Завершающий этап

На завершающем этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи решаются такие задачи как:

· Оказание помощи тем лицам, кому это необходимо.

Как правило, на завершающем этапе количество пострадавших, находящихся в районе ликвидации последствий ЧС невелико, однако, нуждающиеся в психологической помощи есть.

· Мероприятия по оказанию психологической помощи специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС. Такие мероприятия возможны и целесообразны на данном этапе, так как интенсивность работ по ликвидации последствий ЧС, оказанию социальной помощи пострадавшим и т.д. снижается, а усталость специалистов, осуществляющих такую помощь, накапливается.

· Обобщение и анализ информации, полученной в ходе работ по оказанию экстренной психологической помощи.

· Составление прогноза развития ситуации на основании обобщения и анализа данных.

Из вышесказанного следует, что работа психолога в рамках экстренной психологической помощи не сводится непосредственно к работе с пострадавшими в чрезвычайной ситуации, она начинается с того момента, когда специалисты узнают о возникновении ЧС и завершается по возвращению специалистов на базу.

Рекомендации по ведению: Рекомендуется провести обсуждение. Примерные вопросы:

- Сформулируете своими словами, зачем пострадавшим нужно оказывать экстренную психологическую помощь?

- Сравните этапность работы спасателей и психологов. В чем различия и в чем схожесть?

- Зачем спасателям нужно знать основные этапы и принципы оказания ЭПП?

- Если нет психологов, кто может оказать экстренную психологическую помощь пострадавшим?

Рекомендации по ведению: На данном этапе рекомендуется просмотр видеофрагмента «Авиа-шоу во Львове (включать без звука)». Группа разделяется на подгруппы по 4-5 человек. Перед просмотром всем подгруппам дается одна инструкция: «Представим, что Вы в составе смены (подгруппа) находитесь на дежурстве по время мероприятия, которое увидите на видеофрагменте. Общее количество участников мероприятия: 500-600 человек, на дежурстве также находятся 2 машины «Скорой помощи», охрана в количестве 30 человек. Расстояние до ближайшего города – 40 километров. Каждая подгруппа определяет виды ОСР, представленные в видеофрагменте, и динамику поведения пострадавших».

После просмотра каждая подгруппа называет виды ОСР и описывает динамику поведения пострадавших.

Далее подгруппы в течение 5 минут составляют план действий. Представитель от каждой подгруппы зачитывает разработанный план действий, планы фиксируются на доске.

Далее происходит обсуждение представленных планов и вырабатывается оптимальный план в этой ситуации.

Деловая игра «Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ с учетом психологических аспектов состояния и поведения пострадавших в ЧС» завершает изучение Раздела 2 для спасателей международного класса (см. Приложение 25).

Приложения к разделу 2. Особенности психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях, профилактика и коррекция неблагоприятных состояний пострадавших.

Приложение 1.

Упражнение. Упражнение направлено на формирование навыков бесконфликтного взаимодействия.

Слова ведущего: «Каждый неосознанно склонен оценивать, одобрять или осуждать то, о чем говорит он сам или что слышит от других. Вы не раз, скорее всего, замечали, что как только Вас начинают оценивать, поправлять и корректировать, Вы занимаете оборонительную позицию, что становится барьером в общении. То же самое происходит с Вашим собеседником в подобной ситуации.

Инструкция: Участникам необходимо описать трех людей без оценок, ярлыков, личного мнения и критики:

- торговец неславянского происхождения на рынке;

- молодой человек, одетый во все черное, с татуировкой на шее, бритый наголо, не снимает солнцезащитные очки в помещении;

- «БОМЖ».

Приложение 2.

Упражнение. Данное упражнение направлено на разработку стратегии собственного поведения для более конструктивного взаимодействия в случае «навешивания ярлыка».

Ведущим заранее подготавливаются таблички с названиями «ярлыков». «Ярлыки» могут быть разными:

- «непунктуальный»;

- «ленивый»;

- «агрессивный»;

- «забывчивый»;

- «раздражительный»;

- «лживый»;

- «глупый»;

- «безответственный».

Ведущий в праве самостоятельно выбрать «ярлыки» для упражнения, а так же принять решение об их количестве, что зависит от общего количества участников в группе.

Перед началом выполнения данного упражнения, ведущему необходимо любым способом выбрать несколько человек из группы, количество которых будет соответствовать количеству используемых для упражнения «ярлыков». Затем каждому из выбранных участников на спину вешается табличка с названием «ярлыка». Сделать это необходимо таким образом, чтобы данные участники не увидели, что написано у них на спине.

Инструкция: Группа образует круг. Участники с табличками входят в образовавшийся круг. Слова ведущего: «Итак, на нескольких участниках наклеены таблички с «ярлыками», что написано у каждого из них на спине, им не известно, зато известно нам. Сейчас я предложу ситуацию, в которой Вам всем необходимо будет взаимодействовать. Характер общения с участниками, находящимися внутри круга, должен соответствовать их роли («ярлыкам»)».

Задача для участников, образующих круг: взаимодействовать с участниками внутри круга таким образом, что бы каждый из них понял какой «ярлык» наклеен на его спину.

Задача участников с табличками: понять, какой навешан на него «ярлык», а так же попытаться «снять свой ярлык», не нарушая при этом границ другого человека, но и не ущемляя свои.

Ситуация: группе необходимо организовать детский пикник. Приблизительные задачи группы: закупка продуктов, воды, заказ автобуса, организация палаточного лагеря, организация досуговых мероприятий в вечернее время и т.п.

Приложение 3.

Упражнение. Данное упражнение направлено на отработку взаимодействия, ориентированного на получение результата.

Инструкция: Все участники делятся по двое. Участники пары становятся лицом друг к другу. Участникам перевязываются ноги и руки так, чтобы правая нога первого была привязана к левой ноге второго и наоборот, а руки связываются аналогичным образом. Все пары выполняют задания одновременно, что привносит в упражнение соревновательный элемент.

Задача участников:

- дойти до стола, на котором находится гайка и болт, и прикрутить их друг к другу;

- сложить из листа бумаги самолетик;

- собрать пазл и т.п.

Приложение 4.

Таблица «Приёмы активного слушания»

Приемы активного слушания Цель Характеристики
угу – поддакивание дать понять собеседнику, что его слушают кивки головой, «да», «угу», «ага»
пауза помочь собеседнику собраться с мыслями и выговориться до конца своевременно выдержанное молчание
закрытые вопросы получение согласия или подтверждения ранее достигнутой договоренности вопросы, подразумевающие ответы «да» или «нет»
открытые вопросы   получение от собеседника как можно больше информации вопросы: «как», «какие», «когда» и т.п.
перефразирование дать возможность говорящему человеку увидеть, что его правильно понимают фразы: «другими словами…», «если я вас правильно понял, то …»
резюмирование выделение главной мысли (без сопровождения эмоций) из уже сказанного собеседником фразы: «таким образом…», «если подытожить сказанное, то…»

Приложение 5.

Таблица «Взаимный перевод языка модальностей»

Визуальная система Аудиальная система Кинестетическая система
Перспектива, точка зрения Комментарий, мнение Направленность, уклон, стойка
Осветить Обговорить Прочувствовать
Высматривать, выслеживать Выслушивать, подслушивать Добиваться, упорствовать, держаться
Показать Объяснить Раскидать, вытащить, рассортировать
Сиять, лучиться, искриться Звучать, резонировать Дрожать, вибрировать
Быть пустым, чистым Быть оглушенным, безмолвным Онеметь, замереть
Тусклый Однозвучный, приглушенный Вялый, дряблый, безвкусный
Яркий, показной, цветистый, бросающийся в глаза Громкий, оглушительный Прилипчивый, упорный, поразительный
Присматриваться, приглядываться Прислушиваться Беспокоиться, волноваться
Упускать из виду Не услышать Не почувствовать, пропустить
Выставить на вид, проявить Провозгласить, оглашать Выдвигать вперед, выставлять
Осматривать Вслушиваться Вчувствоваться
Сделать обзор, просмотреть, обозреть Обговорить, проговорить Пройтись по …, прогнать
Показать Рассказать Провести
Вообразить Припомнить звучание Ухватить, охватить
Выглядеть знакомым Согласовываться с чем-либо, быть созвучным Состыковываться, соприкасаться
Указать Намекнуть Коснуться
Слепой Глухой Бесчувственный
Давайте рассмотрим Давайте обговорим Давайте прикинем

Приложение 6.

Упражнение. Упражнение направлено на отработку навыка определения ведущей модальности.

Инструкция: Для определения ведущей модальности в группе зачитываются три заранее приготовленных текста, по которым группа определяет преобладающую модальность: сначала преподаватель зачитывает текст, потом группа совместно приходит к выводу. Далее обсуждение, направленное на обоснование каждого вывода.

Текст

Представьте себе, что Вы идете на прием к стоматологу. На улице дождь. Большие крупные капли дождя попадают Вам на лицо, шею, руки. Кожа становится прохладной, ощущается дискомфорт. Ноги промокли, и Вы чувствуете неприятную сырость. Перед входом в кабинет у Вас от страха подкашиваются и тяжелеют ноги, каждая мышца моментально начинает каменеть. Вы в кресле. Вам трудно дышать. Усилием воли Вы открываете рот, который совсем неудобно держать открытым, – устают челюсти, трудно сглатывать слюну. Дыхание учащается, беспокойство переполняет Вас, и Вы всеми фибрами души ожидаете скорейшего окончания процедуры.

Текст

Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Шум от машин, проезжающих по лужам, неприятен. Вы подходите к поликлинике. Дверь противно скрипит. Занимаете очередь. В коридоре постоянный шум громких голосов и бормашины. Вы заходите в кабинет. От специфического запаха лекарств становится трудно дышать. У врача резкий, неприятный голос. Звук бормашины длится долго, практически бесконечно. Наконец все окончилось. Вы выходите на улицу, где продолжается дождь, сопровождаемый уже раскатами грома.

Текст

Вы идете к стоматологу. На улице дождь. Разноцветные иномарки беспощадно едут по лужам, обливая прохожих. Подходите к поликлинике. Дверь недавно окрашена – светло-зеленая, с красиво сочетающимися золотистыми буквами на вывеске. В коридоре занимаете очередь. До этого места ремонт еще не дошел – тусклый свет делает коридор еще уже, стены, когда-то выкрашенные в голубой, кажутся бурыми. Входите в кабинет. На докторе мятый, серого цвета халат, а мед. сестра давно не чистила свои туфли. Вы садитесь в кресло в ожидании предстоящей процедуры.

Приложение 7.

Упражнение. Данное упражнение направленно на формирование навыка нахождения ресурса. Ниже представлены потенциально стрессогенные ситуации, для которых слушатели должны найти как можно больше ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: