Общие вопросы пропаганды

Агитация (от латинского слова agiatatio – приведение в движение) – это устная и печатная деятельность, имеющая целью воздействие на сознание и настроение широких масс людей для привлечения их к активному участию в решении важных общественно-политических и народнохозяйственных задач. Ее отличительная особенность – кратковременность интервала между призывом и действием, что, в частности, является одним из основных показателей (критериев) эффективности агитации (т. е. чем меньше этот временной интервал, тем выше эффективность, и наоборот). Другим же основным (точнее, главным) критерием служит, естественно, массовость отклика на призыв.

Средства агитации: беседы, митинги, средства массовой информации, плакаты, карикатуры и т. п. Как пропаганда, так и агитация должны быть обязательно информационны, хотя и в неодинаковой степени. Насыщенность информацией агитации и пропаганды соотносятся как один к двум (а по некоторым данным один к трем), что же касается собственно информации, то она лишь одно из используемых в этой работе средств. Основное отличие (при кажущемся сходстве) агитации от пропаганды заключается в преобладании в агитации эмоционального элемента и широкого использования массовых кампаний. Кроме того, агитация может быть прерывна, тогда как пропаганда должна нестись постоянно – даже кратковременный перерыв снижает ее эффективность. Агитация практически неэффективна без предварительной (или параллельной) пропагандистской работы, которая создает почву для агитационной деятельности.

Наконец, пропаганда (от латинского propaganda – подлежащее распространению или propaganda – распространять) – это распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, знаний, планомерное использование любой формы воздействия с определенной целью на ум, чувства и поведение людей.

Информация (от латинского informatio – изложение, разъяснение) – это сообщение, сведения, осведомление о каком-то событии, факте, деятельности и т. п. Одно из определений информации гласит, что «информация – это обозначение содержания, полученного нами из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств». В общем потоке массовой информации различают: когнитивную информацию (т. е. информацию, рассчитанную на выполнение функций информирования), ценностную (связанную с выполнением функции воспитания), инструктивную (связанную с выполнением функции организации поведения), тонизирующую (связанную с выполнением; функции снятия напряжения) и коммуникативную (обеспечивающую реализацию функции передачи информации). Информация также подразделяется: по характеру – на первичную и вторичную, по способу воспроизведения – на письменную (печатную), устную (фонетическую), образную (визуальную), по содержанию – на избыточную, полную, неполную и свернутую, достоверную и ложную) (дезинформацию), обзорную, текущую, тематическую.

В любом случае информация всегда фактографична, т. е. представляет собой констатацию факта, где факт выступает в виде дискретной части целого потока информации. Сам факт еще ни о чем, точнее, мало о чем говорит, поскольку всегда является лишь элементом сложной понятийной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: