Модуль 1. Введение в биоэтику.
Самостоятельная работа.
Вариант №1
Задание №1. Составьте тезисный план-конспект.
Тема «Развитие медицинской этики в Европе».
Задание №2. Охарактеризуйте предпосылку возникновения биоэтики (с примерами).
Предпосылка «Бурное развитие медико-биологических наук и внедрение новейших биомедицинских технологий».
Задание №3. Сделайте тезисный конспект.
Алгоритм выполнения:
· Прочитайте текст Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины. Конвенция о правах человека и биомедицине, (Совет Европы, 1997). Приложение №1.
· Ответьте на вопросы и составьте конспект:
1. Какую цель ставит данная конвенция?
2. Какие обязательства принимают на себя государства, подписавшие данную конвенцию?
3. Как определены приоритеты в конвенции?
4. Какие принципы оказания медицинской помощи заложены в этом документе?
5. Что является основанием осуществления медицинского вмешательства?
|
|
6. Как защищаются права лиц, не способных дать согласие на медицинское вмешательство?
7. Какими правами обладает человек при получении медицинской помощи?
8. Какие допускаются/не допускаются вмешательства в геном человека?
9. Каковы основные положения о проведении научных исследований?
10. Каковы основные принципы изъятия органов и тканей у живых доноров в целях трансплантации?
Задание №4. Дайте характеристику типа этических теорий (с примерами).
Идеалистическо-деонтологический тип этических теорий.
Задание №5. Охарактеризуйте принцип биомедицинской этики (с примерами).
Принцип «не навреди».
Задание №6. Охарактеризуйте право пациента и правило биомедицинской этики (с примерами).
Право пациента на изъявление согласия на медицинское вмешательство и отказ от медицинского вмешательства и правило добровольного согласия.
Задание №7. Охарактеризуйте модель взаимоотношений врач – пациент.
Модель сакрального типа.
Алгоритм выполнения:
- Прочитайте статью Роберта Витча «Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений» //Вопросы философии, №3-1994-с.67-72. Приложение №1.
- Дайте характеристику модели по плану:
1. Характеристика модели.
2. Положительные черты модели.
3. Негативные черты модели.
4. Рекомендации к применению данной модели на практике (по врачебным специальностям и категориям пациентов).
Задание №8. Раскройте значение терминов.
Этика
Биоэтика
Право
Утилитаризм
Патернализм (в медицине)
Этический кодекс
Права человека
Охрана здоровья
Задание №9. Решите ситуационные задачи.
|
|
Задача№1. Основоположник отечественной терапии М.Я.Мудров умер летом 1831г. во время эпидемии холеры. Он заразился после многомесячной борьбы с эпидемией сначала в Поволжье, а затем в Петербурге. Надпись на могильной плите гласит: «Под сим камнем погребено тело Матвея Яковлевича Мудрова… окончившего земное поприще свое после долговременного служения человечеству на христианском подвиге подавания помощи зараженным холерою в Петербурге и падшего от оной жертвой своего усердия».
Можно ли считать смерть М.Я.Мудрова нравственным подвигом? Обоснуйте.
Задача№2. В «Наставлениях» Гиппократ советует своему ученику: «И я, советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но, чтобы обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно ее доставить…»
Можно ли считать данное высказывание объяснением сущности филантропии в медицине? Обоснуйте.