направление или Психодинамическая теория личности
З.Фрейд
По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия — либидо
Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл ид (оно).
Выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в сфере неосознаваемых побуждений.
Три уровня в психической жизни:
- сознание
Ощущения и переживания, которые мы осознаем в данный момент времени.
- предсознательное
Включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.
- бессознательное
Хранилище примитивных инстиктивных побуждений + эмоции и воспоминания, которые были вытеснены в область бессознательного
Фрейд назвал две группы инстинктов: В психоаналитической теории выделяются две основные группы человеческих инстинктов: эротические инстинкты, или инстинкты жизни, и инстинктысмерти, илиразрушительные инстинкты. Энергия инстинктов жизни называется «либидо».
инстинкт жизни (голод, жажда, сексуальные инстинкты) и инстинкт смерти (лежит в основе всех проявлений агрессии и жестокости). Инстинкты содержат всю энергию, посредством которой действуют три структуры личности, описанные Фрейдом
Фрейд ввёл в анатомию личности три основных структуры (сферы):
- Ид (полностью неосознаваема) постоянно борется за инстинктивное удовлетворение и руководствуется принципом удовольствия. главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений;
Примитивные, инстиктивные и врожденные аспекты личности.
Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - разрядку психической энергии, производимую биологически обусловленными побуждениями.
- Эго
Ответственен за принятие решений.
Эго стремится удовлетворить желания Ид в соответствии с внешними ограничениями. Совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрекращающейся борьбы между ними;
- Суперэго
Общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе социализации.
Пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны Ид.
Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного объема либидо.
Фрейд одним из первых психологов-теоретиков проанализировал развитие личности и указал на решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Он считал, что личность во многом формируется к концу пятого года жизни, а в последующем происходит развитие этой базовой структуры. Под развитием личности в психоаналитической концепции понимается овладение новыми способами редукции напряжения. Источниками напряжения могут быть процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Существуют два основных метода, посредством которых индивид обучается разрешать напряжение — идентификация и смещение. Ребенок в своем развитии проходит ряд психосексуальных стадий. Конечная организация личности связана с тем, что привнесено всеми стадиями.
Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряжённости этих конфликтов личность вырабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения. Защитные механизмы являются целостными свойствами личности. Вот некоторые из них: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдания); проекция (процесс, посредством которого личность приписывает собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, возлагая таким образом на них вину за свои недостатки или промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их в поведении на противоположные побуждения); сублимация (замена неприемлемых сексуальных или агрессивных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации).
Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.