Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы. Выяснение ожиданий и опасений родителей. Общая ориентация в проблемах родителей.
1. Психолог знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режим работы, вводятся правила групповой работы. Психолог рассказывает, в какой форме будут проходить занятия и каким основным темам они будут посвящены. Он также раскрывает участникам философию, на которой строятся отношения и взаимодействие с детьми, – признание личности ребенка и стремление к сотрудничеству.
2. Процедура знакомства: участники представляются и высказывают свои опасения и ожидания в предстоящей работе. Для облегчения общения в группе желательно использовать бэйд‑жи, на которых каждый участник сам пишет свое имя, при желании – также отчество и фамилию или только псевдоним.
3. Психогимнастическое упражнение: встать и поменяться местами по какому‑то признаку, например по цвету волос или росту.
4. Психолог говорит о важности понимания себя самого и понимания своего ребенка, предлагает родителям ответить на ряд вопросов. Родители впервые обращаются к своим дневникам, о которых психолог должен сказать особо. Следует обратить внимание на важность ведения дневников и выполнения домашних заданий, обсуждение которых всегда происходит на последующих занятиях.
|
|
Родители заполняют таблицу, где отвечают за себя и (исходя из собственного мнения) за ребенка, оставляя пустую графу для реальных ответов ребенка на те же вопросы, которые они получат уже дома.
Вот примерный перечень вопросов для младших школьников и их родителей.
При обмене ответами на вопросы занятие часто принимает вид свободной дискуссии, которую психологу стоит поощрять. Здесь важно, чтобы участники группы рассказали о себе, нашли то общее, что объединяет их самих и их детей. Психолог, проводя простую статистику, может подчеркнуть, какие животные, сказки, желания и т. д. назывались в группе чаще всего.
5. Работа в малых группах по 3–4 человека. Задача участников – истолковать смысл предложенных пословиц, касающихся отношений в семье. Каждой подгруппе психолог предлагает для рассмотрения три‑четыре пословицы, например, из следующего списка:
1. Сын да дочь, день да ночь – и сутки полны.
2. Порванную веревку как ни вяжи, все узел будет.
3. Без корня и трава не растет.
4. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
5. Сердце матери лучше солнца греет.
6. Детям не порча игрушка, а порча худая прислушка.
7. Потихоньку и ольху согнешь, а вкруте и вяз сломишь.
8. Первые детки соколятки, а вторые воронятки.
|
|
9. Против шерсти не гладят.
10. У семи нянек дитя без глазу.
11. При солнышке тепло, при матери добро.
12. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
13. Дитя не плачет, а мать не разумеет.
14. Свой своему поневоле друг.
15. Сын отца глупее – жалость; сын отца умнее – радость; а брат брата умнее – зависть.
16. Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.
17. Тот не умирает, кто детей не покидает.
18. Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить.
19. Не мы на детей походим, они на нас.
20. У кого девка хороша? У матки. У кого сын умен? У батьки.
21. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
22. Матушкин сынок, да батюшкин горбок.
В заключение группы дают варианты толкования пословиц, поясняют, что имели в виду наши предки и насколько это актуально в наше время. Психологу важно искать пути для создания атмосферы групповой сплоченности и подчеркивать возможность использования своего и чужого опыта для решения проблем воспитания.
6. Домашняя работа включает завершение таблицы в графе ответов ребенка. Родитель должен задать ребенку имеющиеся у него вопросы, записать ответы ребенка и сравнить их с теми, которые он предполагал. Вторая часть задания может заключаться в том, чтобы спросить ребенка о смысле одной‑двух пословиц и попытаться объяснить ему их значение.