Опишите детально свою мать и отца. Терапевт дословно записывает все, сказанное пациентом, включая все повторения и оговорки.
Скажите, что вам особенно нравится в матери (отце). Затем – что особенно не нравится.
Пациенту зачитывают каждое высказывание о матери (отце), спрашивают его, есть ли в этой характеристике что‑то негативное, и если да, то какое скрытое послание лежит под этим качеством. Пациент формулирует эти послания сам.
Пациент закрывает глаза, а терапевт, не делая перерывов, со всем драматизмом, на который он способен, зачитывает приказания, исходящие от отца и от матери.
Пациента просят выделить те послания, которые актуальны для него сейчас.
Упражнение 21. «Куда ведет сценарий"»
Подумайте и напишите ответы на следующие вопросы: что случается с людьми вроде меня? Если я дальше буду таким, как есть, чем это по логике должно закончиться? Что при этом скажут обо мне другие?
4.10. ТРЕНИНГ ПО РИТМО‑ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Ритмо‑двигательная терапия (РДТ) – это как групповая, так и индивидуальная форма работы с телом, основанная на представлении, что существует принципиальная связь между свойствами личности и тем, как человек двигается, и что изменения в привычках движения воздействуют на психологическое, эмоциональное и физическое здоровье человека. РДТ исходит из постулата, что имеются корреляции между телом и сознанием, т. е. человек – это уникальное психосоматическое единство. То, что изменяет тело, изменяет и сознание, и наоборот. Ритмо‑двига‑тельная терапия использует движение как средство изменения психологических свойств личности. Через телесные проявления, лежащие в основе взаимодействия человека с окружающим миром, возникает диалог, который рассказывает об отношениях индивидуума к себе, к другим и к окружающему миру. Работая с движением, фокусируясь на взаимоотношениях между физиологическими и психологическими процессами, ритмо‑двига‑тельная терапия помогает раскрыть, освободить и трансформировать внутренние чувства, конфликты и стремления.
|
|
В основе предлагаемого метода ритмо‑двигательной терапии лежит синтез трех направлений – телесно‑ориентированной психотерапии, танцевальной терапии и ритмической гимнастики.
Телесно‑ориентированная психотерапия – теория, основоположником которой считается немецкий психолог В. Райх (1997, 1999). Он разработал понятие «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта.
Райх считал, что характер формируется под влиянием страха наказания за нарушение социальных норм. В результате уже в детстве происходит подавление инстинктивных, естественных желаний (в том числе и в первую очередь – сексуальных). Сильнейшие эмоции, которые считаются «недопустимыми», действительно не допускаются к реализации, для чего искажаются в сознании и блокируются. Ребенок получает несомненный выигрыш: он избегает наказания (а возможно, получает поощрение), поэтому поначалу подавление «недопустимых» эмоций является сознательным актом. Со временем такое подавление становится привычным, автоматическим, и сознание может в этом почти не участвовать. Хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств.
|
|
Мышечные зажимы и черты характера служат одной и той же цели, выполняют одну и ту же функцию; они могут влиять друг на друга и подменять друг друга. Психологический и физический (мышечный) панцирь – это одно и то же.
Влияние на мышечный панцирь – метод телесно‑ориентированной психотерапии. Работа с телом освобождает эмоции – гнев, стремление к удовольствию, тревогу, ненависть или любовь; они находят свое выражение, допускаются к реализации. После этого никакой панцирь не нужен – ни мышечный, ни психологический. Человек в буквальном смысле слова рождается заново.
В телесной терапии существует много течений и моделей взаимосвязи и взаимодействия системы «сознание – тело». Соответственно существует и множество различных подходов, иногда не имеющих между собой почти ничего общего, кроме убеждения в том, что тело является проявлением личности и между ними имеется функциональное единство. Разработано множество разнообразных техник, которые используют взаимодействие с телом: прикосновения, движения, дыхание.
Танцевальная терапия происходит от сценического танца, но если в нем чувства выражаются посредством высокоструктурированных форм, то в терапии они свободно выражаются в спонтанном движении, импровизации, а стилизация, делающая танец представлением или видом искусства, не играет роли. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм и для личной выразительности могут использоваться все формы движения. Цели танцевальной терапии включают развитие осознания собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. Фундаментальное значение для танцевальной терапии имеют взаимоотношения спонтанных движений и психического состояния, а также убеждение в том, что характер движений отражает личностные особенности.
В отличие от телесно‑ориентированной психотерапии, работающей в основном со статическими мышечными зажимами, ритмо‑двигательная терапия работает с динамическими, двигательными психосоматическими зажимами разного уровня, от элементарной моторной скованности до трансценденции сознания в сложных ситуациях и проработки трансперсональных уровней переживаний. В отличие от танцевальной психотерапии, основной формой работы в которой является спонтанный танец, РДТ работает преимущественно с жестко структурированным движением, директивно определяемым руководителем группы по принципу «делай как я». В этом смысле занятие по ритмо‑двигательной психокоррекции в группе больше похоже на занятия в группах ритмической гимнастики.
Ритмо‑двигательная терапия позволяет человеку узнать, что он чувствует, понять, почему он это чувствует, выразить то, что он чувствует, и поступать на основе своих истинных чувств, усиливая чувство благополучия путем установления тесного взаимодействия со своим телом. Распознавание «посланий» собственного тела способствует лучшему пониманию того, что именно вам необходимо.
|
|
Механизм ритмостимуляции активности мозга через дыхание был выявлен еще А.А. Ухтомским (1951). С процессом усвоения ритма он связывал формирование доминанты – мощного очага раздражения в коре головного мозга, который совершает отбор воздействий внешней среды, влияющих на поведение, и при помощи сознания определяющий состояние и поведение человека в данный отрезок времени.
Ритмическое движение дарит человеку здоровье, понимаемое не как отсутствие болезненных ощущений, а как полнота и естественность жизни, как самореализация. Но ритмическое движение – это и прекрасный лекарь. Оно способствует уменьшению локального мышечного напряжения – зажимов. Различные движения, вращения, прыжки заставляют напрягаться и расслабляться все мышцы. Одновременно происходит тренировка равновесия и дыхания, улучшаются подвижность и осанка. Ритмическое движение учит владеть своим телом, помогает скорректировать фигуру.
Выделяют следующие основные функции ритма:
• облегчение координации и взаимодействия с другими;
• стимуляция спонтанного движения;
• активизация опорно‑двигательного аппарата;
• уменьшения тревожности, сопротивления, напряжения и агрессии.
Для ритмо‑двигательной терапии жизнь тела является зеркалом сознания. В процессе ритмического движения выражающее себя сознание выносит на поверхность, делает явным качество и специфику конфликтов личности, ее характерологические особенности. Различные категории движения – пространство, время, вес, направление – являются метафорами основных жизненных тем личности.
Пространство – как много места я позволяю себе занять в жизни, в присутствии других людей? Насколько я чувствую «свое» пространство? Как я вхожу в пространство других людей? Какие зоны пространства мною освоены и используются, а какие – нет?
|
|
Время – какой ритм более органичен для меня? При каком ритме – быстром или медленном – я чувствую себя более уверенным, более испуганным? Могу ли я освоить разнообразие ритмов?
Вес – насколько я чувствую свой вес и, следовательно, опору, поддержку, связь с землей? Могу ли я доверить свой вес, свое тело другим людям?
Направление – насколько координированы мои движения? Насколько я могу «держать» цель, определенный ритм или стиль движения? Как часто и какие части тела «выпадают» из направленного движения? Как много неосознанного хаоса в моем теле?
Следование ритму позволяет человеку войти в кинестетический (телесный) транс – измененное состояние сознания, для которого характерна фиксация внимания внутри себя. В трансе наше подсознание может произвести ту внутреннюю реорганизацию психики, в которой мы нуждаемся, чтобы приспособиться к действительности. В нашем индустриальном мире мы утратили многие ритуалы более примитивных обществ – церемонии с пением, танцами и мифологическими действиями, в результате которых у людей наступало состояние транса. Вновь обретая способность входить в состояние транса, мы становимся достаточно гибкими для того, чтобы глубоко измениться и тем самым приспособиться к жизни, проложить свой путь к новому состоянию. Без гибкости мы уязвимы и беззащитны, легко подвержены влиянию других людей. Входя в состояние транса, человек присоединяется к целительному древнейшему миру, вне зависимости от конкретной культуры. Одной из целей вхождения в транс является создание физиологического состояния, в котором человек мог бы начать создавать новые образы решения своих проблем, что, в свою очередь, позволило бы ему по‑новому направить свою жизнь так, чтобы самоосуществиться, самореализоваться в мире дезорганизации и стресса.
Характер человека – это набор устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования на окружающую среду, который формируется в раннем возрасте и потом остается практически неизменным. Соответственно, у каждого типа характера существуют свои базовые проблемы, с которыми и работает ритмо‑двигательная терапия.
Ритмо‑двигательная терапия помогает разобраться со следующими проблемами:
• с границами (установление моих границ с окружающим миром, какую важность это имеет для меня);
• с межличностными отношениями (мои контакты и коммуникации с другими людьми);
• с образом «Я» (мое место в этом мире, как я себя веду, что я чувствую, как реагирую на определенные ситуации);
• со сверхконтролем (как я могу контролировать себя и других людей);
• с агрессией (моя способность справляться с агрессией, неадекватным поведением);
• с опорами или заземлением (моя устойчивость);
• с психофизиологическими блоками (блоки – это «зажимы», вызванные необходимостью сдерживать себя из‑за установленных правил поведения в обществе);
• со структурной интеграцией (преодоление беспорядочности действий и суждений, когда чувствуешь одно, думаешь другое, а делаешь третье).
Занятие состоит из разминки, быстрой (ритмической) части и заключительной части. Каждое занятие лучше посвятить работе над какой‑то одной проблемой.
Продолжительность, интенсивность и содержание занятия могут быть разными в зависимости от наличия времени, желания, физической подготовки и поставленных задач. Некоторые упражнения рассчитаны на работу в паре или в группе. Заниматься необходимо в удобной спортивной одежде, обязательно перед зеркалом, чтобы видеть, что и как получается. Перед началом занятий нужно сформулировать проблему, с которой клиент намерен работать.
Некоторые упражнения, приведенные в тренинге, взяты из работ: Березкина‑Орлова, 2001; Березкина‑Орлова, Баскакова, 1997; Гиршон, 2000а, б; Грачева, 2003; Кэмпбелл, 1999; Лисицкая, 1994; Лоуэн, 1997; Сергеева, 2000; Шкурко, 2003; Эндрюс, 1966.
Ритмо‑двигательной терапии, так же как и другим телесным техникам, нельзя обучиться по книгам. Консультант должен пройти соответствующее обучение, прежде чем начинать работу с группой.