Во-вторых, по мере общественного развития понятие «рынок» приобретает более сложное толкование. Например, французский экономист
А. Курно (1801–1877 гг.) под рынком понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. Таким образом, он выделил важные признаки рынка – свободу его участников и гибкое ценообразование.
В-третьих, английский экономист У. Джевонс (1835–1882 гг.) определил рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Таким образом, в качестве критерия рынка выдвинута «теснота» связи между продавцами и покупателями. Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понимание рынка.
Рынок как сфера товарно-денежного обмена. Дальнейшее развитие товарного обмена и товарно-денежных отношений приводит к усилению внимания к сфере обращения. Это нашло отражение и в некоторых определениях рынка:
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
«Обмен в экономике – фаза общественного воспроизводства, связывающая производство с распределением и потреблением. Необходимость обмена вызывается общественным разделением труда».