Введение

Социальное прогнозирование предоставлено самой сущностью управленческой деятельности, имманентно содержащей в себе необходимость прогноза. В частности:

- менеджеры и администраторы обязаны прогнозировать в ходе своей профессиональной деятельности, обязаны пытаться предсказать развитие событий, явлений, процессов, имеющих решающее значение для той или иной сферы жизнедеятельности социума. В противном случае вместо стратегического управления будет реализовываться реактивное, что с неизбежностью снизит его эффективность;

- управление, будучи частью общественной практики, в процессе своего функционирования само создает прогнозный фон без учета которого невозможна разработка достоверного прогноза;

- институт социального управления в качестве одной из своих целей ставит стремление предупреждать общество, его социальные группы и индивидов о возможных опасностях в будущем, реализуя тем самым функцию упреждения и профилактики социальных проблем;

Рассматривая социальное управление в качестве объекта прогнозирования, мы сталкиваемся с необходимостью многофакторного анализа и построения комплексных прогнозных моделей. Сложность социального управления в качестве объекта прогнозирования в современных условиях определяется процессом трансформации: социально-политической системы современного российского общества, его сложностью и неоднозначностью.

Все вышесказанное делает актуальным и необходимым изучение студентами, получающими специальность «Государственное и муниципальное управление» дисциплины «Социальное прогнозирование».

Основными задачами данной дисциплины являются:

- знакомство студентов с историей и современным состоянием прогностики;

- освоение студентами технологических и методических основ социального прогнозирования;

- формирование у студентов первичных навыков программирования прогнозных исследований.

Программа дисциплины «Социальное прогнозирование» состоит их трех разделов. В первом рассматриваются сущность, объект и предмет социального прогнозирования, историко-философские, социально-утопические и религиозные основания современной прогностики. Проблема соотношения прогностики и футурологии также включена в курс, так как ее рассмотрение позволяют соотнести конкретную прогностическую деятельность с контекстом прогнозного обеспечения будущего человечества, предпринимаемого мировом масштабе.

Во второй раздел дисциплины включено детальное рассмотрение типов и видов социального прогнозирования. В частности большое внимание уделено поисковому и нормативному социальному прогнозированию, формальным и интуитивным методам прогнозирования.

Третий раздел дисциплины посвящен прикладным прогнозным исследованиям. В нем рассматривается чрезвычайно актуальная для современной России проблема демографического развития, прикладные аспекты прогнозирования политических кампаний и вопросы использования прогнозных исследований в практике управления.

Самостоятельная работа студентов предполагает их знакомство с

первоисточниками по темам, а также освоение ими современной литературы по прогностике, в том числе научной периодики. Рубежной формой контроля по курсу является выполнение контрольной работы по написанию проекта программы прогнозного исследования актуальной социальной проблемы. Полный текст контрольной работы приводится в приложении. Выполнение данной работы позволит сформировать у студентов первичные навыки самостоятельной прогнозной деятельности.

Основным учебным пособием по курсу выступает книга, подготовленная кафедрой социологии и социальной работы «Основы социального прогнозирования»/ Под ред. А. В. Клюева - СПб: Изд-во СЗАГС, 2002. -264с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: