Виды, формы и средства товарной информации

2.1. Товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.

Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и потребителей о продаваемых товарах являются производители. Производственную информацию может дополнять продавец.

В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.

Основополагающая товарная информация основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

Коммерческая товарная информация – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т.п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.

Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные, в конечном счете, на потребителей.

 
 


Рис. 7.2. Формы товарной информации

Словесная информация наиболее доступна для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке (например, на русском языке для России или одном из языков субъектов Российской Федерации).

Цифровая информация применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре (например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты и сроки).

Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие све­дений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т.п.) либо иных изображений.

Символическая информация сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков.

Штриховая информация – штриховое кодирование.

Информацию о товаре с позиций товароведения классифицируют на виды (рис.7.3). Средствами товарной информации служат маркировка, технические документы, нормативные документы, справочная, учебная и научная литература, реклама.


Рис. 7.3. Виды товарной информации

Маркировачно-справочная информация должна нести определенную товароведную информацию, предусмотренную соответствующей нормативно-технической документацией. Основным средством маркировочно-справочной информации служит маркировка – обязательная информация, нанесенная на изделие или упаковку в виде условных рисунков, цифровых, буквенно-числовых или символических знаков, характеризующих это изделие. Носителями маркировки могут быть:

· этикетка – это элемент упаковки, представляющий собой до нанесения на упаковку самостоятельное изделие небольших размеров с комплексом текстов и изобразительной информации. В зависимости от назначения выделяют основные фирменные этикетки – их располагают в зоне оптимальной видимости. Дополнительные шрифтовые этикетки – это чаще всего контрэтикетки (наносятся с противоположной стороны от основных этикеток и содержат основной объем информации), субконтрэтикетки (располагаются ниже контрэтикеток, меньше по размеру), кольеретки (имеют особую форму и наклеиваются на горлышки бутылок, не несут большой информационной нагрузки). Упаковочные этикетки – выполняют все функции этикеток, но превосходят их по размерам и, следовательно, имеют преимущества в возможностях художественного оформления.

· бирки и ярлыки – носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Они выполняют идентификационную функцию относительно товаров и производителей. Они содержат преимущественно регламентированный минимальный комплекс сведений. Ярлыки чаще применяются для изделий легкой промышленности, а также в оформлении упаковок сувенирного типа.

· вкладыши – выполняют информационную функцию. Их выпускают для качественно новых товаров, обращение с которыми требует навыков или опасно при неправильном использовании; дня товаров сложного устройства. Наносимая информация должна быть объективной и достоверной.

· контрольные ленты – это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки.

· клейма и штампы – носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.

К маркировочно-условной относят информацию, выраженную в виде условных знаков. Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Им свойственны краткость, выразительность, наглядность и быстрая узнаваемость. Основными средствами маркировочно-условной информации являются следующие:

· Товарные знаки – обозначения, позволяющие отличать товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров и услуг других юридических лиц. На практике товарный знак представляет собой торговую марку, обеспеченную правовой защитой, которая призвана:

1) вызывать доверие покупателя благодаря достаточно высокой репутации на рынке владельца товарного знака;

2) стимулировать спрос и запоминание товара;

3) дифференцировать особенности данного товара.

· Знаки происхождения товара – название географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями.

· Знаки соответствия или качества разрешается использовать только для сертифицированной продукции, он выступает одной из гарантий безопасности товара.

· Экологические знаки – (эко-знаки) предназначены для информации об экологической чистоте потребительских товаров или экологически безопасных способах их эксплуатации, использования или утилизации. Экологический знак является одним из определяющих факторов конкурентоспособности товаров.

· Компонентные знаки – знаки, предназначенные для информации о применяемых пищевых добавках или компонентах.

· Эксплуатационные знаки – знаки, предназначенные для информации потребителя о правилах эксплуатации, способах ухода за потребительскими товарами.

· Манипуляционные знаки – знаки, предназначенные для информации о способах обращения с товарами, как правило, наносятся на транспортную тару.

· Предупредительные знаки – знаки, предназначенные для обеспечения безопасности потребителя и окружающей среды при эксплуатации потенциально опасных товаров путем предупреждения об опасности или указания на действия по предупреждению опасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: