Концепция будущего мирового развития Д. Медоуза

1. Модель мирового развития Д. Несбитта и П. Эбурдена.

2. Концепции Римского клуба.

3. Региональные модели. «Китай - 2000 г.».

4. Будущее современной России.

Концепция нового мирового экономического порядка. Любая модель не должна рассматриваться в форме абсолютной истины. Модель дает не точное описание будущего, а всего лишь спектр его возможных вариантов. Она связана с социально-экономическим, политическим состоянием общества, его кризисным или стабильным развитием. В настоящее время в научной литературе имеется концепция нового мирового экономического порядка (НМЭП), разработанная ООН. Суть ее сводится к тому, что количество голодающих в развивающих странах около 0,5 млрд человек, 20—25 млн детей в возрасте до 5 лет умирают от голода каждый год. Темпы прироста ВНП падают. Доход на 1 человека около 150 долларов в год (260 млн человек имеют такой доход), рост задолженности развитым странам около 900 млрд долларов, наблюдается обострение всех проблем (экономических, социальных, политических, культурных). Между «богатыми» и «бедными» странами усиливается разрыв. Первые борются за власть и привилегии, обеспечивающие им процветание, а вторые — за равенство возможностей их развития. По мнению американских футурологов, США как сверхдержава, которой уготована роль мирового лидера, должна готовиться к использованию своих вооруженных сил для предотвращения тотального коллапса мирового порядка или, по крайней мере, для защиты специфических интересов американских граждан в отсутствие международного правового регулирования. Обстоятельства могут потребовать беспрецедентных военных операций, поскольку еще полностью не осознано значение взаимосвязей между старым конфликтом «Запад — Восток» и новым конфликтом «Север — Юг», усиливающимся из-за неразумного вмешательства в природные и социальные процессы.

Особое внимание должно быть уделено разработке доктрин, планов, военных структур и вооружений в предвидении возможности использования силы в новых кризисных ситуациях.

Прикрываясь лозунгом защиты «специфических интересов американских граждан», американские стратеги делают ставку на военную силу в достижении экспансионистских целей своей глобальной политики. В основе нового «мирового порядка» должен лежать «новый экономический порядок». Это означает переход от межгосудар­ственного взаимодействия к межотраслевому. Суть нового мирового порядка состоит в том, чтобы создать такую социальную систему, при которой одни, наименее развитые страны, должны зависеть от дру­гих, наиболее развитых.

Модель мирового развития. Концепция будущего мирового развития Д. Медоуза. Имеются модели мирового развития, в основе которых лежат глобальные проблемы современного мира, к которым относятся: предотвращение мировой термоядерной войны и создание условий для социального прогресса всех народов; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне развитых и развивающихся стран путем ликвидации отсталости последних; прекращение стремительного роста населения развивающихся странах и устранение угрозы «депопуляции» в развитых странах; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и обеспечение человечества природными ресурсами; преодоление отрицательных последствий научно-технического прогресса; решение проблем здравоохранения, социального обеспечения, а также моральных ценностей, от которых зависит будущее общества и личности, индивида.

Исходя из этих проблем, Д. Медоуз предлагает следующую модель мирового порядка (разработана в 1972 году). Человечество идет навстречу катастрофе, избежать которую можно только приняв меры по ограничению и регулированию роста производства и изменению критериев прогресса. Он предупреждает, что материальный рост не может продолжаться до бесконечности и требует отказаться от наращивания количества в пользу качества. Рост численности населения на нашей планете может угрожать самому существованию человеческого рода (прогноз до 2001 года).

Д. Медоуз пользовался моделью, которая формально зафиксирована в письменной форме. Эта модель — предварительная попытка усовершенствования наших мысленных моделей долгосрочных глобальных проблем посредством объединения того большого запаса информации, который уже накоплен в сознании людей и в письмен­ных источниках, и использования нового инструментария для обработки информации: научных методов, системного анализа и компьютера.

Эта модель была построена специально для исследования пяти основных тенденций мирового развития: ускоряющейся индустриализации; быстрого роста населения; недостаточной обеспеченности продуктами питания; истощения невозобновимых ресурсов; ухудшения состояния окружающей среды. Все эти тенденции взаимосвязаны сложным образом, и их эволюция соотносится скорее с десятилетиями или столетиями, нежели с месяцами или годами. С помощью модели стремились понять причины возникновения и изменения этих тенденций, механизмы их взаимодействия друг с другом и их последствия на будущие сто лет. Построенная модель, как и любая другая, является несовершенной, чрезмерно упрощенной и незавершенной.

За 20 лет работы и наблюдения за этими тенденциями мирового развития пришли к следующим выводам:

1. Если существующие на настоящий момент времени тенденции роста населения мира, индустриализации, загрязнения окружающей среды, необеспеченности продуктами питания и истощения ресурсов сохранятся неизменными, то уже в течение следующего столетия человечество подойдет к пределам роста. Наиболее вероятным результатом будут довольно резкое и неуправляемое падение как численности населения, так и промышленного производства.

2. Имеется возможность изменить эти тенденции и установить экологически и экономически стабильное состояние, которое может поддерживаться и в далеком будущем. Состояние глобального равновесия можно спроектировать таким образом, чтобы основные материальные потребности каждого человека на Земле удовлетворялись и реализовывался его индивидуальный личностный потенциал.

3. Если люди всего мира решат бороться за второй вариант развития, то чем скорее они за это возьмутся, тем больше шансов на успех.

Все пять перечисленных мировых тенденций в настоящее время продолжают развиваться в прежнем темпе. Их годовой рост имеет закономерность, которую математически называют экспоненциальным ростом. Тенденции мирового развития, указанные Д. Медоузом, за 20 лет подтвердились на практике.

Модель мирового развития Д. Несбитта и П. Эбурдена. Любопытной является модель мирового развития, предложенная Д. -Нэсбиттом и П. Эбурдином. В 1982 году вышла их книга «Мегатенденции: десять новых направлений, преобразующих нашу жизнь». Авторы отметили, что для 80-х годов характерны такие процессы:

· технологического развития — к передовым технологиям;

· от национальных экономик — к мировой экономике;

· от краткосрочных тенденций — к долгосрочным;

· от централизации — к децентрализации;

· от институциональной помощи — к демократии соучастия;

· от иерархических структур — к сетевым структурам;

· от безусловного примата Севера — к выравниванию Юга;

· от узкого выбора из двух возможностей (либо-либо) — к множественному выбору.

Многие из этих тенденций реализовались, прогноз Д. Нэсбитта оказался в основном правильным.

Общей характерной чертой конца XX века стал триумф личности. Появляется глобальное понимание перспектив роста и развития человечества. Последнее десятилетие будет временем впечатляющих технологических новшеств, необычных политических реформ и великого культурного возрождения. Мегатенденции конца тысячелетия — «калитка» в XXI век.

По мере вступления в новое тысячелетие наиболее важными, основными тенденциями, определяющими нашу жизнь, представляются следующие:

1. Глобальный экономический бум 90-х годов.

2. Возрождение искусств.

3. Возникновение социализма со свободными рыночными отношениями.

4. Универсальный образ жизни и культурный национализм.

5. Приватизация.

6. Подъем тихоокеанского региона.

7. Десятилетие прихода женщин на руководящие посты.

8. Расцвет биологии.

9. Религиозное возрождение в новом тысячелетии.

10. Триумф личности.

Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что по-новому будет осмыслено само понятие человек. Чем шире горизонты нашего познания, тем выше достижения науки и техники, тем больше мы начинаем ценить личность. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами. Вся наша деятельность, которая и определит наш выбор, дает ответ на другой вопрос: что значит быть человеком?

Авторы выделили следующие тенденции мирового развития в 90-е годы:

1. Экономические проблемы берут верх над политическими.

2. Движение к мировой свободной торговле.

3. Бурное развитие телекоммуникаций.

4. Относительное изобилие природных ресурсов.

5. Конкуренция в области снижения налогов.

6. Уменьшение габаритов экономической продукции.

7. Сдерживание инфляционных процессов и уровня процентных ставок.

8. Потребительский бум в Азии.

9. Успехи демократии и распространение свободного предпринимательства.

10. Исключение войны как средства разрешения конфликтов.

11. Новое внимание к проблемам окружающей среды.

Концепции Римского клуба. Большой вклад в разработку прогнозов мирового развития внес Римский клуб. Причем особенностью его прогнозов является характеристика места и роли человека в будущих социальных системах. Кто он в этом клубе? А. Печчеи пишет, что именно в человеке заключены источники всех наших проблем, на нем сосредоточены все наши стремления и чаяния, в нем все на­чала и все концы, и в нем же все основы наших надежд. И если мы хотим ощутить глобальность всего сущего на свете, то в центре этого должна стать целостная человеческая личность и ее возможности. Основная задача — изучение человеческого фактора, человека, личности. А. Печчеи предлагает:

1. Проведение «человеческой революции», которая якобы приведет к моральному и духовному возрождению человечества и поднимет чувство «глобальной ответственности». Основные ее этапы: этическое, философское и гуманистическое обновление человеческой мысли и культуры в целом; разработка желаемых «альтернативных будущностей», выполняемая прежде всего молодыми людьми; движение за инновационное обучение на широкой общественной базе.

2. Осуществление политико-структурных изменений социальных систем в сторону их большей управляемости. Трансформация напряженности «Восток — Запад» в активное сотрудничество; самоперестройка развивающихся стран с целью их органической интеграции в мировую систему.

3. Разработка и принятие программ глобальных действий на основе добровольной коалиции наций.

Глобальные противоречия предлагается разрешить через реформы сознания, изменение структуры ценностей. Ласло в книге «Прыжок в будущее» обосновывает, что современный кризис является следствием доминирующей сегодня системы ценностей: вседозволенность, культ эффективности, экономическая рациональность (все измеряется только в деньгах), технологический императив (все, что можно сделать, нужно сделать).

Региональные модели. «Китай — 2000г.». Имеются модели регионального уровня: латиноамериканские, «Малых тигров» (Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур и т. п.) и другие. Есть модели развития отдельных стран: Японии, Швеции и т. д. Любопытна в этом плане модель «Китай-2000 г.», предполагающая его развитие в 10 областях:

I. Население страны: сегодня и завтра.

II. Решение проблем экономического развития.

III. Энергетические программы и ресурсы.

IV. Коммуникации и транспорт.

V. Развитие сельского хозяйства.

VI. Решение проблем водоснабжения.

VII. Потребление и консервация природных ресурсов.

VIII. Лесные ресурсы.

IX. Состояние минеральных ресурсов.

X. Перспективы производства и потребления продуктов питания.

Будущее современной России. В настоящее время идет поиск

новой модели будущего развития России, появилось много прогнозов относительно ее перспектив. Здесь четко обозначились две точки зрения:

· строить в России такое же общество, как на Западе (метод «списывания», аналогии);

· самобытное развитие России, создание в ней Евро-Азиатской цивилизации.

Спор этот не новый, он в определенной степени является про­должением диалога между западниками и славянофилами.

При разработке будущей модели развития России с учетом мировых тенденций и проблем развития необходимо определить сегодняшнее состояние российского общества, которое характеризуют два момента — кризис и переходное состояние, — и с этой ступеньки социального времени заглянуть в будущее; для России немаловажную роль играет территориальный фактор, так она имеет самую большую территорию на планете; численность и плотность населения (последняя, особенно на азиатской части и на севере очень низкая, а численность сегодня сокращается); состояние социально-экономической системы; тип политического режима; состояние культуры; доминирующий тип мировоззрения — религиозный или естественнонаучный; уровень развития науки, особенно социального научного знания, степень его использования государством в практике общественной жизни; создание кадровой системы из специалистов, занимающихся профессионально разработкой прогнозов развития как страны в целом, так отдельных ее элементов; стабильное или нестабильное развитие общества; восприятие прогнозов развития страны массовым сознанием и научным мировоззрением; Россия является страной, в которой можно предвидеть будущее, но не прошлое; в будущем мы всегда живем хорошо, а в прошлом плохо. Выбор пути развития ее всегда окружен тайной. В массовом сознании населения России десять лет назад доминировало оптимистическое отношение к социальному будущему, — в настоящее время — песси­мистическая ориентация стала основополагающей в представлении о будущем.

Для выхода России из кризисного состояния в настоящее время необходимо решение следующих проблем:

1. эффективное экономическое развитие общества и социальная защита личности;

2. развитие производства;

3. создание системы стимулирования труда работника;

4. создание инновационного российского общества, чтобы качественные и количественные изменения в нем работали на личность;

5. разработка долгосрочного, среднесрочного и прежде всего краткосрочного прогнозирования.

В основе построения прогнозов развития современного российского общества лежит ряд парадигм, критериев. Выделим основные среди них.

Цивилизационный подход. Направление прогнозов на его базе связано с тем, что XXI век — век постиндустриального развития и суть будущих преобразований именно в этом. Кроме того, будущее России определяется Евро-Азиатским типом цивилизации.

Формационный подход. Социальное будущее России связывается с капиталистической или социалистической формацией. Причем формы реализации той и другой весьма многообразны.

Конвергенционный подход. Суть его в интеграции успехов, положительных результатов развития капитализма и социализма, что обеспечит такое качественное состояние общества, которое в центр своего развития поставит личность. Близок к этому такой подход, по которому общественные отношения в современном мире характеризуются противоречивым взаимодействием коллективистских и индивидуалистских тенденций. Россия развивалась наиболее эффективно, когда в ней доминировали коллективистские общественные отношения. Сейчас в развитии России упор сделан на индивидуалистские общественные отношения. Между тем признано, что в XXI веке наиболее эффективными будут те социальные системы, в которых будут оптимально сочетаться те и другие общественные отношения.

Рыночный тип общества. Суть будущего развития России связывают с рыночным капитализмом или рыночным социализмом.

Политические критерии. За основу социального будущего бе­рется тип политического режима: демократический, авторитарный, тоталитарный, монархический и др.

Религиозные мифологии. Социальное будущее России связывают чаще всего с христианством, а отдельных религиозных групп — с- исламом.

Имеется объединенная система прогнозов развития российского общества, в которых авторы считают идеальным такое состояние, которое было в России либо в XIX веке, либо до 1917 года, либо до 1991 года. Это не прогноз будущего, а уход в прошлое, которое представляется этим авторам идеальным.

Комплексный прогноз. Он ориентирован на такую социальную систему, в центре которой стоит человек, его гармоническое развитие. В основе его лежат гуманистические идеи, ценности.

Все указанные выше парадигмы прогнозирования развития рос­сийского общества свидетельствуют о том, что в современной гуманитарной науке нет единой теории, объясняющей все многообразие будущих социальных отношений.



ГЛАВА XIV. Социальное проектирование

1. Понятие социального проектирования.

2. Направления социального проектирования.

3. Нормативная база.

4. Методы социального проектирования.

5. Принципы социального проектирования.

6. Этапы социального проектирования.

7. Типология социальных проектов.

Понятие социального проектирования. Среди форм предвидения определенное место наряду с прогнозом, планом, целью, программой, стратегией, тактикой и т. д. занимает проект, являющийся решением относительно конкретного мероприятия, необходимого для реализации того или иного аспекта программы.

Когда говорят о проекте, то имеют в виду мыслительную конструкцию какого-либо изменения, которое заранее спланировано и может быть осуществлено. Такая конструкция может предстать в виде модели, прототипа, прообраза, и в ней есть непременный волевой компонент — решимость осуществить задуманное изменение.

Если исходить из тезаурусного подхода к социальному проектированию, то в определении социального проекта необходимо выделить его ценностную природу и ведущую роль субъекта проектной деятельности. С учетом этого определение приобретает следующий вид. Социальный проект — это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-вре­менные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.

Под социальным нововведением понимается разновидность управленческого решения, замысел которого предусматривает целенаправленное изменение того или иного социального явления или процесса, а реализация заключается в осуществлении этого замы­сла. Инициатором проекта может быть как отдельный человек, так и организация или сообщество. Социальный проект — это целевая авторская конструкция позитивного социального нововведения при ограниченности ресурсов его осуществления.

Исходя из деятельностного подхода, социальное проектирование -это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью. Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций.

Социальное проектирование - синтез научно-теоретической, предметно практической деятельности и элемент социального образования. Как теоретическая деятельность социальное проектирование касается прежде всего социологии, социальной работы (социономии), социальной философии, политологии, конфликтологии, регионоведения, экономики. Как предметно-практическая деятельность социальное проектирование выражается в создании конкретных социальных проектов, в планировании и управлении развитием территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и других комплексов. Как элемент системы образования социальное проектирование - учебная дисциплина, связанная с изучением методологии и технологии проектирования, инструментальных средств проектирования, его системных принципов, форм и методов.

Социальное проектирование - это звено социально-управленческого цикла, представляющее собой социальную технологию (комплекс взаимосвязанных операций), нацеленную на диагностику актуальных, перспективных и социально значимых проблем, выработку вариантных образцов решения таких проблем совместно с ме­ханизмом обеспечения согласованных действий по их реализации1. Социальное проектирование сегодня трактуется как особая разновидность научно-практической деятельности, направленной на ре­конструкцию уже имеющихся или создание новых объектов, несущих важную социальную миссию, а также на создание прообразов намеченного и возможного в случае осуществления вполне конкретных управленческих мероприятий будущего состояния таких объектов. Это подход к социальному проектированию «объективно—ори­ентированный», но кроме него выделяют проблемно-ориентированный, проблемно—ситуационный, проблемно—целевой.

Социально-проектная деятельность выступает как специфическая социальная технология, ориентированная на интеграцию социального знания в процессе выработки вариативных образцов решений текущих и перспективных социально-значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намеченных целей развития регулируемой социальной ситуации. Проектирование — это составление модели в уме, мысленного представления себе чего-либо как целого, как системы.

Объектом социального проектирования является все общество, предметом — его элементы. Оно направлено на эффективное решение социально-экономических, политических, культурных, ду­ховных задач общества в рамках конкретных социальных объектов.

Целью социального проектирования является, во-первых, обеспечение оптимальных условий для возникновения, развития и функционирования в интересах общества новых (реконструируемых) объектов и, во-вторых, обеспечение оптимальных условий для всех, кто будет иметь отношения с этими объектами. Оно направлено на изменение в окружающей человека искусственной среде и поэтому выступает целенаправленной деятельностью по решению конкретных задач. Оно является исходным звеном в целесообразной преоб­разующей деятельности человека. Причем это творческая деятельность, основанная на решении проблем перехода от менее приемлемых ситуаций к более приемлемым. Это специфическая деятельность в регулировании общественного процесса и индивидуального поведения человека. Социальное проектирование является одной из прогностических форм осознания личностью своего социального будущего.

Термин «проектирование» происходит от латинского — брошенный вперед; это — процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно, теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование — составная часть управления, которая позволяет обеспечить управ­ляемость и регулируемость некоторого процесса.

Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и от­ношений. В отличие от проектирования объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основание социального проектирования должны быть заложены следующие параметры:

· противоречивость социального объекта;

· многовекторность развития социального объекта;

· невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

· многофакторность бытия социального объекта;

· наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;

· субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;

· факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Перечисленные факторы являются лишь системой тех параметрических черт, которые характеризуют то, что проектирование соци­альных объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами. Социальное проектирование дает возможность обосновать про­гноз и разработать план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, вызвавших несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием»,

Направления социального проектирования. Социальное проектирование направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает изменения, которые осуществляются в последующей реализации проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной действительности.

Необходимо выделять следующие условия, которые позволяют конструировать социальное будущее:

во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития;

во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи;

в-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития;

в-четвертых, перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой, и одна и та же цель может быть реализована различными средствами.

Кроме того, необходимо учитывать особенности детерминации общественной жизни, где каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или косвенно приводят к изменениям в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратных связей, в свою очередь, влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняющаяся совокупность этих связей существенна.

Социальное проектирование представляет собой также специфическую плановую деятельность, суть которой состоит в научно обоснованном определении основных параметров формирования будущих социальных объектов или процессов при максимальном соблюдении и согласовании интересов общества, социальных групп (слоев) и личности. Социальное проектирование направлено на достижение оптимальных показателей функционирования возникающих и реконструируемых объектов, на согласование объективных потребностей общественного развития и субъективной деятельности людей в специфических условиях реализации законов социального предвидения для строительства новых общественных отношений.

Целями социального проектирования являются, во-первых, обеспечение оптимальных условии для возникновения, развития и функционирования в интересах общества новых (реконструируемых) объектов; во-вторых, обеспечение оптимальных условий труда и жизни для всех, кто будет работать (или жить) на этих объектах; в-третьих, возможность руководствуясь общенародными интересами, «погасить возмущения», которые вызываются созданием новых или реконструкцией старых объектов в более высоких системах, в кото­рые входит данный объект (предприятие, город, ТПК).

Итак, социальное проектирование направлено на эффективное решение различных социально-экономических, политических и духовных задач общества в рамках конкретных социальных объектов1.

Нормативная база. Нормативно-правовое проектирование включает в себя выявление, осмысление и обоснование нормативных принципов социального порядка, проектирование социального порядка, основанного на нормативных предписаниях, выявление роли права в поддержании социального порядка, проектирование условий, которые снижают уровень социальной деструкции и дисфункционального нарушения социального порядка.

При определении понятия нормативного порядка обычно принимаются два. основных допущения. Во-первых, общество — не хаотическая система элементов, а относительно устойчивое целое, охватывающее совокупность жизненных функций, достаточных для самосохранения индивидов и групп, взаимодействующих между собой и со средой. Во-вторых, взаимодействия индивидуальных и коллективных членов общества, а также поведение среды поддаются определению, описанию, прогнозированию, предвидению и проектиро­ванию. В данном определении термин «норма» обозначает упорядочивающее ограничение, имеющее предписывающий и связующий характер для поведения членов общества. В этом смысле к нормам относятся формы обхождения, приема, обычаи, социальные привычки, навыки, технологии, законы, высшие цели, к которым необходимо стремиться. Реальное следование нормам в обществе именуется социальным или нормативно-ориентированным действием. Нормы могут быть связующей силой различной степени, поэтому нормативный порядок общества состоит из общих и структурных норм. Общие нормы чаще всего представляют собой общечеловеческие предписания.

В отличие от общих норм структурные нормы являются формами поведения в различных сферах общества — экономике, политике, бытовой и правовой деятельности. Они связаны со специализацией институтов, входящих в эти сферы, что повышает человеческую способность оценивать и использовать сложные явления, определять более широкий набор альтернатив. Содержание структурных норм находится в субординации к общим нормам. Данный факт особенно очевиден в праве. Нормы гражданского, административного, уголов­ного и других отраслей права соотносятся с основным законом государства, его конституцией. В противном случае они не имеют юридической силы. В нормативном аспекте правовой порядок иерархичен.

В правовой науке распространена классификация норм в зависимости от сферы правового воздействия на общественные отношения. Правовой порядок определяет субъективные права и обязанности людей и регулирует три сферы:

1. отношение людей по обмену ценностями;

2. отношение управления и подчинения;

3. охранительные отношения, возникающие из нарушения правил в первых двух сферах координации и субординации действий. Эту сферу отношений регулируют нормы правового контроля.

Более сложная классификация норм социального порядка использует комплексный критерий (происхождение, степень предписательного и связующего характера норм) и различает конвенциональные, институциональные и идеальные нормы.

Конвенциональные нормы основываются на соглашении, их про­исхождение анонимно, а следование им происходит во многом бес­сознательно. На примере родного языка видны признаки конвенциональных норм. Бесполезно искать ответы на вопросы, кто изобрел язык, установил значение слов, правила грамматики и синтаксиса.

К конвенциональным нормам относятся обычаи всех сфер общественной жизни. В отличие от конвенциональных норм институциональные, т. е. правовые нормы, характеризуются определенностью своего происхождения. Их проводником становится государственное законодательство, которое может институционализировать (наделить юридическим статусом) часть значимых обычаев. Институциональные нормы служат сознательно выдвигаемым целям и обосновываются этими целями. Из этого факта вытекает понятие института - намеренно создаваемой организации с фиксированными предписаниями. Наконец, идеальнее нормы — это представления о должном поведении людей, которые находятся за пределами прагматизма, личной целесообразности. Содержание идеальных норм дедуцируется из идей (высших целей социальной жизни), и представления о свободе, справедливости, правде, добре, красоте зависят от господствующего в данную эпоху мировоззрения.

Такая классификация норм имеет ряд преимуществ. Она позволяет различать источники правовых установлений, возможное несоответствие между сохранившими связующую силу обычаями и правовыми нормами, а также явление культурной легитимации нормативного (правового) порядка.

Понятие нормативного порядка общества обозначает взаимодействие индивидов и групп, которые ориентируются на общие и структурные правила и ожидают, что их потребности и интересы будут удовлетворены в рамках принятых правил и социального контроля.

Мотивами следования правовым нормам могут быть выгода и опасение негативных санкций за невыполнение обязательств. В этих случаях, если ослабевает внешний контроль, нормативное поведение будет неустойчивым. Правовой порядок, обладающий престижем, повышает вероятность ориентации людей на правовые нормы, поскольку они ситуативно воспринимаются «справедливыми». Основные нормы социального порядка изложены в конституции. Приверженность конституции обусловлена социализацией, обучением конформизму. Поскольку сплоченность любого общества зависит от ценностно-рационального согласия людей с требованиями нормативного порядка (вера в истинность норм и практическая выгода конформизма), новое поколение должно обладать способностью к взаимодействию с существующими представительными органами и лицами. Эта способность приобретается индивидуально через социализацию, т. е. усвоение индивидом тех ценностей и норм, которые необходимы для правомерного и добропорядочного поведения. Обучение конформизму имеет биологические и культурные предпосылки, психологическую и организационную стороны.

В изучении нормативного порядка общества важно учитывать превращение общих нормативных требований из легальных в легитимные. Основу правового порядка составляет конституция, которая соответствует определенным культурным ценностям общества. В писаных конституциях современных государств они помещены в преамбулах в виде нравственных принципов.

В правовом аспекте проблема заключается в соответствии конституционных норм метаюридическим ценностям. Если конституционная норма противоречит ценностным предпосылкам порядка, она теряет юридическую силу1.

Методы социального проектирования. Основными методами социального проектирования, как и социального прогнозирования, являются метод экстраполяции, моделирования, экспертной оценки, аналогии, составления сценариев. Опираясь на них, особый упор делает на комплексный подход к создаваемому объекту. А это означает, что при проектировании следует учитывать все элементы, характеризующие деятельность людей. Наблюдение комплексности при проектировании, а затем при воплощении проекта в жизнь со­провождается подчас значительными издержками.

Наряду с этими методами в социальном проектировании есть определенные особенности, и поэтому не менее важным методологическим требованием является политический подход. Социальное проектирование не должно ориентироваться на субъективные пожелания и стремления людей, какими бы благими намерениями их устремления в будущее ни сопровождались.

К методам проектирования следует отнести также разработку матрицы идей, когда на основе нескольких независимых переменных возможна подготовка различных вариантов решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности решаемых задач, от сроков реализации программы, а также от материальных, финансовых, ресурсов. Учет вариантов решений помогает установить наиболее эффективный путь реализации проекта в конкретных условиях. Этот научно обоснованный прием обычно применяется в условиях ограниченных возможностей.

Среди методов социального проектирования видное место занимает метод вживания в роль. Он употребляется для более четкого представления о том, что нужно реализовать в процессе проектирования. Стремление представить функционирование будущего, проектируемого объекта требует от проектировщиков внимательного ознакомления с условиями, в которых будет реализовываться проект. При этом необходимо учитывать интересы и потребности людей, решать главные, а не второстепенные задачи. Данная цель достигается, когда поставленная жизнью задача изучается непосредственно. Что дает возможность наглядно и предметно представить ситуацию, те сложности, которые требуют своего решения в период реального процесса.

В социальном проектировании весьма часто используют метод ассоциации. При подготовке проекта возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью предшествующего решения именно данного процесса или явления. В проектах часто используется не принцип подобия, аналогии, а ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере жизни человека подсказывает возможные пути иного подхода.

Использование метода ассоциации в проектировании имеет ряд вариантов. Один из них приспособление. Его суть заключается в том, что имеющийся опыт решения общественных проблем может быть использован при подготовке социального проекта в другой сфере общественной жизни. В этом случае к интересующему нас процессу применяются способы, оправдывающие себя в иной ситуации. Так, комплексный подход был доказан сначала при решении экономических проблем, а затем приспособлен к каждой сфере общественной жизни.

Метод ассоциации может применяться через модификацию интересующего нас объекта. С учетом накопленного опыта разрабаты­ваются иные подходы, которые ведут к существенному видоизменению объекта воздействия, когда меняются не только формы, но и сущностные содержательные элементы.

Метод ассоциации связан и с полным устранением прежних принципов функционирования объекта и заменяет их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот метод называется полной реорганизацией (реконструкцией). Реконструкция требует, как правило, иных форм и методов руководства.

Метод ассоциации предусматривает сочетание элементов приспособления, модификации и полной реорганизации. В одном проекте могут содержаться по отношению к различным структурным элементам все эти варианты, возникшие в процессе ассоциативного подхода к проектированию.

В процессе проектирования могут быть выбраны ситуации, непохожие на упоминаемые ранее и ставящие перед проектом принципиально новые проблемы. В этих случаях в процессе проектирования возможно использование метода мозгового штурма, когда на ре­шение поставленной задачи мобилизуются все имеющиеся интеллектуальные возможности. Вариантом этого метода является метод синектики, когда идет поиск нескольких идей, которые впоследствии рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Говоря о методах социального проектирования, следует иметь в виду, что их реализация во многом зависит от объективных и субъективных условий, в которых протекает процесс проектирования. Использование различных методов с учетом конкретной обстановки позволяет реализовать наиболее эффективные решения и отразить их в соответствующих социальных проектах.

Принципы социального проектирования. Принципы социального проектирования и социального прогнозирования совпадают, но вместе с тем здесь есть некоторые особенности, связанные с данной формой предвидения. Поэтому к числу принципов прежде всего относят:

принцип опережающей оценки возможных воздействий потенциального проекта в случае его разработки и реализации;

принцип научного обоснования нормативной модели решения, предполагающий опору на знание оптимального состояния управляемого объекта и технологии обеспечения допустимого сочетания управленческого воздействия с механизмом естественной саморегуляции управляемого объекта;

принцип «критического порога» модификации, предполагающий учет меры управляемости (корректируемости) процессов и социально значимых следствий такой модификации;

принцип целесообразности модификации, прежде всего предполагающий оценку влияния решений на жизненную среду и качество жизни тех людей, которых она затронет;

принцип социально-воспроизводственной ценности и соразмерности проектируемых перемен человеку - его экологической, физиологической, психологической и социокультурной природе; его естественному стремлению к свободе выбора, самореализации и экономии усилий;

принцип комплексности и условной равнозначности всех направлений взаимодействия человека с жизненной средой, с его природным, культурным и социальным окружением;

принцип реалистичности и реализуемости решения, предполагающий наличие необходимых ресурсов и заинтересованных в нем исполнителей;

принцип минимизации и (или) приемлемой компенсации негативных экологических и социально-культурных последствий от реализации решения.

Указанные принципы в равной мере, хоть и по-разному необходимо учитывать в процессе социально-проектной деятельности, вне зависимости от того, относятся ли они к весьма отдаленному будущему или отвечают актуальному жизненно важному решению.

Этапы социального проектирования. Этапы составления социального проекта совпадают с этапами разработки социального прогноза, хотя они имеют и свою относительную самостоятельность, свои особенности. В этом плане, как считают специалисты, процесс социального проектирования начинается с выяснения (уточнения) сущности общественных потребностей. Здесь следует определить, соответствует ли реализация этой потребности объективным крите­риям, предъявляемым обществом к тем или иным решениям. Важно представить, за какой промежуток времени они могут быть реализованы.

На основе потребности определяется цель и задачи социального проекта. После определения цели идет сбор необходимой информации. На основе полученной информации формируется задание на проектирование и определяются требования, которым должен соответствовать процесс проектирования. На этой стадии идет отбор средств для реализации поставленной цели, которые могут обеспечить ее достижения.

Формирование задания выступает как часть концепции, которая может проверяться посредством теоретического анализа и при помощи эксперимента. Заключительной стадией проектирования является решение, разработанное на основе концепции. Социальные проекты, касающиеся создания новых объектов и модернизации уже имеющихся, имеют свои особенности.

Типология социальных проектов. Есть разные типологии социальных проектов. Некоторые из них строятся только по содержательному основанию, например, разделяются на тип проектов, которые ориентированных на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности, и тип проектов, имеющих своей доминирующей задачей экспорт собственных культурных образцов в «чужой» культурный контекст.

К социальным проектам можно отчасти применить характеристики, которые выработаны в технологии управления проектами для коммерческих проектов. В организационном отношении коммерческие проекты оцениваются по 4 признакам: масштаб (размер) проек­та, сроки реализации, качество, ресурсное обеспечение. Учитывается также место и условия реализации проекта. Проект, в котором названные признаки равноправны, называют «нормальным» проектом. Но это идеальная конструкция. В реальных проектах доминирует один из факторов, и по этим доминантам можно выделить типы проектов.

Подобным образом можно выделить «нормальный» проект и как идеальный тип социального проекта, но отклонения от этого уравновешенного по факторам идеального типа частично окажутся другими, чем в коммерческих проектах.

Используя проблемно-целевой критерий: для чего, с какой целью разрабатывается проект, можно выделить поисковый, целевой, организационный, программный проект, что соотносится с подобной типологией по социальному прогнозированию.

Типы проектов по характеру проектируемых изменений.

По своей природе социальные проекты имеют дело с подготовкой и осуществлением социальных изменений. В зависимости от того, какой путь избирается для осуществления таких изменений, социальные проекты разделяются на инновационные и поддерживающие.

Инновационные проекты. При выделении типа инновационных проектов исходят из их специфического назначения: задача инновационных проектов — внедрение принципиально новых разработок, чем и определяется их тесная связь с научно-техническими проектами.

В социальной сфере инновационные проекты будут и в дальнейшем вторым лицом инновационных коммерческих проектов, что хо­рошо видно на примере создания Интернета.

Поддерживающие проекты. Эти проекты решают задачи экологического характера, в том числе в рамках экологии культуры. Их также называют реанимационными, реставрационными.

Практика осуществления поддерживающих проектов в масштабах населенных пунктов относительно молода, и немаловажно, что она сложилась в острой борьбе населения и местных властей как раз вокруг задач социально-проектного характера.

Типы проектов по направлениям деятельности.

Разделение социальных проектов по направлениям деятельности может дать множество типов, поскольку здесь с организационными вопросами смыкаются вопросы содержания проектов.

Выделим некоторые из них. В образовательных проектах ставятся задачи, преимущественно связанные с предоставлением образовательных услуг. Кроме того, образовательные проекты могут быть направлены на совершенствование самой системы образования (различные образовательные реформы).

Научно-технические проекты также могут выступать как проекты социальные, если их последствия непосредственно затрагивают общественную жизнь. В этом отношении показателен пример Интернета. Научно-технические проекты могут иметь поисковый, экспериментальный характер и, представляя результаты общественности приобретать социальную функцию.

Культурные проекты по основной своей направленности могут выступать как проекты художественные, символические, экзотические и другие. Их объединяет то, что они оказываются вплетенными в ткань социальной жизни. В этом случае обращается внимание не на эстетические, культурно-семантические стороны проекты, а на их социальную функцию.

Культурные программы нередко создаются в связи с годовщинами тех или иных политических событий, иногда именно в культурных проектах выражается значимость данного события для власти. Очевидно, что такие проекты требуют огромных финансовых средств, материальных и организационных ресурсов, чаще всего они реализуются как заказ государственных органов, международных организаций.

Типы проектов по особенностям финансирования.

Социальные проекты нуждаются в финансировании — это общеизвестно. Но также общеизвестно и то, что проекты по-разному нуждаются в финансовых средствах. Выбор модели финансирования зависит от многих факторов.

Классификация социальных проектов по особенностям финансирования основывается на выделении в качестве типообразующего такого способа финансового обеспечения, который является основным. В силу этого выделяются инвестиционные, спонсорские, кредитные, бюджетные, благотворительные проекты.

Инвестиционные проекты. Инвестиция — это вклад собственности в дело с целью извлечения прибыли.

Далеко не каждый проект может привлечь инвестиции. Для инвестора должна быть вне сомнений инвестора цель такого проекта, его значимость, которая определяет соразмерность вложения капитала. Главное, какой бы ни была цель проекта, он не станет инвестиционным, если его реализация не сулит инвестору получения максимальной прибыли.

В роли инвестора может выступать государство и органы местного самоуправления. Их инвестиционное поведение несколько отличается от поведения инвестора — частного собственника. Также в роли инвестора может выступить и сам инициатор проекта.

Спонсорские проекты. В обыденной практике спонсор представляется как человек (организация), который дает деньги на понравившийся проект или просто понравившемуся лицу, нуждающемуся в деньгах, без требования возврата. Спонсор предоставляет средства на поддержку проекту, если это может стать формой его рекламы или презентации.

Очевидно, что лишь проект, получающий известность в определенных кругах, в контактах с которыми заинтересован спонсор, может стать спонсорским. Этот проект должен сам обладать положительным имиджем, вызывать большой интерес в обществе, чтобы формировать положительные установки в отношении спонсора.

Кредитные проекты. Способом финансового обеспечения социального проекта может быть избран кредит. Это еще один коммерческий вариант финансирования, специфика которого состоит в том, что получение финансовых средств возможно только под условие предоставления гарантий кредитному учреждению. К кредитным проектам близки те, которые осуществляются с применением лизинга (долгосрочная аренда средств производства с возможным последующим выкупом).

Бюджетные проекты. В силу того, что социальные проекты нередко бездоходны и убыточны в прямом финансовом выражении, но при этом решают важные социальные задачи (и в этом смысле себя окупают), значительная часть проектов осуществляется в рамках государственной социальной политики и решения местных задач (субсидии, гранты).

Благотворительные проекты. Финансирование таких проектов часто имеет форму меценатства, когда лицо (организация), обеспечивающее проект средствами, не ставит ни перед проектом, ни перед собой коммерческих задач и само по возможности участвует в проекте, а не только выделяет финансы.

Типы проектов по их масштабам.

Организационные вопросы составления и реализации социальных проектов заметно различаются в зависимости от того, каков масштаб проекта. Выделяются микропроекты, малые проекты и мегапроекты.

Микропроекты - это чаще всего форма представления индивидуальной инициативы, получающей признание окружающих. Микропроект делается для себя и для своих. Он может не требовать внешнего финансирования, специального "оборудования", может создаваться с привлечением полученных средств.

Малые проекты не предусматривают слишком большого числа потребителей, достаточно просты в управлении, не требуют крупного финансирования, допускают некоторые упрощения в процедуре проектирования и реализации.

Мегапроекты. В качестве мегапроектов обычно выступают целевые программы, состоящие из взаимосвязанных проектов. Специфика мегапроектов в необходимости масштабной координации действий исполнителей.

Типы проектов по срокам реализации.

В мировой практике принято разделять проекты по этому основанию на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочные проекты требуют для своей реализации примерно год, максимум два года. Срок определяется целью, наличием ресурсов, особенностями потенциального поведения потребителя.

В социальной сфере потребность в ускорении сроков исполнения проекта может проявляться в чрезвычайных ситуациях и в некоторых случаях, обычно не связанных с опережением конкурентов по внедрению нововведений.

Среднесрочные проекты осуществляются за 3-5 лет. Распространенной стала практика создания среднесрочных программ, состоящих из множества проектов.

Долгосрочные проекты. Такие проекты осуществляются на протяжении 10-15 лет. Они предусматривают существенные социальные преобразования и сложны для разработки, которая должна строиться с учетом долгосрочного прогноза.

Престиж-проекты. В отдельную группу выделяются проекты, целевая установка которых основывается на феномене престижного потребления. Их, по существу, нельзя отнести ни к одному из выделенных типов. Специфика их состоит в закреплении социальных различий знаками престижа. Эти проекты имеют ярко выра­женную социальную направленность, ее суть - установление особого рода социальных преград и фильтров, охрана корпоративного духа социальных групп, объединенных символами престижа.

Псевдопроекты. Псевдопроект - это видимость проекта, форма которого прикрывает какое-то другое содержание, не представленное в самом псевдопроекте.

Выделяются две разновидности псевдопроекта - проекты-фикции и квазипроекты.

Проекты-фикции используют проектную форму как маскировку. С проектами-фикциями приходится часто встречаться на конкурсах социальных проектов.

Квазипроекты обладают всеми признаками настоящего проекта, но планируют нововведение, которое на самом деле таковым не является. Форма проекта в этом случае позволяет сохранить инициаторам имеющееся положение под видом того, что это инновация.

Многообразие типов проектов и прогнозов - одна из примечательных черт социального проектирования и прогнозирования. Возможность применять проектные и прогнозные подходы и технологии

на любом уровне социальной организации, в самых разных масштабах, временных рамках, с мощными ресурсами и почти без них придает социальному проектированию гибкость и реалистичность. Условия, которые задаются проекту, прогнозу, предопределяют их форму и пути реализации. Тем не менее разработка самых непохожих проектов и прогнозов по своему смыслу и по применяемым технологиям близка. Прогноз в сочетании с проектом позволяет нам представить как бы историю грядущих лет, десятилетий и столетий.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: