Государство, как сложная социальная организация, осуществляет многогранную деятельность, которая охватывает самые различные стороны общественной жизни. Практическая деятельность государства, его активность выражается в функциях. Именно они способствуют реализации государственной идеи, тех законодательных и конституционных положений, которые являются основой успешного развития государства и общества в целом. Функции государства устанавливаются в зависимости от стоящих перед ним на том или ином этапе развития задач.
Говоря о функциях современного российского государства, необходимо учитывать происходящий в нашей стране процесс высвобождения от примата идеологии над государством, а также новые цели российского государства и определяемые ими задачи. Взятый Россией курс на цивилизованные перемены связан с модернизацией России, ее демократическим обновлением и экономическим возрождением. В настоящее время система функций российского государства принципиальным образом трансформируется. Многие из них наполняются новым содержанием, а следовательно, меняется и сама сущность функций.
|
|
Подводя итог рассмотрению комплекса проблем, связанных с пониманием сущности, содержания правоохранительной функции правового государства и сложившейся правоохранительной системы как непосредственного реализатора охранительной функции в условиях становления правового государства, можно высказать ряд теоретических суждений, которые имеют методологическое значение для дальнейшей разработки указанной проблематики.
1. Структурно-функциональный анализ является способом организации научного исследования, лучше всего подходящим для решения комплекса вопросов, связанных с формированием определенного типа государства, в том числе и правового. Именно спецификой системы функций может быть определено становление структуры правового государства.
2. Функция должна быть понята как способ реализации тех или иных направлений деятельности государства, сообразный его природе; функции государства - это деятельность государства, взятого в его целостности;
3. В силу того, что функции правового государства в своей содержательной определенности и в способах реализации носят системный характер, отнесение правоохранительной функции к разряду системообразующих означает, что ее содержание можно рассматривать как определяющий элемент содержания всех других функций, реализация каждой функции правового государства прямо или косвенно связана с решением проблемы правоохраны.
4. Тот факт, что правоохранительная функция становится системообразующей функцией в правовом государстве, означает также, что принципы правового государства становятся принципами правоохраны, а это, в свою очередь, оказывает определяющее влияние на содержание непосредственных задач правоохраны.
|
|
5. Правовое государство является не просто идеальной моделью политической организации общества, но становится закономерным следствием развития сферы управления современным обществом. Правовое государство становится необходимостью, когда дифференцированность и многообразие государственных институтов достигает определенного количественного и качественного «порога», требующего адекватных организующих усилий со стороны общества.
6. Правовые средства организации общественной и государственной жизни становятся наиболее важными средствами в деле поддержания общества на уровне, когда оно способно к прогрессирующему изменению. Именно по этой причине охрана права во всем объеме его институтов и отношений оказывается необходимым условием реализации всего многообразия стоящих перед современным государством задач;
7. Правовое государство в состоянии обеспечить всю полноту общественных отношений организационными формами. Причем эти формы позволяют современному человеку реализовать свои права и свободы в индивидуализированном виде, что связано с возможностью полноценно развивать личностные качества граждан.
8. В контексте развития институтов и средств организации, характерных для правового государства, содержанием правоохранительной функции становится деятельность, связанная, с одной стороны, с реализацией всего комплекса социальных задач на основе органичного сочетания мер охранительного, превентивного и защитного порядка, а с другой стороны, с объективной необходимостью обеспечения прав и свобод человека и гражданина как приоритетной задачи.
9. Системообразующий характер правоохранительной функции обусловлен сегодня тем местом, которое правовое государство занимает в общественной жизни, а именно тем, что границы его деятельности задаются не самим государством, а развитым гражданским обществом.
10. Формы осуществления функций государства нельзя рассматривать в отрыве от содержания его деятельности и от сущности государства, которые их определяют. Изменение форм осуществления функций государства предопределяется изменениями в государственной жизни, а также экономическими, социальными, политическими, идеологическими и иными отношениями в обществе.
11. Правоохранительная деятельность находится в неразрывной связи с осуществлением интересов тех членов социальной общности, для которых небезразлично, с какой целью организуется и осуществляется правоохранительная деятельность: направлена ли она на поддержание их социального положения и стимулирование их гражданской активности и правомерногоповедения или она развертывается лишь в интересах позитивного права, стоящего на страже главным образом интересов государственной власти. Если правоохранительная деятельность осуществляется в отрыве от социальных запросов общества, тогда она не отвечает своему назначению в качестве функции правового государства.
12. Правоохранительная деятельность как реализация правоохранительной функции в условиях становления правового государства оказывается высокодинамичной и с точки зрения ее форм и средств, и с точки зрения ее содержания, и с точки зрения дифференциации и разнообразности решаемых задач.
13. Правоохранительная система представляет собой совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих не только защищенность человека от противоправных действий со стороны других граждан или представителей государства, но и достаточную обеспеченность действенности прав и свобод людей, выступающей как условием их гражданской активности, так и ограничителями полномочий представителей органов правоохраны.
|
|
14. Полнота реализации правоохранительной функции государства в любой сфере социальной жизни и в отношении любого объекта правоохраны непосредственно зависят от того, в какой мере в них обеспечены права и свободы граждан. Основным способом реализации указанной задачи является развитие системы гарантий как системы, которая должна быть в полной мере создана самим государством. В качестве правового государство оценивается тогда, когда система гарантий прав и свобод граждан оказывается первичной, определяющей, а система гарантий властных полномочий, обеспеченности государственных структур и сфер управления становится вторичной.
15. В условиях правового государства система принципов правоохраны расширяется таким образом, чтобы обеспечивать связь охранительной деятельности государственных органов с решением широкого субъектов социальных отношений и с более объемной сферой социальных задач. При этом для системы принципов охранительной деятельности в правовом государстве характерна первичность содержательных принципов, посредством которых правоотношения реализуются по существу, и вторичность организационных принципов, направленных на совершенствование субъектов правоохраны в соответствии с требованием эффективного действия права в системе отношений гражданского общества.
16. Система субъектов правоохранительной деятельности представляет собой единство трех их групп: специализированных субъектов (правоохранительных государственных органов, наделенных специальными полномочиями), не специализированных на правоохране государственных органов, но занимающихся ею в рамках осуществления своей предметной деятельности, негосударственных организаций и объединений. При этом значимость развития второй и третьей групп неуклонно возрастает.
|
|
17. В правовом государстве все большую активность приобретает механизм передачи негосударственным субъектам, прежде всего органам местного самоуправления, государственных по существу полномочий по осуществлению правоохранительной функции, что позволяет привлечь население к решению насущных задач, стоящих перед обществом и обеспечить эффективность реализации правоохранительной функции.
18. В процессе осуществления правоохранительной функции перед органами внутренних дел постоянно возникает проблема обеспеченности форм деятельности адекватными полномочиями. Развитие форм правоохранительной деятельности органов внутренних дел обусловлено постоянно возобновляющимся несоответствием между формами правоприменения и организационными формами, а потому оно должно быть органично связано с совершенствованием системы их полномочий. Их сбалансированность, полная согласованность являются необходимыми условиями реализации правоохранительной функции правового государства. Функции органов внутренних дел в условиях правовой государственности приобретают преимущественно охранительный, правозащитный характер.
19. Правоохранительная функция в условиях становления правового государства не должна быть сведена исключительно к решению проблемы защиты прав и свобод граждан. Она должна быть понята как деятельность, лишь в конечном счете позволяющая решить указанную задачу по всем направлениям деятельности государства, но непосредственно направленная на обеспечение объективных условий развития правового государства, создание системы условий, позволяющих решить вопросы правоохраны в полном объеме.
20. Правоохранительная система в условиях правового государства представляет собой весьма динамичное образование. Ее действие в единстве всех составляющих структурных элементов является одним из решающих условий осуществления принципов правового государства, развития институтов гражданского общества.
Таким образом, задача построения правового государства требует теоретического переосмысления содержания, форм и методов реализации правоохранительной функции. В условиях построения в России правового государства становится очевидным использование таких государственных средств и методов, которые могут обеспечить реальную защиту прав и свобод отдельных граждан и безопасное существование всего общества. Ведь в правовом государстве человек является первичной основой системы государственных субъектов правоохранительной деятельности. Поэтому одной из главных задач современной юридической науки является дальнейшее осмысление правоохранительной деятельности в условиях правового государства, ее механизма, тенденций и закономерностей развития.
Воплощая в жизнь идею о высшей ценности прав человека, государство посредством правоохранительной функции обеспечивает надежный механизм защиты прав и свобод человека и безопасность всего общества. Значительную роль в реализации правоохранительной функции играют органы внутренних дел. Задача построения правовой государственности предусматривает коренное изменение форм и методов их деятельности. Социализация функции ОВД ведет к их сближению с населением, к пониманию задач в области охраны общественного порядка, охраны прав и свобод человека.
В предложенных выше обобщениях определен целый ряд перспективных направлений дальнейшего исследования проблем развития правового государства в контексте функционирования в нем разветвленной и эффективной системы правоохраны
Список используемой литературы
I. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; в ред. от 30 декабря 2008 г.): Офиц. текст. М.: Омега-Л, 2009. 42 с.
2. Всеобщая Декларация прав и свобод человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1948 г.) // Международные документы в области защиты прав человека: Хрестоматия. М.: Юристъ, 2007. С. 39 - 42
5. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 29 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
II. Научная литература
7. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. СПб.: Право, 2010. 468 с.
8. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. 3-е изд. М.: Норма, 2009. 496 с.
9. Бабаев С.В. Функции современного российского государства: Учеб.пособие. 2-е изд. Н.Новгород: Нижегород. правовая академия, 2008. 100 с.
10. Белянская О.В., Полуженкова Т.А. Органы прокуратуры в реализации правоохранительной функции государства // XV Державинские чтения. Институт права: М-лыОбщероссийской науч. конф. (февраль 2010 г.). Тамбов: Изд. ТГУ им.Г.Р.Державина, 2010. С. 16 - 20.
11. Бережнов А.К., Воротилин Е.А., Кененов А.А. и др. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н.Марченко. М.: Проспект, 2012. 800 с.
14. Буховец А.К. Идеологическая функция современного государства // Право XXI века: взгляд в будущее: М-лы науч. конф. М.: Академия управления МВД России, 2002. С. 15 - 16.
16. Вершило Н.Д. Экологическая функция российского государства // Экологическое право. 2005. № 4. С. 11 - 14.
17. Гиззатуллин Р.Х. О параметрах экологической функции государства // Экологическое право. 2008. № 2. С. 10 - 14.
18. Гривко А.В. Экономические функции государства в период социально-экономических трансформаций // Государство и общество: философия, экономика, культура: Сборник докладов и статей межд. науч. конф. М.: Ленанд, 2005. С. 80 - 82.
19. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А., Шумилов Ю.И. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник для вузов. 8-е изд., доп. и испр. М.: Омега-Л, 2010. 384 с.
20. Ермишин П.Г. Экономическая роль и функции современного государства // Ермишин П.Г. Основы экономической теории: Курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. С. 81 - 92.
22. Кочергин В.П., Шелякин Н.Д. Правоохранительная функция государства как теоретико-прикладная категория // Труды Академии управления МВД РФ. 2009. № 2. С. 78 - 81.
23. Кутафин О.А. Основы государства и права: Учеб.пособие. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2008. 480 с.
24. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд. М.: Юрайт, 2010. 640 с.
26. Мазаева Е.С. Понятие и содержание социальной функции современного Российского государства // Государство и право: итоги ХХ века: М-лы науч.-практ. конф. Н. Новгород: Изд-во НовГУ, 2002. С. 56 - 58.
27. Марченко М.Н. Теория государства и права. 3-е изд. М.: Зерцало, 2009. 848 с.
28. Медведев Д.А. «Россия, вперед!» // Аргументы и факты. 2009. 10 сентября.
29. Мелихова А.В. Классификация функций современного российского государства // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Вып. 53. Тольятти: Изд-во Волжского ун-та, 2006. С. 192 - 202.
30. Мелихова А.В. Понятие функций государства // Вестник Волжского университета им. В.Н.Татищева. Серия «Юриспруденция». Вып. 51. Тольятти: Изд-во Волжского ун-та, 2005. С. 193 - 197.
31. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2007. 448 с.
32. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма, Инфра-М, 2010. 560 с.
33. Основы государства и права: Учеб. пособие / Под ред. А.В.Малько. М.: КноРус, 2010. 336 с.
34. Перевалов В.Д. Теория государства и права. М.: Высшее образование, 2008. 384 с.
35. Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ.ред. В.С.Нерсесянца. М.: Норма, 2010. 816 с.
36. Родионова О.В. Основные тенденции развития социальной функции государственно-организованного общества на современном этапе // Личность, культура, общество. 2006. № 4. С. 37 - 43.
37. Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства. // История государства и права. 2007. № 3. С. 9 - 10.
38. Роик В.Д. Социальное государство: задачи по реализации прав граждан на достойную жизнь // Человек и труд. 2009. № 1. С. 11 - 16.
39. Славин Б.Ф. Идеология возвращается. М.: URSS, 2010. 648 с.
40. Словарь философских терминов. М.: Инфра-М, 2009. 736 с.
41. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2001. 304 с.
42. Теория государства и права / Под ред. А.С.Пиголкина, Ю.А.Дмитриева. 2-е изд. М.: Юрайт, 2010. 752 с.
43. Фасгиев Т.А. (БашГУ) Современные представления об идеологической функции государства // РБ - XXI век. Клио. Код доступа: www.rb21vek.com/index.php
45. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2007. 637 с.