У. Фолкнер

ПЛАН
Введение
1. Краткая автобиографическая справка.
2. Концепция и творческая индивидуальность У.Фолкнера.
З. Краткий обзор художественной литературы.
4. Роман «Шум и ярость».
5. Образ рассказчика и особенности его стиля.
6. Роман «Особняк» — отражение американской действительности.
Заключение

Уильям Фолкнер родился 25 сентября 1897 года в Нью-Олбени, маленьком городке штата Миссисипи. Родители принадлежали к старой рабовладельческой аристократии, разорившейся в годы гражданской войны Севера и Юга. Юность будущего писателя, как и большая часть его жизни, прошла в Оксфорде, небольшом городке его родного штата, на центральной площади которого как дань традиции возвышался памятник солдатам рабовладельческой конфедерации.
В годы Первой мировой войны Фолкнер учился в школе. Он должен был быть отправлен на фронт в составе канадских военно-воздушных сил, но самолёт, в котором он летел, попал в авиационную катастрофу. Это произошло во время одной из тренировок, но непосредственное участие в боях Фолкнер уже не принял.
Вернувшись в Оксфорд, Фолкнер начинает работать. Сменил несколько профессий, прежде чем стал заниматься литературной деятельностью. Начал с должности почтмейстера в университете Миссисипи. Одновременно он посещает университетские лекции, изучает французский и испанский языки. Прослужив на этой должности в течение 3-х лет, оставляет её, мотивируя тем, что не хочет «подвергать свою жизнь влиянию денежных людей». Служит на городской электростанции, затем переезжает в Новый Орлеан, пробуя свои силы в журналистике. Затем начал литературную деятельность.
Взгляды Фолкнера на литературу, на общество противоречивы. Его герой — человек, мятущийся в хаотичном мире. Веря в «гордого» человека, Фолкнер не верит в возможность изменения окружающей жизни, объясняя это извечной греховностью человеческой натуры. Фолкнер идеализирует патриархальное прошлое рабовладельческого Юга и болезненно воспринимает вмешательство северян в его дела. Противоречива позиция писателя в отношении к негритянскому вопросу. Свою Нобелевскую премию (1949) он отдаёт на строительство негритянских школ, называл позорной расовую дискриминацию в США, но был против законодательного решения этой проблемы, считая его преждевременным.

Как литератор У.Фолкнер проявлял неизменный интерес и уважение к традициям мировой реалистической литературы. В то же время Фолкнер широко прибегает к экспериментальной поэтике художественного авангарда на Западе, связанного в основном с Джойсом и его школой. В своих произведениях он часто нарушает временные связи, и потому составление графиков и таблиц, упорядочивающих во времени события его романов, стало для литературоведов привычным делом. Художественная манера У.Фолкнера имеет стилистические крайности. Чуткость писателя к самым разнообразным художественным веяниям делает его творчество одновременно и характерным для своего времени, и глубоко оригинальным.

Первая публикация у Фолкнера - сборник стихов «Мраморный фавн». В нём сказалось влияние французского символизма. Затем появляются первые романы - «Солдатская награда» (1926) и «Москиты» (1927). В романе «Солдатская награда» мы видим протест против бесчеловечности войны, боль искалеченный войной человеческие судьбы. Само название имеет иронический характер. «Солдатская награда»- - это страшное увечье, полученное на войне восемнадцатилетним Дональдом Мэхоном. В романе «Москиты» писатель выразил своё неприятие к современной Америке. В романе «Свет в августе » автор обратился к феномену вины белого человека, заявив, что каждый ребёнок с белым цветом кожи рождается на чёрном кресле. Он идеализирует подчас отношения плантаторов и рабов, но в главном — в оценке рабства — его позиция реальна.
Тема Юга начинается у Фолкнера с романа «Сарторис» (1929), который считается переходным в его творчестве. В романе противопоставлены современность и прошлое. Главный герой — Баярд Сарторис. Его угнетает бессмысленная жизнь, и ничто не спасает от морального краха.

«Шум и ярость» — роман Уильяма Фолкнера (1929), одно из самых сложных и трагических произведений европейского модернизма.
Роман поделен на четыре части — первая, третья и четвертая описывают три дня перед пасхой 1928 г., вторая часть — день из 1910 г.
Первая часть ведется от лица идиота Бенджи, одного из трех братьев, сыновей Джейсона и Кэролайн Компсон. Вторая часть - от лица Квентина Компсона, самого утонченного из трех братьев. Третья часть по контрасту - от лица третьего брата, Джейсона, прагматичного и озлобленного. Четвертую часть ведет голос автора.

Сюжет романа так запутан, что многие критики и читатели пеняли на это Фолкнеру, на то, что он отвечал предложением ещё и ещё раз перечитать роман. Американский исследователь Эдуард Уолпи даже составил хронологию основных событий романа, но это, по всей видимости, ничего не дает, так как, по справедливому замечанию Жан-Поля Сартра, когда читатель поддается искушению восстановить для себя последовательность событий («У Джейсона и Кэролайн Компсон было трое сыновей и дочь Кэдди. Кэдди сошлась с Долтоном Эймсом, забеременела от него и была вынуждена срочно искать мужа…»), он немедленно замечает, что рассказывает совершенно другую историю. Это история пересечения внутренних миров трех братьев-рассказчиков и их сестры Кэдди – история любви к ней двух братьев, Бенджи и Квентина, и ненависти брата Джейсона.

Несмотря на трагизм и сложнейшую технику повествования, роман Фолкнера пронизан типичным фолкнеровским эмоциональным теплом, которое прежде всего исходит от героев-негров, особенно служанки Дилси, а также от любви несчастных Бенджи и Квентина к сестре. Общий смысл романа - распад южного семейства (подобно роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы)- не мешает не менее фундаментальному переживанию умиротворяющего юмора и всепрощения, апофеозом чего является проповедь священника в негритянской церкви. В этом смысле роман Фолкнера уникален.

Большую эмоциональную и смысловую нагрузку несет у Фолкнера рассказчик. Рассказчик смеётся, уточняет, иронизирует, удивляется, он не во всем узнанный, и рассказ его лишь частично правдив, потому что временами он рассказывает с чьих-то слов. Рассказчик то недалёкий простолюдин, то слишком словоохотливый и всегда его высказывания примитивны и построены на тавтологиях. Образ рассказчика внес в произведения Фолкнера многоголосие. Иногда та же самая ситуация передаётся несколькими рассказчиками, и в событиях открываются новые, вчера не ведомые грани. Таким образом, Фолкнер хочет пробиться сквозь путаницу впечатлений и мыслей к многогранной сложности жизни. Он и не собирается разрушать доверие к объективной истине, пересказывая расхождение фактов, впечатлений и случайностей. Против такой манеры повествования выросли необоснованные обвинения писателя в том, что он принципиальный релятивист и признаёт только относительную и субъективную истину.

Наивысшим достижением Фолкнера — реалиста в изображении типичного «героя» современного американского общества стал Флем Сноупс
— главный персонаж трилогии «Деревушка» (1940), «Город» (1957), «Особняк» (1959 ).
Действие первого романа «Деревушка» начинается в 90-х годах ХIХ и доводится до 40-х годов ХХ века. Автор прослеживает историю рода на нескольких поколениях. Сноупсы более всех персонажей Фолкнера представляют сегодняшнюю Америку. Действие происходит в глухом, придуманном писателем округе Йокнапатофе, расположенном на севере штата Миссисипи. Крохотная деревушка Французова Балка, находится в нескольких километрах от главного округа Д жефферсона. Самым богатым хозяином когда-то пышной плантаторской усадьбы и окружающих ферм является Билл Уорнер. Ему принадлежат жизненные основные центры - лавка, мельница, кузня. В его владении и лучшие земли этих мест, он правит здесь безраздельно и властно, выполняя функции мирового судьи, школьного попечителя, политического «босса».

Действие «Города» охватывает восемнадцатилетний период. После переезда в Джефферсон Флем продолжает свою наступательную тактику. Он извлекает выгоду даже из того, что Юла становиться любовницей мэра города Манфреда де Спейна, вице-президента банка, во главе которого стоит полковник Сартонис. Набравшись сил, Флем шантажирует де Спейна, вынуждает его пойти в отставку и занимает его пост вице-президента банка.
В борьбу со Сноупсами включается молодой юрист Гении Стивенс, представитель респектабельного южного семейства. Вместе с ним против Сноупсов действует и племянник Стивенса Чарлз Маллисон.

Действие третьего романа - «Особняк» - разворачивается в З0-40е годы. Флем завладевает домом уехавшего Спейна и поселяется там, демонстрируя своё могущество и власть. Дочь погибшей Юлы Линды, откупившись от Фема деньгами, завещанными ей матерью, уезжает в Нью-Йорк и выходит там замуж за скульптора - коммуниста, вступает в партию сама и вместе с мужем участвует в антифашисткой войне в Испании. Коулем, муж Линды, гибнет в боях с фашистами, и она возвращается в Джефферсон, контуженная, оглохшая, но не сломленная. Линда продолжает дело мужа и пытается вести коммунистическую пропаганду в Джефферсоне, ей угрожают куклуксклановцы. Лида полностью не воспринимает мораль и практику Флема - так называемого «отца».
Минк, приговоренный к 20-ти годам каторжных работ, надеется на помощь богатого Флема, но тот не только не откупил его, а путем подкупа добился второго приговора для родственника в надежде избавиться от него навсегда.

В «Особняке» Фолкнер в образе Флема Сноупса показал человека без чести и совести, без принципов и убеждений, без человеческих эмоций и слабостей, хитрого, порывистого, точно знающего, что в окружающем его мире ценятся только деньги и ничто другое. Именно Флем Сноупс, в отличие от многих героев Фолкнера, оказывается человеком, приспособленным для современного американского общества, для этого опустошенного мира, в котором человеческие ценности подменены духом торгашества и холодного расчета. С упорством и настойчивостью клопа пробирается Флем Сноупс к намеченной цели - к деньгам, обманывает, обворовывает, шантажирует, тянет за собой своих родственников, которые подстать ему, потом беспощадно избавляется от них, когда они ему начинают мешать. В конце концов, добивается своего - становится президентом банка, респектабельным членом общества, живет в особняке, принадлежавшем до него потомку аристократической фамилии де Спейну, и погибает от руки своего родственника Минка Сноупса, которого он засадил в тюрьму.
Читая это произведение, мы становимся свидетелями разложения рабовладельческой аристократии и деградации пришедших ей на смену поколений. Роман «Особняк» имеет глубокое философское звучание, даёт широкую панораму жизни Америки.

Одним из наиболее часто встречающихся персонажей в произведениях Фолкнера оказывается юный герой, в пору своего возмужания, в тот период, когда его детские представления о жизни приходят в кричащее столкновение с реальностью окружающего мира. Тема эта тоже не новая в мировой литературе. Но Фолкнер нашел в ней собственное звучание, использовав специфическую обстановку американского Юга и не утратив при этом универсальности проблемы.
Молодые герои Фолкнера - это потомки богатых в прошлом плантаторских аристократических семей. Их предки в начале ХIХ века пришли на дикие земли Миссисипи, принадлежащие индейцам, создали обширные плантации, обзавелись рабами-неграми. Это были смелые люди, инициативные, не брезгавшие никакими средствами для достижения своих целей. Они лихо воевали во время Гражданской войны, но потерпели поражение. На этом кончилось их экономическое процветание. В наследство их потомкам достались пышные легенды о сказочно красивой жизни, которою вели их предки до Гражданской войны, когда мужчины были храбрыми и галантными рыцарями даже по отношению к противнику, а женщины - безупречными и верными красавицами, когда господа относились к своим рабам с отеческой заботой, а рабы платили им преданностью и любовью. В наследство потомкам достались и представления о некоем моральном кодексе поведения, который якобы господствовал на Юге до войны.

При всех противоречиях творчества американского писателя Уильяма Фолкнера высокий гуманизм отделяет его от модернизма, ставит в первые ряды мировой и американской литературы, в ряды тех писателей, которые пишут для людей, ради людей, во имя лучшего будущего. Именно в этом Фолкнер видел свою жизненную задачу, свой долг писателя.
Непокоренность и неистребимость человека и человечества - основа основ всего философско-этического мировоззрения Фолкнера.

Список литературы.

Основная литература:
1. Фолкнер У. Мастера современной прозы, - М.:издательство «Прогресс», 1974.
2. Фолкнер У. Роман в новеллах, - М.: издательство «Прогресс», 1984.

Дополнительная литература:

3. Венгеров Л.М. Зарубежная литература 1871-1993,- М.: Высшая школа, 1988.
4. Зарубежная литература (хрестоматия), - М, 1990.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: