В основе возрастных периодов лежат определенные закономерности развития, знание которых необходимо педагогу при обучении и воспитании личности. Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития, своей ведущей деятельностью, возрастными новообразованиями. Переход от одной ведущей деятельности к другой означает собой смену возрастного периода.
С учетом выделенных критериев в отечественной психологии принята следующая возрастная периодизация, (см. таблицу).
Переход от одного периода развития к другому может протекать спокойно и критически. Поэтому в развитии выделяют стабильные и критические периоды развития. Кризис начинается с негативистической фазы, когда отмирают новообразования предыдущей фазы. Поэтому ребенок становиться «трудновоспитуемым». Наиболее ярко проявляются кризисы трех лет и кризис подросткового возраста.
Каждый возраст сензитивен, т.е. благоприятен для развития определенных качеств: в дошкольном - этические нормы; в младшем школьном возрасте - умение учиться и овладение основами наук; в подростковом возрасте - ответственность и чувство долга и т.д.
|
|
Наиболее распространена в отечественной педагогике и психологии периодизация Д.Б. Эльконина.
Возрастной период | Ведущая деятельность | На что направлена познавательная деятельность | Какая сфера психики преимущественно развивается | Новообразования возраста | |||||
Младенческий (0-1,г.) | Непосредственное эмоциональное общение | На познание отношений | Личностная (потребности 0-мотивационная) | Потребность в общении. Эмоциональные отношения | |||||
Раннее детство (1-3 г.) | Предметно-манипулятивная деятельность | На познание предмета | Познавательные процессы | Речь и наглядно-действенное мышление | |||||
Дошкольный возраст (3 — 7 лет) | Ролевая игра | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивационная) | Потребность в общественно-значимой и общественно оцениваемой деятельности. | |||||
Младший школьный возраст (7 — 11 лет) | Учение | На познание начал наук | Интеллектуально-познавательная | Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. | |||||
Подростковый возраст (11 — 15 лет) | Деятельность общения в процессе обучения, организованной трудовой деятельности | На познание системы отношений в разных ситуациях | Личностная (потребностно-мотивационная) | Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни | |||||
Старший школьный возраст (15 — 17 лет) | Учебно-профессиональная | На познание профессий | Познавательная | Мировоззрение, профессиональные интересы | |||||
Развитие человека не заканчивается в старшем школьном возрасте. Психика взрослых имеет свои закономерности развития и свои особенности. Исследование психофизиологических функций взрослого человека показало, что существуют 3 стадии:
|
|
• прогрессивная (повышение функционального уровня) — 18— 20 лет;
• стабильная (стабилизация функционального уровня) — 20-35 лет;
• регрессивная (понижение функционального уровня) — 35-60 лет;
Активному долголетию человека способствует развитие его как социально активной личности, субъекта творческой деятельности, яркой индивидуальности. Период расцвета личности и профессиональных достижений человека называется периодом «акме» (от греч. - вершина, расцвет). А раздел психологии - «акмеология».
Раздел психологии, изучающий психологию пожилого возраста называется «геронтопсихология». О возрастных группах взрослых и пожилых людей трудно говорить «вообще». Специфика группы зависит не только от возраста, но и от индивидуальных различий. Социально-психологические свойства взрослых зависят от социально-профессионального положения, от деятельности, которой занимается или занимался человек. Развитие и совершенствование потенциальных возможностей человека предопределяют семья и образ жизни.
В развитии личности взрослого человека ведущее значение имеют жизненные планы, ценностная ориентация, мотивация деятельности, взаимоотношения в семье и трудовом коллективе Важную роль в развитии психики взрослого населения играют культурные и социально-экономические условия общества.