Продолжение знакомства с приемами активного слушания и отработка навыков в упражнениях.
1. Психогимнастическое упражнение. Один из участников группы выходит за дверь, все остальные независимо от пола делятся на две подгруппы: «мальчиков» и «девочек». За 1–2 минуты они выбирают те действия, которые будут выполнять вместе, когда зайдет тот, кто за дверью. Задача этого участника – отгадать, где «мальчики», а где «девочки».
2. Обсуждение домашнего задания в форме обмена содержанием записей. Психолог обращает внимание на правильное применение приемов активного слушания или, наоборот, на неиспользованные возможности слушания. Очень часто дети отвечают на вопрос расплывчато и неопределенно, и очень важная роль родителя – помочь ребенку выразить свои чувства и мысли.
3. Информационная часть. Повторение рассказа о приемах активного слушания, его целях и последствиях.
Правила хорошего слушания:
1. слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявления собеседника (мимику, позы, жестикуляцию);
|
|
2. проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника, используя, если это необходимо, приемы активного слушания;
3. не давай советов;
4. не давай оценок.
Отработка навыков «уточнения», «проговаривания подтекста»: ведущий зачитывает группе высказывания от лица детей, затем участники должны написать ответы с использованием уточнений и проговаривания подтекста. Обсуждение результатов упражнения.
4. Работа в парах по правилам хорошего слушания (Макшанов, Хрящева, 1993). Тема: какие мои качества и свойства помогают и какие мешают воспитывать моего ребенка.
Участники выбирают себе в пару того из членов группы, кого они пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе, и распределяют между собой роли: сначала один будет «говорящим», другой – «слушающим». Задание будет состоять из нескольких этапов. Каждый рассчитан на определенное время.
Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «слушающий». «Говорящий» 5 минут рассказывает о своих трудностях, проблемах в воспитании ребенка. Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. «Слушающий» соблюдает правила хорошего слушания.
Через 5 минут психолог останавливает беседу. «Говорящему» отводится одна минута, в течение которой надо будет сказать «слушающему», что в поведении последнего помогало, а что затрудняло этот рассказ.
После этого «говорящий» 5 минут рассказывает «слушающему» о своих сильных сторонах в общении, о том, что ему помогает воспитывать ребенка, строить взаимоотношения с ним.
|
|
Через 5 минут психолог останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу. «Слушающий» за следующие 5 минут должен повторить «говорящему», что он понял из двух его рассказов о себе – о том, что ему помогает и что мешает воспитывать ребенка. Все это время «говорящий» молчит и только движениями головы показывает, согласен он с тем, что говорит «слушающий», или нет. После того как «слушающий» скажет все, что он запомнил из двух рассказов «говорящего», последний может сказать, что было пропущено и что искажено.
Во второй части упражнения участники пары меняются ролями: тот, кто был «слушающим», становится «говорящим», и наоборот.
5. Психогимнастическое упражнение: участники становятся в круг, бросают друг другу мяч и «грузят на баржу» предметы на определенную букву. В такую игру родители могут играть с детьми, расширяя запас слов и развивая навыки коммуникации в семье.
6. Домашнее задание. Использовать и тренировать приемы активного слушания, пользоваться ими при обсуждении совместных занятий с детьми.