Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обще-ствознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания высту­пает категория «общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая формация (от лат. for-matio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой

Структура

Надстройка — это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него

Способ

Базис — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства)

Производительные силы — это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду

производства

Несмотря на относительную самостоятельность, тип над­стройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.

Производительные силы являются динамичным, постоян­но развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношения­ми, разрешающийся в ходе социальной революции, слома ста­рого базиса и перехода на новую ступень общественного разви­тия, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Та­ким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-исто­рическую смену общественно-исторических формаций:

I

Первичная (архаичная)

Вторичная (экономическая)

Перво­бытно­общинная

Рабо-

владель ческая

I—*---' Капита-

1феодаль- листи-ная ческая

Третичная

' Коммуни­стическая:

1) социализм;

2) комму­низм.

Формации

1 Представле-> ны в трудах J К. Маркса

Сформиро­вались в со­ветском об-ществозна-нии

в 30-е гг. XX в.

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анали­зу общественного развития является понятие «цивилиза­ция», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis — гражданин) в ми­ровой исторической и философской литературе употребляется:

— как определенная стадия в развитии локальных куль­тур (например, О. Шпенглер);

— как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);

— как синоним культуры (например, А. Тойнби);

— как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.

Любая цивилизация характеризуется не столько произ­водственным базисом, сколько специфическим для нее обра-

зом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

В современной теории цивилизации выделяются два под­хода.

Теория цивилизации

±

Стадиальный подход

Локальный подход

Цивилизация — единый процесс, проходящий через определенные стадии

Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни)

Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. — поел, треть XX в.)

Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV—III тыс. до н.э. — 60—80-е гг. XVIII в.)

Локальная цивилизация —

большая социокультурная общность, которая существу­ет длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, соци­ально-политической, духов­ной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития

Структура

Современные типы: западная, восточноевро­пейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамери­канская

Культурно-психологическая под­система (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обы­чаи и нормы, право, власть и об­щество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (про­изводство, потребление, обмен продуктами, услугами, техноло­гиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (се­мья, родственные связи, половоз­растные отношения, гигиена, пи­тание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)

Различными исследователями выделяется множество ло­кальных цивилизаций (например, английский историк, социо­лог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), кото­рые могут совпадать с границами государств (китайская ци­вилизация) или охватывать несколько стран (античная, за­падная). Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — западную и восточную.

Линии сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
1. Особеннос­ти восприя­тия мира Рациональное, про­тиворечивое восп­риятие — «фаустов-ско-гамлетовское» Эмоциональное, целост­ное восприятие (икеба­на, вера в бесконечную цепь смертей и возрож­дений)
2. Отношение к природе Стремление подчи­нить себе природу. Человек — венец природы, и все созда­но для его пользы. Для возмещения несо­вершенства человека производится и ис­пользуется техника Стремление быть в гар­монии с природой. Чело­век — органическая часть природы (боевые искусства, медицина по­строены на изучении законов природы). Усо­вершенствование своей души и тела
3. Соотноше­ние личности и общества Приоритет свобод­ной личности, обла­дающей граждански­ми правами. Ценно­сти индивидуальной свободы Приоритет системы под­чинения личности (под­данных) обществу (госу­дарству). Господство тра­диций коллективизма
4. Отношения власти Принцип разделе­ния властей. Сослов-но-представитель-ные структуры. Пар­ламентаризм Политический монизм. Восточная деспотия (не­ограниченная власть, обожествление монарха)
5. Отношения собственности Господство частной собственности Преобладание государст­венной и общинной соб­ственности. Принцип власти — собственности (власть рождает собст­венность, а утративший власть становится, как и все, бесправным)
Окончание табл.
Линии Западная Восточная
сравнения цивилизация цивилизация
6. Отношение Стремление к про- Стремление к воспроиз-
к прогрессу грессу, постоянное водству самих себя, под-
  изменение форм де- держанию традиционно-
  ятельности, исполь- го образа жизни.
  зование новаций. Развитие общества носит
  Развитие общества циклический характер
  носит постепенный,  
  поступательный ха-  
  рактер  

Таким образом, формация концентрирует внимание на уни­версальном, общем, повторяющемся, а цивилизация — на ло­кально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов к изучению общества

Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
1. Соотно­шение объектив­ных и субъ­ективных факторов общест­венного развития Объективные закономер­ности развития носят всеобщий характер. Хотя общественные законы прокладывают себе путь через деятельность лю­дей, они непреложны Человек — единст­венный творец истории, стоит в центре прошлого и настояще­го. Общественно-исто­рическое познание — это познание человека через формы и продук­ты его трудовой, соци­альной, политической и другой деятельности
2. Соотно­шение ма­териаль­ных и ду­ховных сфер жизни общества Материальные факторы (прежде всего произ­водство) играют решаю­щую роль в развитии общества Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем ма­териальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими
3. Направ­ленность истори­ческого развития. Понятие «прогресс» Общество движется от бо­лее низкой к более высо­кой ступени развития. Главные критерии про­гресса связаны с совер­шенствованием производ­ственных отношений Каждая цивилизация неповторима, каждая вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия. Про­гресс относителен, он может охватывать

Окончание табл.

Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход
    отдельные сферы жиз­ни общества: экономи­ку, технологии. Приме­нительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограниченно
4. Достоин­ства Позволяет: — увидеть то общее, что было в историческом раз­витии различных народов; — представить историю человеческого общества как единый процесс; — установить определен­ные закономерности ис­торического развития об­щества; — предложить опреде­ленную периодизацию всемирной истории и ис­тории отдельных стран — позволяет глубоко изучить историю конк­ретных обществ и наро­дов во всем их многооб­разии и специфике; — ориентирует на изу­чение тех сторон обще­ственной жизни, кото­рые обычно выпадают из поля зрения сторон­ников формационного подхода (ценности, на­циональные особеннос­ти, духовная жизнь, психология и др.); — ставит в центр иссле­дования человеческую деятельность и человека
5. Недос­татки — многие народы не про­ходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций; — большинство процессов политического, духовно­го, идейного, культурно­го порядка не могут быть без искажений и упроще­ний объяснены с чисто экономических позиций; — последовательное при­менение формационного подхода неизбежно ото­двигает на задний план — при своем последова­тельном применении ве­дет к тому, что стано­вится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; — создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и об­ществ;
Окончание табл.
Линии Формационный Цивилизационный
сравнения подход подход
5. Недос- роль человеческого фак- — сводит к минимуму
татки тора, человеческую возможности исследова-
  деятельность; ния закономерностей ис-
  — недостаточное внима- торического развития
  ние уделяется своеобра- человеческого общества
  зию, уникальности, непо-  
  вторимости отдельных об-  
  ществ и народов  

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что су­ществующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относить­ся с точки зрения принципа дополнительности, принимая jbo внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

Образец задания

1 В1. | Запишите слово, пропущенное в схеме.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

I Эволюция I Ответ: Революция.

Тема 7. Понятие общественного прогресса

Проблема направленности совершающихся в обществе из­менений зародилась еще в древности и оставалась достаточно дискуссионной.

Различные взгляды на направленность общественного развития

— Французские просветители — история непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества.

— Религиозные течения — преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

— Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби — движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т. е. теория исторического круговорота.

— Современные исследователи — положительные изме­нения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. вывод о противоречивости прогресса.

Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии

Прогресс (от лат. progres-sus — движение вперед, успех) — это направле­ние развития, для кото­рого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более слож­ному, движение вперед к более совершенному

Регресс (от лат. regressus — об­ратное движение) — это та­кой тип развития, для ко­торого характерен переход от высшего к низшему, про­цессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций

Относительность прогресса

Есть области, к кото­рым понятие про­гресса не применимо

Противоречивость прогресса

Совершенствование в одних областях обо­рачивается потерями в других. Одним со­циальным силам про­гресс в данной об­ласти может быть вы­годен, а другим нет

Развитие человеческого разума

Совершенствование нравст­венности людей

Развитие производитель­ных сил, включая самого человека

Прогресс науки и техники

Возрастание степени сво­боды, которую общество может предоставлять человеку

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время оста­навливаться, что называется стагнацией.

Понятие прогресса в современных условиях все более трансформируется в сторону обогащения его гуманистически­ми параметрами, характеристиками. Развитие человека в его духовном и телесном измерении, осознание самоценности че­ловеческого существования, создание благоприятных усло­вий для человека — в этом видится прогресс современного об­щества. В качестве гуманистических критериев выдвигают­ся такие показатели прогрессивного развития общества: средняя продолжительность жизни человека, детская и ма­теринская смертность, состояние здоровья, уровень образо­вания, развитие различных сфер культуры, чувство удовле­творенности жишью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.

В2.

Образец задания

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­чением одного, связаны с понятием «прогресс». Социальная реформа; стагнация; социальная революция; об­щественное развитие; модернизация.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «про­гресс». Ответ: Стагнация.

Тема 8. Процессы глобализации и становление единого человечества

В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государ­ствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глуб­же осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.

Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

Глобализация — процесс интеграции государств и наро­дов в разных областях деятельности.

Основные причины глобализации: переход от индустри­ального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Ин­тернета, спутникового телевидения.

Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.

Основные направления глобализации: деятельность транс­национальных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; со­здание международных организаций в экономической и фи­нансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемир­ный банк, Всемирная торговая организация и др.

Формирование глобальной экономики порождает взаимо­зависимость экономик отдельных государств. Успех или кри­зис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть стано­вится бессильной перед глобальными процессами. Это подтал­кивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, напри­мер, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.

Последствия процесса глобализации

Позитивные Негативные
• Стимулирующее влияние на эко­номику: — появление возможности созда­вать товары в тех регионах ми­ра, где их производство обойдет­ся дешевле; — возникновение возможности ре­ализации товара там, где это даст максимальную выгоду; — снижение издержек производства; — появление возможностей для даль­нейшего развития производства; — рост прибыли; — концентрация усилий на разработ­ке новых передовых технологий; — плодами НТР могут воспользо­ваться страны, не имеющие воз можности вести собственные на учно-технические исследования. • Сближение государств • Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике • Возникновение социокультурно­го единства человечества • Насаждение единого стандарта потребления • Создание препятствий для развития отечествен­ного производства • Игнорирование эконо­мической и культурно-исторической специфики развития разных стран • Навязывание опреде­ленного образа жизни, за­частую противоречащего традициям данного обще­ства • Оформление идеи сопер­ничества: наиболее мощ­ные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономи­чески слаборазвитых странах • Утрата каких-то специ­фических черт нацио­нальных культур

По вопросу о становлении единого человечества существу­ют следующие точки зрения:

— Единство человечества — только кажущееся. Люди го­ворят на тысячах языках, исповедуют разные религии, при­держиваются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

— Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.

— Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, обра­зов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит дру­гому. Единство человечества дополняет его многообразие.

Основные факторы единства современного человечества

Факторы Их последствия
Изменение средств коммуникации В единый информационный поток со­единились практически все уголки и ре­гионы планеты
Изменение транспорта Быстрота перемещения из одной части света в другую. Мир стал доступен для передвижения
Характер современ­ной техники Реальна угроза уничтожения всего чело­вечества
Экономика Производство, рынки стали действи­тельно мировыми, производственные связи превратились в основу единства современного человечества
Глобальные проблемы Их решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества

В современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое — как биологический вид, но и со­циальное — объединяясь в целостную всемирную социальную систему, и культурное — поскольку во взаимообмене дости­жениями различных культур образуется единая общечелове­ческая культура.

___ Образец задания

I A1.1 Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации? А. Глобализация способствует целостности мира и его развитию. Б. Глобализация способствует распространению ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.

Тема 9. Глобальные проблемы человечества

Термин «глобальные проблемы» появился в научной ли­тературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы совре­менности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и уг­лубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.

    Главные (приоритетные) глобальные проблемы    
  Проблема мира и разору­жения, предотвращения новой мировой войны     Преодоление отсталости развивающихся стран  
Экологическая Демографическая
Энергетическая Сырьевая
Продовольственная Использования Мирового океана
ч   Мирового освоения космоса »/  
               

Основные направления разрешения глобальных проблем

Формирование нового пла­нетарного сознания. Вос­питание человека на прин­ципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах

Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, ус­ловий, приводящих к воз­никновению и обострению проблем

Концентрация усилий всех стран по решению глобаль­ных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейщих экологических технологий, общего мирово­го центра по изучению гло­бальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации

Вывод международного со­трудничества на новый качественный уровень

Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объек­тивной информации от каж­дой страны и международ­ных исследований необхо­димо для прогнозирования и принятия решений

Четкая международная система прогнозирования

С учетом наличного уровня общественного развития и осо­бой остроты стоящих перед человечеством глобальных проб­лем делаются различные социальные прогнозы перспектив человечества:

— Пессимистические прогнозы («экологический песси­мизм») связаны с тем, что разрешить Глобальные проблемы человечества нельзя, так как это потребует осуществления та­ких мер, которые реализовать практически невозможно (на­пример, приостановка роста населения, отказ от техничес­кого и технологического прогресса, снижение уровня потреб­ления и т. д.). Неотвратимость экологической катастрофы, «конца истории», гибели человечества.

— Умеренно оптимистические прогнозы («научно-тех­нический оптимизм») обосновывают тем, что научно-тех­нические открытия и технологические новации могут стать основой разрешения наиболее сложных из глобальных проб­лем. Условием для этого является принятие мировым сообще­ством концепции «устойчивого развития», согласно которой научно-техническая и технологическая революции должны быть подчинены интересам выживания, сохранения природ­ной среды существования человечества.

Образец задания

Найдите в приведенном ниже списке глобальные про­блемы современности и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) проблема образования народных масс

2) демографическая проблема

3) продовольственная проблема

4) торговая проблема

5) проблема использования космоса

6) научная проблема

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 235.

В4.

Раздел 2. Духовная жизнь общества

Тема 1. Культура и духовная жизнь

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распрост­раненными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

— Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

— Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

— Ценностный подход: культура — практическая реали­зация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию че­ловечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, ре­лигии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал чело­век, а природа — то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно опреде­лить как исторически обусловленный динамический комп­лекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле — процесс активной творче­ской деятельности, в ходе которой создаются, распределя­ются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности — ма­териальной и духовной — можно выделить две основные сфе­ры существования и развития культуры.

    Культура    
       
         
Материальная культура   Духовная культура
Связана с производством и освоением предметов и яв­лений материального мира, с изменением физической природы человека: матери­ально-технические средст­ва труда, коммуникация, культурно-бытовые соору­жения, производственный опыт, умения, навыки лю­дей и др.   Совокупность духовных ценностей и творческой де­ятельности по их производ­ству, освоению и примене­нию: наука, искусство, ре­лигия, мораль, политика, право и др.
             

Потребности общества и человека (материальные

или духовные), которые удовлетворяются произведенными

ценностями

Критерий деления

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно,-потому что в «чистом» виде они просто не су­ществуют: духовная культура может воплощаться и в матери­альных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Основные функции культуры

Наименование функции Бе содержание
Познавательная Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
Оценочная Осуществление дифференциации ценнос­тей, обогащение традиций
Регулятивная (нормативная) Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех облас­тях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
Информативная Осуществление передачи и обмена знания­ми, ценностями и опытом предшествующих поколений
Коммуникатив­ная Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совер­шенствование личности через общение
Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к са­мосовершенствованию

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту об­ласть бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельнос­ти, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практиче­ской деятельности, является особой формой отражения окру­жающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремле­ния и цели людей. Взятые в единстве они составляют духов­ный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общест­ва и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эс­тетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Структура духовной жизни общества

Духовные потребности

Духовная деятельность (духовное производство)

Духовные блага (ценности)

Представляют собой объек­тивную нужду людей и обще­ства в целом со­здавать и ос­ваивать духов­ные ценности

Производство сознания в особой общественной форме, осуществляе­мое специализирован­ными группами лю­дей, профессионально занятыми квалифици­рованным умствен­ным трудом

• Идеи, теории, образы и духов­ные ценности

• Духовные об­щественные свя­зи индивидов

• Сам человек как существо духовное

Социализация личности

Виды

Цель

Наука

Искусство

Религия

Воспроиз­водство об­щественно­го сознания в его целост­ности

Особенности

Его продуктами являются идеальные образования,. которые не могут быть от-чуждены от их непосредст­венного производителя

Всеобщий характер его по­требления, так как духов­ные блага доступны всем - индивидам без исключе­ния, являясь достоянием всего человечества

Образец задания

I A1. I Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень ин­теллектуального, нравственного, эстетического развития лю­дей.

Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 1.

Тема 2. Формы и разновидности культуры:

народная, массовая и элитарная;

молодежная субкультура

Когда речь идет о многообразии культур, то оно пони­мается по-разному.

Типология культуры

Основа классификации Типы культуры
Связь с религией Культуры религиозные и светские
Региональная принадлежность Восточная и западная, средиземномор­ская, латиноамериканская
Регионально-этни­ческая особенность Русская, французская и т. д.
Принадлежность к историческому типу общества Культуры традиционного, индустриаль­ного и постиндустриального общества
Хозяйственный уклад Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриаль­ная культура
Сфера жизни общества или вид деятельности Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологи­ческая, художественная и пр. культуры
Связь с территорией Сельская и городская культуры
Специализация Обыденная и специализированная куль­туры
Уровень мастерства и вид аудитории Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, под­разумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

Культура

Основные формы

Элитарная   Народная   Массовая
Создается при­вилегированной частью общест­ва» либо по ее за­казу профессио­нальными творцами   Создается ано­нимными твор­цами, не имею­щими профес­сиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы)   Понятие, используе­мое для характерис­тики современного культурного произ­водства и потребле­ния (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия клас­сов, наций, уровня материального со­стояния, стандар­тизация культуры)

Разновидности

Субкультура   Контркулътура
Часть общей культуры, сис­тема ценностей, присущих определенной группе (половоз­растные: женская, детская, молодежная и др.; профессио­нальные: научное сообщест­во, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитае­мым занятиям в свободное время); религиозные; эт­нические; криминальная)   Оппозиция и альтернати­ва по отношению к гос­подствующей в обществе культуре (битники, хип­пи и панки; левые радика­лы; андеграунд и др.)

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное Негативное
• Утверждает простые и понят­ные представления о мире лю­дей, о взаимоотношениях меж­ду ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современ­ном, быстро меняющемся мире • Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскатель­ным вкусам «массового человека»

Окончание табл.

Позитивное Негативное
• Ее произведения не выступают средством авторского самовыра­жения, а непосредственно обра­щены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы • Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социаль­ных групп), что соответствует нашему времени • Отвечает запросам, потребнос­тям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической раз­рядке • Имеет свои вершины — литера­турные, музыкальные, кинема­тографические произведения, ко­торые уже по сути могут быть от­несены к «высокому» искусству • Ведет к стандартизации и унификации не только об­раза жизни, но и образа мыслей миллионов людей • Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере • Насаждает мифы в созна­нии людей («миф Золуш­ки», «миф простого пар­ня» и т. д.) • Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности • Используя современные СМИ, подменяет для мно­гих людей реальную жизнь, навязывая опреде­ленные представления и предпочтения

Критерием наличия и сформированности субкультуры яв­ляется совокупность всех ее параметров.

Составляющие и признаки субкультуры: знание (карти­на мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жиз­ни; социальные институты как системы норм; навыки, уме­ния, способы осуществления, методы; социальные роли и ста­тусы; потребности и склонности.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного ис­кусства» через некоторое время перестают быть новаторски­ми и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Молодежная субкультура часто рассматривается как де-виантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оп­позиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и свя­зана с развитием общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстра-

тивного потребления. Ее возникновение связано также с по­вышением роли и значения свободного времени, досуга, во­круг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные экс­перименты с образом жизни, поиск иных, отличных от куль­туры взрослых, культурных оснований своего существования.

___ Образец задания

| Вв. | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, ко­торые необходимо вставить на место пропусков.

«Первоначально во взаимодействии инновации и_______(1)

в культуре доминирующую роль играет последняя, закреп­ляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся нов­шества. Причем эта система на ранних стадиях развития об­щества по необходимости характеризуется крайней жестоко­стью, не допускает и тени __________(2). Чем глубже в

прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в рече­вые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и

__________(3), в формулы житейской__________(4),

практического___________(5), верований. Он разгружен

от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, по­чти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата,

стих, пропись, обобщенный художественный_______(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для запол­нения пропусков.

A) образ Е) рассудок

Б) поведение Ж) преемственность

B) демократия 3) традиция Г) новаторство И) мудрость Д) искусство

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите

под каждым номером букву, соответствующую выбранному

вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк

ответов.

           
           

Ответ: ЗВБИЕА.

Тема 3. Средства массовой информации

Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).

Средства массовой информации представляют собой:

• Совокупность всех каналов передачи информации: пе­чать (газеты, журналы, бюллетени, информационные лист­ки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Ин­тернет.

• Совокупность всех жанров, посредством которых реали­зуется все содержание массовой информации: заметка; ин­тервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

Средства массовой информации влияют не только на чув­ства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т. д., но и на то, в какой форме и какими спосо­бами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении послед­них. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как тако­вые, являются одновременно инструментами власти.

Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общест­венное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кам­паний, того или иного политического курса и т. п. СМИ спо­собствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизи­руют и формируют однородную культуру, унифицируют мне­ния, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.

Словесное выражение информации, особенно для аудио­визуальных СМИ, не единственный и не всегда самый глав­ный элемент информационной деятельности. Всевозрастаю­щий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры на­шего времени. СМИ приобретают роль основного агента про­изводства и распределения культуры.

Функции СМИ

Наименование функции Бе содержание
Коммуникативная Установление контакта с массовой аудито­рией как совокупностью субъектов, имею­щих цель получить информацию
Непосредственно-организаторская Отражение роли СМИ как «четвертой власти» в обществе
Идеологическая (социально-ориен­тирующая) Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стрем­ления, включая мотивацию поведения
Культурно-образо­вательная Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных цен­ностей, воспитание людей на образах обще­мировой культуры
Рекламно-справоч-ная Удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, 'огород, туризм, шах­маты, коллекционирование и т. д.)
Рекреативная Создание условий для развлечений, сня­тия напряжения, получения удовольствия

Образец задания

1 ВЗ. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­ние которого пронумеровано.

(1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. (2) В совет­ский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время ме­тоды воздействия на аудиторию носили принудительный ха­рактер. (4) На наш взгляд, демократическое общество прино­сит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных. Определите, какие положения текста носят: А)4>актический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

       
       

Ответ: ААББ,

Тема 4. Искусство, его формы, основные направления

Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:

— биологизаторская — происхождение искусства из по­требности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, нахо­дящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели вы­сокой творческой деятельности;

— игровая — причины возникновения искусства в потреб­ности расходования человеком нерастраченной в трудовой де­ятельности энергии, в необходимости тренировки для усвое­ния социальных ролей;

— магическая — искусство — форма различных видов ма­гии, внедренной в повседневную деятельность еще первобыт­ного человека;

— трудовая — искусство — результат труда: полезные ка­чества произведенных предметов становятся объектом худо­жественного наслаждения.

Искусство — практическая деятельность человека, на­правленная на освоение и создание эстетических ценнос­тей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искусство: ис­кусство — подражание природе; «природа — лучший мастер форм». Искусство — творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Предмет искусства — человек, его отношения с окру­жающим миром и другими индивидами, а также жизнь лю­дей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме худо­жественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов,

событий и явлений. С помощью художественного образа про­исходит процесс художественного обобщения, выделения су­щественных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусства — художественное произведе­ние, имеющее видовую и жанровую определенность и осу­ществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную кон­цепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд ви­дов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анима­листический жанр, исторический жанр); скульптура (станко­вая, декоративная, монументальная); декоративно-приклад­ное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.

Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действитель­ности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.

Искусство выполняет в обществе множество разнообраз­ных функций, по поводу содержания которых между сторон­никами различных теорий ведутся споры.

Функции искусства

Наименование функции Ее содержание
Общественно-преобра­зующая Оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества
Художественно-кон­цептуальная Анализирует состояние окружающего мира
Воспитательная Формирует личность, чувства и мыс­ли людей
Эстетическая Формирует эстетические вкусы и по­требности человека
Утешительно-компен­саторная Восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности

Окончание табл.

Наименование функции Бе содержание
Предвосхищения Предвосхищает будущее
Внушающая Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику
Гедонистическая (от греч. наслаждение) Доставляет людям удовольствие
Познавательно-эврис­тическая Отражает и осваивает те стороны жиз­ни, которые труднодоступны науке

Образец задания

С8. I Изложите Ъвои мысли (свою точку зрения, отношение)

по поводу поднятых Вчприведенных высказываниях проблем. Приведите необходимый ^ргумен^ы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

«Цель искусства — не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).

«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключев­ский).

Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

— соответствовать базовой обществоведческой науке (фило­софии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (вы­сказывание мыслителя);

— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмот­рению вопросов, которые раскрываются с опорой на зна­ния, полученные при изучении курса обществознания (от­вечайте на вопросы типа: С какими основными компонен­тами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?);

— включать ясно выраженное и аргументированное собст­венное понимание проблемы и отношение к ней (отвечай­те на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказывани­ем? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? По­чему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

— содержать термины, понятия, обобщения, факты, приме-рыу связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен

(на) привести? Какие теоретические обобщения мне следу­ет учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвер­дить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться кор­ректностью в их использовании;

— характеризоваться свободной композицией, непринужден­ностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:

• Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что ка­жется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, кото­рый определит ее содержание и сущность.

• Основная часть эссе представляет собой относительно раз­вернутое изложение вашего собственного мнения в отно­шении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социаль­ного опыта:

Тезис — то, что требуется доказать

Аргументы — факты, примеры, доводы, суждения

Выводы — в силу каких доказательств ваш тезис верен

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только

одну основную мысль.

• В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые свя­заны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема при­обретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

— включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

— описание различных точек зрения на проблему или раз­ных подходов к ее решению;

— наличие указания на многозначность используемых поня­тий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

— присутствие указания на альтернативные варианты реше­ния проблемы.

Тема 5. Наука

Наука — форма духовной деятельности людей, направ­ленная на производство знаний о природе, обществе и о са­мом познании, имеющая непосредственную цель постиже­ния истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим ос­новным признакам и характеристикам.

Наука

___..................1, Социальный инсти­тут со своей струк­турой и функциями • Отрасль духовного производства • Особая система знаний (в форме научных представ­лений, понятий, теорий), приве­денная в целост­ную систему на основе определен­ных принципов
Особая система об­щественных орга­низаций, учрежде­ний, вырабатываю­щих, хранящих, распространяющих и внедряющих зна­ния (НИИ, вузы, академические инс­титуты, Академия наук РФ и др.) Система науч­ных ис­следова­ний Опытно-конст-руктор-ские изыска­ния
     
Основная продукция  
Понятия, законы, теории  

Наука подразделяется на множество отраслей знания, ко­торые различаются между собой тем, какую сторону действи­тельности, форму материи они изучают.

Основа классификация Виды науки
Предмет и метод познания — Науки о природе: естествознание — Науки об обществе: обществознание (гуманитарные, социальные науки) — Науки о познании и мышлении: логи­ка, гносеология, диалектика — Технические науки и математика

Окончание табл.

Основа классификация Виды науки
«Удаленность» от практики — Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику — Прикладные науки: присутствует не­посредственная ориентация на примене­ние результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет про­тивоположный процесс — интеграция научного знания.

Современные ученые предлагают несколько моделей раз­вития научного знания.

Наименование модели Бе содержание
1. Постепенное раз­витие науки Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательно­му изучению работ своих предшест­венников
2. Развитие науки че­рез научные револю­ции Периодически любая наука должна пере­живать коренную смену господствую­щих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «эта­пу кризиса и смены парадигм»1
3. Развитие науки че­рез приближение к познавательным стандартам естество­знания За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и кри­терии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
4. Развитие через ин­теграцию научного знания Строить систему знания на основе извле­чения ее элементов из различных науч­ных дисциплин: использование теории и методов других наук

1 Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический пе­риод и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на по­вестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Являясь подсистемой более сложной системы — общест­ва, наука испытывает на себе определенное воздействие по­следней, хотя она развивается по своим собственным законам.

Наука

Общество

Потребности развития общества Материально-техническая база общества

Внутренние законы науки

• Преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых)

• Чередование относительно спокойных пери­одов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции)

• Сочетание процессов дифференциации и ин­теграции

• Углубление и расширение процессов матема­тизации и компьютеризации

Функции современной науки

Наименование функции Бе содержание
Культурно-миро­воззренческая Помогает человеку не только объяснить из­вестные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явле­ния окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоз­зрение, научные представления — часть общего образования, культуры
Познавательно-объяснительная Осуществляет познание и объяснение уст­ройства мира и законов его развития
Прогностическая Осуществляет прогнозирование последст­вий изменения окружающего мира, рас­крывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомен­дации по их преодолению

Образец задания

Запишите слово, пропущенное в схеме.

НАУКА

Фундаментальная

Ответ: Прикладная.

Тема б. Социальная и личностная значимость образования

Среди социальных институтов современного общества об­разование играет одну из важнейших ролей.

Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институ­тов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образования — приобщение индивида к достиже­ниям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основной путь получения образования — обучение и само­образование, т. е. если знания, умения и навыки приобрета­ются человеком самостоятельно, без помощи других обу­чающих лиц.

Функции образования

Наименование функции Бе содержание
Экономиче­ская Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваи­вать научные и технические новшества и эф­фективно использовать их в профессиональной деятельности
Социальная Социализация личности, воспроизводство соци­альной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности
Культурная Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его твор­ческих способностей

Социально-экономический и политический строй, куль­турно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.

  Компоненты \^
|      
Совокупность об­разовательных стандартов и про­грамм   Органы управления образованием   Комплекс принципов, определяющих функ­ционирование систе­мы образования
  к » S *
Сеть - образовательных учреждений   Система образования в России • Гуманистический ха­рактер образования • Приоритет общечелове­ческих ценностей • Право личности на свободное развитие • Единство федерально­го образования при пра­ве на своеобразие обра­зования национальных и региональных культур • Общедоступность об­разования • Адаптивность систе­мы образования к пот­ребностям обучаемых • Светский характер об­разования в государст­венных учреждениях • Свобода и плюрализм в образовании • Демократический, го­сударственно-общест­венный характер управ­ления и самостоятель­ность образовательных учреждений
 
• Дошкольные образователь­ные учреждения • Общеобразовательные школы (гимназии) • Профессионально-техничес­кие учебные заведения (лицеи, колледжи) • Учреждения дополнительного образования детей (дома школь­ников, творчества юных и т. д.) • Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т. д.) • Университеты, колледжи, технические школы • Учреждения по подготовке на­учных и научно-педагогиче­ских кадров • Учреждения повышения ква­лификации и переподготовки кадров (институты, факульте­ты, центры и т. д.)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: