Стадия – Истощение

Происходит расстройство механизмов саморегуляции организма. На физиологическом уровне нарушаются обменные процессы, что приводит к снижению общей сопротивляемости организма и его способности к адаптации при неблагоприятных условиях. Это может приводить к серьезным нарушениям функционирования организма.

Рекомендации по ведению: Продолжаем обсуждение примера, описанного после рассмотрения 1 стадии. Обсуждаем с участниками возможные проявления симптомов на третьей стадии стресса.

- Как, на Ваш взгляд, может проявиться истощение у человека из рассмотренного нами примера?

- К чему оно может привести?

- Как Вы считаете, обратимы ли изменения, произошедшие на данной стадии?

Рекомендации по ведению: При рассмотрении данного материала можно использовать схему, отражающую общий адаптационный синдром.

В данной схеме отображены стадии стресса. На рисунке А продемонстрированы изменения общего энергетического уровня в разных стадиях; на рисунке Б – характерная динамика количественного включения реакций и систем в ходе развития стадий стресса.

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется выполнить упражнение (см. Приложение 1, Карточка 1).

Существует несколько классификаций стресса. Можно выделить два вида стресса: эустресс и дистресс.

Эустресс – это стресс, который вызывается положительными эмоциями или несильным стрессом. Этот вид стресса мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Человек чувствует прилив сил, что позволяет ему работать на высоком уровне.

Дистресс – разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Дистресс несет в себе разрушительную силу для нашего организма.Он негативно сказывается на здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

Рекомендации по ведению: Далее участникам группы предлагается привести примеры дистресса и эустресса из личного и профессионального опыта.

Рассмотрев изменения, происходящие в организме на различных стадиях стресс-реакции можно предположить, что и внешний вид человека тоже меняется. В.Л. Марищук описал внешние проявления эмоций человека, находящегося в состоянии эустресса и дистресса.

Рекомендации по ведению: Рассматривая данную тему, можно использовать приведенную ниже таблицу:

Характер эмоциональных проявлений Оценка состояния
Мимика спокойствия и уверенности в своих силах, в успехе выполняемой деятельности, проявление готовности к действиям. Отсутствие скованности. Движения свободные и скоординированные.     Отсутствие стресса
Мимика заметного возбуждения, небольшого психического напряжения, отражающего готовность и стремление к действиям. Возможно проявление небольшой скованности, которая, однако, не препятствует скоординированности движений и соразмерности усилий.     Переход к состоянию эустресса  
Мимика выраженного волнения, эмоционального возбуждения, готовности к значительным волевым усилиям для достижения цели. Эмоциональное напряжение, отражающее стремление к успеху. Скованность движений, вызванная высокой «стоимостью» скоординированных движений, излишние усилия.     Включенность в состояние эустресса  
Мимика весьма выраженного волнения, эмоционального напряжения, переходящего в напряженность. Челюсти сжаты, желваки на щеках, иногда нижняя челюсть начинает отвисать. Появляется растерянное выражение. Общая скованность, нарушающая координацию движений.     Переход к состоянию дистресса
Общая скованность, нарушающая координацию движений. Тремор век, рук и ног. Мимика напряженности. Губы вытянуты трубочкой вперед, прерывистые сосательные движения губами. Общее выражение растерянности, обреченности, депрессии. Тремор рук, ног, век. Общая скованность, иногда переходящая в ступор. Иногда хаотичные, неадекватные движения. Движения рук сопровождаются движениями всего тела, плечи могут быть сильно подняты, «прижаты к ушам». Усилия несоразмерны.   Включенность в состояние дистресса

Стресс оказывает влияние и проявляется на разных уровнях функционирования человека, в связи с этим выделяют четыре субсиндрома (внешних проявлений) стресса:

1. Эмоционально-поведенческий – состоит в эмоциональных и поведенческих реакциях на ситуации, диапазон этих изменений может быть весьма широким: от незначительных изменениях в общем эмоциональном фоне и поведении до острых реакций на стресс: плаче, истерике, ажитированном или агрессивном поведении, апатии и т.д.

2. Вегетативный – проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые направлены на адаптацию, но могут стать основанием для развития так называемых болезней стресса. К проявлениям вегетативного субсиндрома стресса относят:

- изменение частоты сердечных сокращений;

- изменение и глубины дыхания,

- возникновение неприятных ощущений в области желудочно-кишечного тракта, сердца;

- изменение цвета кожных покровов;

- расширение зрачков;

- изменение тонуса скелетных мышц и т.д.

3. Когнитивный – проявляется в изменении познавательных процессов (восприятие, внимание, мышление, память и др.), а также процессов самосознания (Я-образа, самооценки), осмысления действительности т.д. Например: сознание может быть суженым, когда, человеком осознается только то, что оценивается как важное для решения возникшей острой проблемы.

4. Социально-психологический – проявляется в изменении стиля общения людей, находящихся в стрессовых ситуациях. Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций, в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним и т. п. Однако могут складываться и социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми и т. п.

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется выполнить упражнение (см. Приложение 1, Карточка 2).

Рекомендации по ведению: другую классификацию стресса по характеру вызывающего его стрессора можно рассмотреть с помощью таблицы:

Стресс
  Физиологический: вызывается физическими стимулами – жар, холод, голод и т. д. Физиологический стресс возникает в результате воздействия раздражителя через какой-либо сенсорный или метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физические нагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс.   Психологический: подразделяют на информационный и эмоциональный.
Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек вынужден выполнять большое количество задач, оперировать большим объемом информации, принимать множество решений – и при этом он высоко заинтересован в выполнении данной работы, но объем информации, которую необходимо перерабатывать, превышает его возможности. Эмоциональный стресс развивается в ситуации угрозы, обиды и т.п. или же, наоборот, в ответ на чрезвычайно радостное событие, а также в так называемых конфликтных ситуациях, когда сталкиваются противоречивые потребности и мотивы человека.

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуетсяобсуждение:

- Как вы считаете, с какими физиологическими стрессами могут встретиться спасатели, выполняя свои профессиональные обязанности?

- Приведите примеры психологического стресса в профессиональной деятельности спасателя.

- Что в работе спасателя может вызывать информационный стресс?

- С каким видом стресса вы встречаетесь чаще (предполагаете, чаще встречается) в профессиональной деятельности спасателя?

Также необходимо учитывать, что стресс может обладать различными временными характеристиками. В связи с этим были выделены категории, основанные на времени возникновения и течения стресс-реакции:

Острый стресс. Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию. Характеризуется непродолжительностью. Он выступает в качестве ориентировки к адаптации в условиях изменённой ситуации. Острый стресс отличается отсутствием серьезных последствий для здоровья.

Отложенный стресс. Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний (у каждого свой), что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс – запаздывающая реакция на стрессор.

Например: У пожарного погиб близкий друг – коллега, но отреагировать полностью и сразу свои эмоции, связанные с утратой он не смог, т.к. все хлопоты по организации похорон, забота о близких умершего… легли на плечи пожарного. Через 2 недели ему опять пришлось присутствовать на траурных мероприятиях, умер сосед. Отношения с соседом не были особо близкими. Жену пожарного удивило, что именно на этих похоронах он очень остро переживал, плакал.

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуетсяобсуждение:

- Как вы думаете, почему у данного человека была такая сильная эмоциональная реакция на похоронах соседа?

- Приведите свои примеры отложенного стресса.

Таким образом, эмоциональный всплеск на стресс должен быть отреагирован. Однако не всегда самый простой и очевидный способ отреагирования согласуется с социальными нормами поведения. Предпочтительней заняться спортом, выразить эмоции в творческих формах деятельности, поговорить с близким другом, нежели создавать конфликт с другими людьми, не имеющими никакого отношения к стрессовой ситуации.

Постоянный накопленный (хронический) стресс. Постоянный стресс – незаметная на первый взгляд суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний, называемых болезнями адаптации (мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, аллергические реакции, бронхиальная астма и т.д.).Отложенный и постоянный стрессы действуют намного разрушительнее, так как долго не наступает разрядка, а время в этих случаях работает против человека.

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуетсяобсуждение:

- Приведите примеры проявления острого, отложенного и накопленного стрессов, которые Вы встречали в своей жизни.

- С чем могут быть связаны и как могут выражаться острый, отложенный и накопленный стрессы с вашей профессиональной деятельностью?

- Могут ли острый или отложенный стресс появиться на фоне накопленного? Как они будут воздействовать друг на друга?

Имеют большое значение индивидуальные особенности людей (соматическое здоровье, возраст, пол, личный и профессиональный опыт, индивидуально-психологические особенности, личностный смысл события и др.) при реагировании на стресс. Эти факторы определяют стрессоустойчивость человека.

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуетсяобсуждение. Участникам предлагается оценить действие каждого из вышеперечисленных факторов, влияющих на стрессоустойчивость.

Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс, о котором мы уже поговорили, и травматический (этот вид стресса будем рассматривать ниже).

 
 


Накопление профессионального стресса может происходить по двум различным механизмам в зависимости от режима деятельности специалистов.

Режим деятельности Причины накопления профессионального стресса
Дежурство (режим ожидания) Стресс связан с характером повседневной профессиональной деятельности.
Экстремальные ситуации, критические инциденты Сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, как собственной, так и других людей

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуетсяобсуждение. Примерные вопросы для обсуждения:

- Как Вы считаете, какие специфические стрессогенные факторы содержит каждый из режимов?

- Опираясь на собственный опыт, скажите, какой из «режимов» является для Вас более тяжелым? Почему?

- Как Вы справляетесь со стрессом в данных ситуациях?

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуетсявыполнить упражнение (см. Приложение 1, Карточки 3, 4).

Травматический стресс. Экстремальные ситуации характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств, которые влияют на психику сотрудника, что иногда может приводить к дезадаптации.

Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п. Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

Последствия,которые могут возникать после травматического события:

1. Эмоционально-поведенческие:

1. Грусть;

2. Беспомощность;

3. Напряженность и беспокойство;

4. Злость;

5. Страх;

6. Вина;

2. Вегетативные:

1. Усталость и истощенность – все травматические инциденты оказывают интенсивное и длительное воздействие на ваше тело, не всегда прекращающееся с завершением события. Тело долгое время может находиться в состоянии мобилизации, что в дальнейшем приводит к сильной усталости, а позже к истощению.

2. Мускульное напряжение нервное напряжение, в котором находился человек, выражается в мускульном напряжении различных частей тела. Последнее сопровождается разнообразными симптомами, начиная с общей негибкости и напряжения, до болей различной локализации (головных болей, ощущений удушья и комка в горле), а также может привести к некоторым заболеваниям пищеварительного тракта, сосудистых систем и т.п.

3. Учащённое сердцебиение – все эмоциональные реакции связаны с кратковременными или долговременными соматическими («сома» - тело) реакциями, такими, как учащённое сердцебиение, потливость, тремор, что может приводить к периодическому нервному ознобу, соматическим болям и проблемам с пищеварением.

Медицинское лечение может снять вегетативную симптоматику, однако, нередко после отмены препаратов, симптомы возвращаются вновь. Поэтому важно помнить, что проработка травматического события и проговаривание его с кем-нибудь – это самый важный шаг к выздоровлению.

3. Когнитивные: травматический стресс может пошатнуть базовые представления человека о мире и о себе. Например: базовую иллюзию простоты устройства мира, контролируемости событий и собственного бессмертия. Кроме того, изменяются динамические характеристики мышления. Сужается временная перспектива, ухудшается память, внимание.

4. Социально-психологические: изменение взаимоотношений со значимыми людьми: в семье, с друзьями, коллегами и т.д.

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется выполнить упражнение (см. Приложение, Карточка 5).

Рекомендации по ведению: Далее рекомендуется задать несколько вопросов участникам группы:

- В чем, на Ваш взгляд, основное отличие травматического стресса от накопленного? От острого?

- В каких ситуациях спасатель может столкнуться с травматическим стрессом?

- С талкивались ли Вы с травматическим стрессом в своей профессиональной деятельности?

Существуют психологические механизмы (стратегии) адаптации в стрессовой ситуации, позволяющие совладать со стрессом и сохранить свое здоровье.

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуетсяобсуждение:

- Каким образом Вы обычно справляетесь со стрессом?

- Какие способы кажутся Вам эффективными, а какие неэффективными? Почему Вам трудно от них отказаться?

Механизмы адаптации могут работать сознательно и бессознательно. К осознанным механизмам относят копинг-механизмы (механизмы совладания со стрессом), которые, в свою очередь, могут быть конструктивными и неконструктивными; к неосознанным – защитные механизмы.

Давайте рассмотрим их более подробно.

Копинг-механизмы представляют собойактивные, преимущественно сознательные усилия человека, направленные на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей.

Функция копинг-поведения состоит в том, что человек признаёт неизменность мира и пытается изменить себя. Копинг-поведение является целенаправленным, гибким (то есть меняется в зависимости от условий).

Копинг-поведение бывает конструктивным и неконструктивным. К конструктивному относятся различные способы саморегуляции, например, занятия спортом после тяжёлого дня; контрастный душ и т.п. (подробнее методы и приёмы саморегуляции вы будете рассматривать в теме №1.5), а также занятие хобби.

К неконструктивному относятся алкоголизм, наркомания, – все то, что может навредить человеку.

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется выполнить упражнение (см. Приложение 1, Карточки 6-7).

Рекомендации по ведению: Упражнение продолжается обсуждением в группе:

- Все ли варианты совладания были рассмотрены?

- Действительно ли «неконструктивные» способы являются неконструктивными или это социальный стереотип? Почему?

- Какие из предложенных вариантов предполагают осознанные усилия человека по совладанию со стрессовой ситуацией, а какие из них можно отнести к неосознанным?

Теперь давайте рассмотрим неосознанные механизмы адаптации, это механизмы защиты.

Защитные механизмы – неосознанные действия (противодействия) человека, направленные на защиту от тех опасностей (угроз), которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира.

Рекомендации по ведению: Для лучшего понимания этих механизмов рекомендуется сравнить копинг-механизмы с защитными механизмами, что можно сделать с помощью таблицы:

  Копинг-механизмы Защитные механизмы
По целям Преодоление проблемной ситуации. Избегание проблемы.
По произвольности действий Целенаправленные, во многом осознаваемые, и гибкие механизмы. Вынужденные, автоматические и большей частью неосознаваемые человеком механизмы.
По отношению к внешней и внутренней реальности Ориентация на признание и принятие реальности, активное исследование реальной ситуации. Отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман.
По характеру отношения к помощи Активный поиск помощи для решения проблемы и принятие этой помощи. Отсутствие поиска помощи и отвержение предлагаемой, или стремление все возложить на помогающего, самоустранившись от решения собственных проблем.
По результатам Обеспечивают упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей и импульсов. Удерживают человека от регресса – процесса деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций. Ведут к накоплению индивидуального опыта совладания с жизненными проблемами. Частное улучшение (например, ситуативное снижение напряжения, устранение болезненных ощущений) ценой ухудшения всей ситуации, регресса.

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуетсявыполнить упражнение (см. Приложение 1, Карточки 8-11).

Однако, как мы уже упоминали, стресс может «храниться» годами и оказывать негативное влияние на самочувствие, удовлетворенность жизнью и продуктивность деятельности человека. Накопленное напряжение, работа на пределе возможностей зачастую приводят к негативным отставленным последствиям. Безусловно, у всех они могут проявляться по-разному – психосоматические заболевания, зависимое поведение, суицидальные наклонности. Для специалистов экстремального профиля, с учетом специфики их деятельности, возможным последствием длительной стрессогенной ситуации или острого стресса может быть развитие синдрома профессионального выгорания, посттравматическое стрессовое расстройство или даже развитие личности по посттравматическому типу.

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуетсявыполнить упражнение (см. Приложение 1, Карточка 12).

Роль профессии в жизни человека, влияние профессии на характер человека отражены во множестве поговорок, пословиц, фразеологических оборотов. Именно таким образом в обыденном сознании, в житейской психологии представлены наблюдения и опыт многих людей относительно закономерностей становления человека в профессии, влияния профессии на человека, о «здоровом» профессионале. Необходимо отметить, что на разных исторических этапах менялось доминирующее представление в обществе о «здоровом» или «идеальном» профессионале. Так, еще в XVIII веке европейский врач ввел представление о служении врача, как о горящей свече. Метафора, безусловно, красивая и верная на первый взгляд. Однако, «Свеча безвозвратно тает, отдавая свет и тепло». Схожее представление о «здоровом» профессионале можно встретить в советских литературных произведениях довоенного и послевоенного времени. Характерной особенностью этого этапа является использование военных метафор по отношению к трудовой деятельности: штурм последнего года пятилетки, битва за урожай, отряд передовиков производства и т.д. А войн, как известно, без людских потерь не бывает. Профессиональные достижения оправдывают любые жертвы.

В культуре этого этапа закрепилось представление о профессионале как о человеке целиком и полностью посвятившим себя своей работе. Достижения в работе, выполнение профессиональных задач оправдывали черствость и невнимательность к близким, которым отводилась роль обслуживающего персонала, непримиримость к менее фанатичным коллегам, оправдывались потери собственного здоровья, а подчас и собственная смерть. Девизом такого профессионала может быть хорошо известная фраза: «Цель (т.е. профессиональные достижения) оправдывает любые средства».

На определенном этапе развития общества отношение к человеку как к производственной единице стало меняться, появилась задача сохранения профессионального здоровья. В психологии возникло понимание, что можно выделить некий универсальный конструкт, определяющий успешность профессионала в любой профессии. Рассматривая человека в качестве субъекта профессиональной деятельности, было сформулировано следующее определение профессионального здоровья: способность организма сохранять компенсаторные и защитные свойства, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность в трудовой деятельности.

В рамках этого определения влияние профессиональной деятельности на человека ограничивается исключительно сферой труда. То есть, следуя этому определению, профессионала, сохраняющего профессиональную надежность и работоспособность, но сбрасывающего накопившееся на работе нервное напряжение через конфликты с близкими или с помощью алкоголя, можно считать профессионально здоровым. Дальнейшее изучение влияния профессиональной деятельности на человека позволило сформулировать другое определение профессионального здоровья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: