Психологические особенности двигательных навыков. Стадии и закономерности их формирования

Двигательный навык — это действие, доведенное в процессе упражнения до высокой степени ав­томатизма, совершенства, выполняемое точно, экономично, качественно. Овладеть двигательными навыками — значит научиться управлять дви­гательными действиями, регулировать их в пространственных и временных параметрах с определен­ной интенсивностью прилагаемых усилий.

Процесс формирования двигательных навыков имеет свои психологические особенности.

1. Целостность действия. Двигательный навык всегда состоит из ряда элементов двигательного действия. Не сумма этих элементов определяет навык, а целостный характер действия. Он подчиняет элементы основной задаче выполняемого действия и превращает их в средство для осуществления этой задачи.

Например: в легкой атлетике прыжок в высоту состоит из разбега, отталкивания, полета и приземления. Двигательный навык, выполняющий основную задачу (перепрыгнуть через планку), состо­ит в целостном действии (прыжок в высоту). Здесь разбег, отталкивание, полет и приземление — лишь средства осуществления этой задачи.

2. Совершенство. В выполнении всех элементов целостного двигательного действия требуется высокая степень совершенства, точность движений, устойчивость и гибкость навыка. Точность движений — это их координированность по пространственным, временным и силовым компонентам.

Устойчивость навыка — низкая подверженность воздействиям сбивающих факторов. Гибкость навыка — разнообразие способов выполнения действия, которые целесообразно применить в зависи­мости от изменившихся условий.

3. Автоматизм. Двигательные навыки выполняются автоматически, но при этом, функция соз­нания не исключается.

4. Осознанность. Двигательные действия спортсмена всегда осознанны. Образование навыков и использование их в деятельности — сознательный процесс.

В зависимости от задач и условий выполнения действия те или иные заученные движения мо­гут выполняться автоматически (неосознанно) или не автоматически (сознательно), с различной сте­пенью ясности. Вместе с тем все действие в целом всегда выполняется осознанно, поскольку спорт­смен понимает цель, задачи, средства и результаты своей деятельности.

Стадии формировани я двигательных навыков. В процессе формирования двигательных навыков различают три стадии.

1. Ознакомление с общей структурой упражнения. Возникают необходимые поня­тия и представления о технике выполнения двигательного действия. На этой стадии спортсмен от­четливо понимает цель действия, но имеет смутное понимание о способе ее достижения, поэтому, выполняя задание, делает грубые ошибки, много лишних движений, двигательный навык у него отсутствует. Зрительный контроль над выполнением упражнения необходим.

2. На второй стадии - становления - двигательные представления становятся более полными и точными, мышечно-двигательные ощущения и восприятия более четкими и осознанными.

Спортсмен освобождается от ряда ошибок, лишних движений становится меньше. Усваивается ряд элементов, формирующих автоматические двигательные действия. Зрительный контроль за выполнением упражнения перестает быть ведущим, большая роль отводится двигательным и вес­тибулярным компонентам контроля.

3. Закрепление и совершенствование навыка. На этом этапе представление об упражнении ста­новится ясным и отчетливым. Двигательное действие выполняется быстро, точно и экономно. Необ­ходимость зрительного контроля исчезает. Контроль осуществляется в основном при помощи мышечно-двигательных ощущений. Эта стадия не имеет завершения. Она продолжается до тех пор, по­ка спортсмен тренируется и выступает на соревнованиях.

Экспериментально доказано, что процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:

1) образование двигательного навыка носит прогрессивно-поступательный характер, т.е. формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту);

2) рост результатов в процессе формирования навыка неравномерен: в начале усвоения навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется;

3) результаты растут скачкообразно — со взлетами и спадами;

4) на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникает задержка в росте результатов.

23. Идеомоторная тренировка. Принципы и тренирующая функция идеомоторной тренировки

Под идеомоторной тренировкой понимается мысленное выполнение какого-либо элемента или упражнения в целом. Представления о двигательных действиях выполняют тренировочную функцию, которая успешно используется в спортивной практике. Известно, что, представляя себе движения, мож­но упражняться, совершенствуя технику любых двигательных действий. На практике эта функция называется идеомоторной тренировкой. Она характеризуется тем, что спортсмен оживляет систему механизмов произвольных движений, вследствие чего возникают микрореакции нервно-мышечной, вегетативной и других функциональных систем организма. Эти реакции идентичны реальным, кото­рые возникают при практическом выполнении движений. В результате осуществления идеомоторной тренировки (мысленного повторения) происходит закрепление структуры механизмов тренируемого произвольного действия.

Важно отметить, что идеомоторная тренировка имеет свои принципы, позволяющие повышать эффективность функции:

чем ярче и отчетливее представление, тем ярче выражен тренирующий эффект;

эффект возрастает, если представление сопровождается «мысленным проговариванием» про­цесса выполнения действия;

эффект станет особенно ярким, если спортсмен овладел пространственными признаками дви­жений;

тренирующий эффект может быть негативным, если представление ошибочно.

24. Реакция в спорте. Структура и виды реакции. Быстрота реакции т и ее значение в различных видах спорта.

Реакция - это осознаваемое ответное действие на определенный сигнал.

Все разновидности реакции имеют одну и ту же структуру: восприятие сигнала (предваритель­ный период); осознание сигнала (латентный период); ответное действие (исполнительный период).

Типичный пример реакции — старт. Например, пловец, приготовившийся к старту, по команде «Внимание!» принимает исходное положение. С этого момента до стартового выстрела проходит предварительный период реакции. От выстрела до начала движения спортсмена - латент­ный период реакции. От начала стартовых движений до отрыва от стартовой тумбочки - исполни­тельный. Реакции, как правило, длятся тысячные доли секунд. Но за это время система периферических и центрально-мозговых нервных процессов выполняет функции вос­приятия сигнала, его осознания, посылки импульсов к мышцам, обеспечи­вающим выполнение ответных действий.

Различают простые и сложные реакции. Простые реакции характеризуются одним сигналом и одним, заранее известным, ответным дей­ствием. Сложные реакции определяются двумя и более сигналами, одним или несколькими от­ветными действиями.

В простых реакциях выделяют три типа: сенсорный, моторный и нейтральный. Тип реакции за­висит от направленности внимания спортсмена. Например, если стартующий спортсмен ожидает ко­манду к началу выполнения действий (на старте), то у него появляется сенсорный тип реакции. Если же спортсмен сосредоточился на предстоящих движениях, то эта реакция у него моторного типа. При нейтральном типе реакции у спортсмена в равной степени выражены сенсорный и моторный ком­поненты реакции.

Сложные реакции типичны для всех видов спорта, где есть противоборство соперников (бокс, фехтование, борьба, спортивные игры). Представители этих видов спорта, как правило, владеют зна­чительным арсеналом приемов нападения, защиты, обманных действий, но не знают заранее, как се­бя вести в данный момент, какой применить прием, поэтому их реакции носят характер выбора. Та­кие реакции тоже отличаются быстротой, но у них более длительный, по сравнению с простыми ре­акциями, латентный период, возникающий в результате большого количества информации, требую­щей переработки.

Реакции — это одно из проявлений физического качества быстроты.

Быстрота реакции в спорте имеет огромное значение. Часто исход спортивной борьбы зависит от того, насколько своевременно и рационально реагирует спортсмен на изменения в соревнователь­ной ситуации или насколько своевременно он выполняет стартовое действие. Быстрота реакций под­дается совершенствованию с помощью специальных упражнений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: