Уровни этического анализа

Проблема выбора тесно связана с проблемой обоснования этого выбора, человек должен провести определенный этический анализ, подобрать доводы для каждой из альтернатив, и только после этого сделать выбор.

Этический анализ осуществляется на нескольких уровнях.

1. Уровень этических правил, которые предписывают определенные решения: врач проводит обезболивание, чтобы уменьшить страдания пациента.

2. Уровень этических принципов, которых существует более ограниченное количество, они обосновывают существование правил, так необходимость обезболивания объясняется принципом «не навреди».

3. Уровень этических теорий, где оправдывается уже существование принципов.

Уровень этических теорий является самым сложным, переход на более сложный уровень этического анализа обусловлен возникновением моральных дилемм, требующих выбора.

Исторически существовало огромное количество этических теорий, которые условно можно поделить на два типа, в зависимости от того какая сторона поступка оказывается в центре внимания при его оценке.

Первый тип – это натуралистическо – прагматический тип или этика утилитаризма (от лат.utilitas –польза, выгода), родоначальники – Д.Юм, И.Бентам, Дж.С.Миль. Принципиально то, что все теории этого типа исходят в своей моральной оценке действия из его результата, т.е. пользы, или цели. Данные теории опираются в своей оценке на объективных фактах реальности, которые мы можем оценить, в то время как субъективные мотивы действия не проявляются в действительности, а значит, затрудняется их оценка. В этике утилитаризма моральное оправдание поступка тесно связано с получением внеморального блага, и это благо становится критерием моральной оценки действия. Так врач оказавший помощь и спасший жизнь больному совершил хороший поступок, т.к. результатом этого поступка стало такое благо как спасенная жизнь человека.

Исходя из этого типа теорий, человек должен действовать таким образом, чтобы всегда преобладали позитивные последствия, а если нельзя исключить негативных последствий, то они должны быть минимизированы. Так, например: из двух зол выбираю меньшее. И выбор будет оправдан тем, что этот вариант приносит больше блага, чем любой другой возможный. Например, лекарственное средство показано к применению у беременных только в случае, если угроза матери превышает угрозу для плода.

Негативными последствиями развития прагматических идей, стала абсолютизация понятия пользы, в результате чего легко можно прийти к выводу: цель оправдывает средства, что позволяет оправдать даже самые безнравственные поступки. Это ведет к оправданию пересмотра моральных норм, и даже к моральному нигилизму, т.е. полному отрицанию каких- либо норм. Подобная тенденция может выразиться в действии принципа наклонной плоскости, когда переступив через моральный запрет в определенной ситуации, и оправдав это полезностью, в дальнейшем мы идем по пути аналогии, тем самым полностью размывая границы дозволенного.

В рамках данного типа теорий развивались гедонистические теории – обосновывающие удовольствие как высшее благо, и соответственно полезным будет признано то, что приносит человеку счастье и удовольствие. Для общества такой подход чреват тем, что сущность человека непосредственно связывается с его биофизиологическими и социальными потребностями. Они же, точнее необходимость их удовлетворения, и получение удовольствия, определяет содержание моральных принципов, и в итоге поступки и поведение человека. Это может привести к отрицанию существования вечных, неизменных и абсолютных моральных принципов и норм. Последние всегда относительны, вырастают из насущных потребностей и постоянно изменяются в процессе их удовлетворения. Неизменным остается только стремление человека к удовлетворению своих потребностей и чувство удовольствия, которым это удовлетворение сопровождается. Сумма существ, стремящихся к удовлетворению своих, как правило, растущих потребностей, образует специфическое сообщество индивидов, получившее в современной социологии название - “общество потребления”, которое становится реалией сегодняшнего дня.

Теоретические установки натуралистическо-прагматической этики являются основаниями либерализма в биоэтике: оправдание эвтаназии, экономической и демографической целесообразности “прогностического” контроля медицинской генетики за “здоровьем населения”, правомерности уничтожения жизни на эмбриональном уровне, просчитывания “цены” трансплантологического продления и завершения жизни по критериям “смерти мозга” и т.п.

Идеалистическо-деотологический тип теорий при оценке действий исходят не из результатов, и того благо которое наступило, а из мотивов поступка, намерений лица, и используемых при этом средств. Основным понятием является «долг», многие поступки человек совершает именно потому, что он должен это сделать. С точки зрения деонтологии будет признан недолжным поступок, даже в том случае если было получено некое благо.

В рамках идеалистической этики человек понимается как существо, обладающее способностями. Причем эти способности даны ему не только для того, чтобы управлять потребностями, но и для того, чтобы становится лучше, т.е. нравственно совершенствоваться соответственно с нравственными ценностями и законами, которые являются не только законами человеческих отношений, но и законами бытия, т.е. законами по которым создан и существует мир. Нравственный закон - это как бы “позвоночный столп” в организме человеческих отношений. Абсолютное значение нравственных ценностей и нравственного закона для человека и общества заключается в том, что несоблюдение нравственного закона приведет в конце концов просто к вырождению общества, так же как разрыв позвоночного спинного мозга неизбежно приводит к параличу и гибели человека. В качестве примера жесткого действия этого закона может быть рассмотрена жизнь любого человека, аморальность которого сначала разрушает его нравственно и духовно, а затем, неизбежно и физически.

Для этого типа этических теорий опорой и основанием решения морально-нравственных проблем является идеальная самодостаточная реальность нравственного закона. Что это такое - идеальная самодостаточность нравственного закона? Данное суждение означает, что нравственный закон - это реальность, несводимая ни к человеческой природе, ни к практическому расчету, ни к экономической выгоде, ни к социальной целесообразности. Напротив, именно нравственный закон задает направление и смысл не только нравственному поведению, но и человеческому существованию в целом.

Особое место среди нравственных учений религиозного типа занимает христианская этика. Для европейской культуры христианское нравственное учение имело определяющее значение. Тысячелетиями в европейской культуре существовала тесная и прочная связь религии, этики и медицины. Добротодеяние, как заданная христианством, смыслообразующая цель человеческого существования в мире, последовательно реализовывалась в конкретной практической деятельности милосердия и врачевания. Традиционная профессиональная врачебная этика, как никакая другая форма прикладной профессиональной этики, обнаруживала эту связь.

На протяжении двадцати веков медицина и все, что происходит с болеющим и страждущим человеком всегда было в центре внимания христианской этики. Предание и история свидетельствуют, что медицина была неотъемлемой частью христианской и, в частности, православной культуры. В Новом Завете мы не встретим осуждения применения медицинских средств. Согласно Священному Преданию один из учеников Христа, апостол Лука, был врачом. Врачевание — одна из профессий первых христиан, святых Космы и Дамиана (+284), великомученика Пантелеимона (+305). В истории Церкви немало примеров, когда священники и даже епископы занимались врачеванием не только духовных, но и телесных недугов[1]. Нельзя не упомянуть нашего великого современника (+ 1961) - святителя Луку (Войно-Ясенецкого) - епископа и хирурга, автора известного труда “Очерки гнойной хирургии”. Действительно, если телесная болезнь — это следствие греха, то не во имя ли его излечения приходит в мир и Сам Спаситель: “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные... Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Мф. 9, 12-13). “Исцеляйте больных”, — научает Христос своих учеников (Лк. 10, 9). Именно эта взаимозависимость духовно-нравственного и телесного исцеления превращает христианскую этику в важнейший фактор всей человеческой жизни.

Для Канта, например, этим внутренним законом, т.е. высшей нравственной ценностью, является долг, подчинение которому и составляет собственно моральный поступок. Благодаря Канту слово деонтология (“деон” — долг, “логос” — закон, учение) становится синонимом нравственной философии. Только человек, и в этом его великое отличие от любой другой живой твари, по Канту, наделен способностью действовать не только по законам “естества”, но и по законам “долга”, т.е. в соответствии с нравственным законом, который гласит - поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе, или, не превращай другого человека в средство для реализации твоих эгоистических целей. Эгоистическое своеволие несовместимо с требованиями христианской этики. В равной степени оно несовместимо и с профессиональной этикой врача. Мы помним, что по Гиппократу профессионализм врача заключается в его умении подчинять свои интересы - интересам пациента.

На данном типе базируется консервативная точка зрения в биоэтике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: