С возникновением профессии менеджера началась эпоха бурного развития науки управления, именно тогда формируются школы научного и административного управления.
1. Школа научного управления.
Основоположником является Фредерик Тейлор (1856-1915 г.), работающий главным инженером в крупной сталелитейной корпорации. В 1911г. Тейлор публикует свою книгу "Принципы научного управления".
Управление Ф.Тейлором рассматривалось только с производственной точки зрения, основным вопросом его исследований была эффективность производства и пути ее повышения.
Суть теории Ф.Тейлора заключается в следующих аспектах:
- нормирование труда, технологических операций и методов их осуществления
- разработка национальных норм выработки на основе хронометража
- определение принципов и правил взаимоотношений рабочего и управляющего
- обоснование необходимости своевременного и достаточного обеспечения работников необходимыми средствами и орудиями труда
- исключение потерь рабочего времени путем координации основных и вспомогательных операций в производственном процессе
|
|
- необходимость создания запасов ресурсов производства
Представителями этой теории также являются Генри Форд, Генри Эмерсон.
2. Школа административного управления (классическая школа управления).
Направлена на разработку общих проблем, принципов управления организации в целом.
Организация в данном случаи рассматривается как замкнутая изолированная система.
Наиболее ярким представителем этой школы является Анри Файоль которому принадлежит высказывание "Управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать и контролировать".
Анри Файоль сформулировал 14 основных принципов управления, которые и сейчас сохранили свою актуальность:
1. власть неотделима от ответственности
2. разделение труда и его специализации
3. единство распоряжения (единоначалие)
4. дисциплина
5. единство руководства (единый план и общая цель для совокупных операций)
6. подчинение индивидуальных интересов общим
7. вознаграждение (материальное стимулирование)
8. централизация (в разумной мере)
9. порядок (необходимость точного знания производства и разработки новшеств с их возможностями и потребностями).
10. справедливость
11. устойчивость персонала (устранение текучести кадров)
12. иерархичность
13. инициатива работников
14. наличие корпоративного духа.
3. Школа управления с позиции психологии и человеческих отношений.(развитие приходится на 30-50 г.XXвека.)
Основоположником данной школы является Маслоу, доказавший поступки людей совершаются не по мотивам экономических сил, а различных потребностей.
|
|
В частности одним из его утверждений является то, что производительность труда повышается не связи с повышением заработной платы, а в связи с изменением отношения между рабочими и менеджерами,
На основе этой теории в настоящее время получили развитие следующие школы:
3.1.Школа адаптации.
Суть данной школы заключается в следующем:
Стратегии фирмы определяется как комбинация наиболее выгодных действий с учетом факторов внешней среды.
3.2.Школа глобальной стратегии.
Направлена на оптимизацию деятельности фирмы и выработку единой цели, единой стратегии и вся деятельность фирмы подстраивается под нее.
3.3.Школа целевой ориентации.
Утверждает, что должна доминировать роль целеполагание в процессах организации, планирование контроля мотивации.
4. Школа управления с позиции науки о поведении.
Данная школа получила развитие во второй половине XX века представителями данной теории являются Зайверт, Дейл Карнеги, Зигмунд Фрейд.
Основной аспект этой теории в том, что повышение эффективности организации происходит в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов.