Аристократическое рабовладельческое государство в Древней Спарте: особенности государственного строя

Спартанское государство возникло в веке до н.э. в результате завоевания дорийцами территории Лаконики, на которой уже проживали ахейские племена. После ожесточенной борьбы оба племени заключили союз и образовали общину. Образование Спарты связывают с именем древнегреческого политического деятеля и законодателя Ликурга, которому традиция приписывала установление основ спартанской конституции. Биографические данные о нем разноречивы и носят легендарный характер. Он принадлежал по рождению к одному из двух правящих домов Спарты.

Ликург задумал свои реформы, чтобы прекратить постоянно возникавшие у спартанцев раздоры. Заранее получив одобрение своих начинаний от пользовавшегося всегреческим почитанием оракула в Дельфах, он с помощью группы вооруженных единомышленников провел демонстрацию устрашения и фактически совершил государственный переворот. Получив в руки всю полноту власти, Ликург радикально изменил прежние порядки. Вплоть до начала 4 в. до н. э. Спарта отличалась завидной внутреннейстабильностью, при которой она могла постоянно претендовать на ведущее положение в эллинском мире.

По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) сохранилось, но с течением времени утратило реальную власть. Оно созывалось нерегулярно по решению должностных лиц. Принимать участие в собрании могли граждане Спарты, достигшие тридцати лет и сохранившие свои наделы. Выступать в собрании, предлагать законы или кандидатов могли только должностные лица. Когда собрание выходило из подчинения властей, оно распускалось, а его решения считались не имевшими силы.

К ведению Народного собрания относились вопросы об избрании должностных лиц, принятие решений в споре о престолонаследии, выбор главы военного похода. Собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.

Народное собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин – герусии.

Во главе государства стояли два царя - архагета, выполняющие функции военных вождей и верховных жрецов. Они также осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали в государстве исключительное положение. Народное собрание ежегодно избирало коллегию эфоров из пяти человек, которая выносила свои решения большинством голосов. эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и Народного собрания. В их ведении находились все вопросы внутренней и внешней политики; надзор за исполнением законов, нравами, соблюдением дисциплины; контроль за деятельностью всех должностных лиц. Непосредственной их компетенцией были судебные тяжбы по гражданским делам.

Одной из важных функций эфоров был контроль за деятельностью царей, вплоть до привлечения их к суду герусии, что позволяло ограничить их власть. Отчитывались эфоры только перед своими преемниками.

Герусия состояла из 28 членов – геронтов, избиравшихся в Народном собрании пожизненно. Цари были членами герусии. Как таковые они должны были подчиняться ее решениям. Герусия рассматривала и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам, являлась судебной инстанцией против царей. Первоначально герусия обладала почти неограниченной властью, с усилением власти эфоров значение герусии уменьшилось.

Особенности развития Спарты обусловили застой в социально-экономической и политической жизни общества. Но победа в Пелопоннесской войне привела к развитию товарно-денежных отношений. Имущественная дифференциация обусловила рост социальных противоречий, ослабивших государство. В середине II века до н.э. Спарта, как и другие греческие государства, оказалась под властью Рима


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: