Классификация международных торговых сделок

Международные (внешнеторговые) коммерческие операции (сделки): сущность и виды.

Сущность международных коммерческих операций

Коммерческие операции — опре­деленные приемы по подготовке и налаживанию сотрудничества с зарубежными партнерами.

Эти операции можно классифицировать по трем группам: продажа товаров, технико-экономическое и научно-техническое сотрудничество.

Правовой формой, опосредующей международные коммерчес­кие операции, являются сделки. В соответствии со ст. 154 Граж­данского кодекса Республики Беларусь сделками признаются действия граждан и организаций, направленные на установле­ние, изменение или прекращение гражданских правоотношений. Действия, направенные на установление, изменение, прекращение правовых от­ношений в области внешней торговли, — внешнеторговые сдел­ки. К ним относятся сделки, в которых хотя бы одна из сторон яв­ляется иностранным физическим или юридическим лицом и со­держанием которых являются операции по ввозу из-за границы товаров, услуг и результатов творческой деятельности или по их вывозу за границу, либо какие-либо вспомогательные операции, связанные с осуществлением экспортно-импортной деятельности.

Сделка может выражать волю двух и более лиц — двусторон­няя и многосторонняя сделка. Поскольку сделки в сфере внешне­экономической деятельности предполагают участие двух и более лиц, они получают форму договора. При этом могут иметь место и сделки, выражающие волю одного лица (доверенность, вексель, чек), но фактически такие сделки возникают в силу существова­ния между партнерами основного договора.

Классификация международных торговых сделок

Классификация международных торговых сделок:

1) В зависимости от каналов сбыта:

прямые - прямые связи между про­изводителем и конечным потребителем,

косвенные предполагают участие третьего лица — пос­редника. В международной торговле косвенным методом реализу­ется около половины товаров.

2) По признаку предмета сделки их делят:

• сделки купли-продажи товаров,

• сделки купли-продажи услуг,

• сделки купли-продажи научно-технической продукции.

Сделки купли-продажи товаров - продавец обязуется передать товар в собствен­ность покупателя в оговоренные сроки и на согласованных усло­виях, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенное количество денежных единиц.

Сделки купли-продажи товаров делятся на:

1) эк­спортные -вывоз за границу това­ров, произведенных в стране экспортера, а также ранее ввезенных из-за границы и подвергшихся сущест­венной переработке, изменяющей их основные характеристики,

2) импортные - закупка и ввоз товаров иностранного происхождения непосредственно из стран произво­дителя или посредника для последующей их реализации на внут­реннем рынке страны,

3) реэкспортные - предусматривают вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в реэкспорти­руемой стране какой-либо переработке. Однако могут быть произве­дены незначительные операции, не меняющие наименования това­ра: переупаковка, нанесение специальной маркировки и другие ра­боты, позволяющие подготовить товар к реэкспорту в соответствии с требованиями покупателя.

Ситуации возникновения реэкспортных операций:

• использование исторических форм торговли — международ­ные биржи и аукционы (завезли на международную выставку — продали третьей стране);

• вынужденный реэкспорт (товар поступил в страну покупате­ля, но последний обанкротился и продавец вынужден продать то­вар другому покупателю в стране назначения или другой стране);

• реэкспорт как составная часть более сложной операции (при осуществлении крупных строительных объектов с участием инос­транных фирм). При этом иностранный поставщик часто осущес­твляет закупки отдельных видов материалов и оборудования в третьих странах и отправляет их в страну реализации проекта без завоза в страну реэкспорта;

• реэкспорт с целью получения прибыли на разнице в ценах. Фирма перепродает товар, используя в целях получения прибыли разницу в ценах на один и тот же товар на различных рынках. В этом случае реэкспорт осуществляется без завоза товара в свою стра­ну. Такие операции, по сути, не относятся к экспорту или импорту данной страны, хотя и учитываются таможенной статистикой.

4) реимпортные связаны с ввозом из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров (товары, не проданные на аукционах, возвращенные с консигнационного скла­да, забракованные покупателем). Основной признак такой сделки — пересечение товаром грани­цы своей страны дважды (при ввозе и вывозе). Реимпортируемые товары должны находиться в том же состоянии, в котором они бы­ли при экспорте. Срок, в течение которого они могут быть ввезены обратно, устанавливается национальными нормативными актами,

5) встречной торговли -сделки, предметом которых явля­ется обмен товарами между сторонами сделки.

Встречная торговля — это коммерческая пра­ктика, при которой продажа увязывается с закупкой товаров (ус­луг) либо наоборот, закупка обусловливается продажей. При этом оплата предусматривается поставками товаров в дополнение или вместо финансового урегулирования.

Старейшей формой встречной торговли является бартер как обособившаяся форма встречной торговли, не связанная с исполь­зованием денег.

Бартер — это натуральный, без использования финансовых рас­четов, обмен определенного количества одного товара на другой.

Особенности сделок:

• разовый характер бартерной сделки;

• участие в ней двух сторон;

• оформление сделки одним контрактом;

• относительно короткий в сравнении с другими формами встречной торговли срок исполнения сделки.

Цели бартерной сделки:

• решение проблемы инвалютного финансирования импорта;

• упрощение порядка расчетов;

• расширение возможности внедрения на рынок страны-кон­трагента;

• дополнительная возможность получения импортного обору­дования в обмен на товар.

Недостатки международного бартера:

• необходимость совпадения потребностей партнеров. Прода­вец, заинтересованный в бартере, вынужден искать покупателя, имеющего именно тот товар, в котором нуждается продавец;

• бартер связан с необходимостью проведения сложных цено­вых переговоров и согласования количеств встречных товаров.

Другая форма встречных поставок — встречные закупки, по ус­ловиям которых продавец поставляет покупателю товар на обыч­ных коммерческих условиях и одновременно берет на себя обяза­тельство закупить у него встречный товар в размере определенного процента от суммы основного контракта.

Следующая форма встречных сделок — компенсационные сделки.

Прямая компенсация предполагает взаимную поставку това­ров на равную стоимость без расчетов в валюте. Отличие от бар­терной сделки состоит в том, что стороны согласуют цены на взаимопоставляемые товары. В такой сделке фигурируют, как пра­вило, не два товара, а несколько.

Компенсационные сделки на коммерческой основе предпола­гают поставку и встречную поставку товаров в течение установ­ленного срока на основе либо только контракта купли-продажи, либо на основе контракта купли-продажи прилагаемых к нему соглашений о встречных или авансовых закупках. На практике основным стимулом заключения большинства ком­пенсационных соглашений является стремление избежать перевода иностранной валюты. Для этого используется клиринговая форма расчета, при которой после отправления товара экспортером его платежные требования вносятся на клиринговый счет в стране им­портера, а затем удовлетворяются посредством встречной поставки.

На практике часто встречаются компенсационные сделки, заключаемые на основе соглашений о производственном сотруд­ничестве, основные среди них:

а) расчет за поставленное оборудование осуществляется пос­тавками сырья и полуфабрикатов;

б) расчет за поставленное оборудование и встречные поставки сырья ведется в СКВ, иными словами, зарубежная фирма поставля­ет оборудование и получает платеж в СКВ сразу, а за все последую­щие отгрузки товаров рассчитывается также в СКВ. Первый тип — модификация бартера, второй — модификация встречной закупки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: